Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 октября 2003 г. N КА-А40/8388-03
(извлечение)
Решением от 21.06.2003 Арбитражного суда г. Москвы признано незаконным как не соответствующее п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль", п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", п. 2 ст. 172 НК РФ решение ИМНС РФ N 8 по ЦАО г. Москвы N 1/35 от 31.03.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ГП ГВЦ МПС РФ.
При этом суд исходил из того, что предприятие правомерно использовало льготу, установленную дефисом 5 п. 1 ст. 2 Закона г.Москвы от 18.06.97 N 19, уменьшив сумму налога на величину фактически произведенных затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе (по перечню затрат, определяемых Москомприродой и ежегодно утверждаемых Правительством Москвы) - на сумму средств, перечисленных Фонду экологизации транспорта "Мосэкотранс" на основании заключенных договоров, и что ни Закон г. Москвы, ни Постановление Правительства Москвы от 29.12.98 N 1025 не устанавливают лимита привлекаемых средств. Также судом установлена правомерность применения предприятием налоговых вычетов по основным средствам и нематериальным активам, переданным ему МПС РФ.
Третьим лицом к участию в деле привлечено МПС РФ. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 8 по ЦАО г. Москвы, в которой (с учетом заявления от 22.10.2003) ставится вопрос о его изменении в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. По мнению инспекции, ГП ГВЦ МПС РФ не является предприятием железнодорожного транспорта, не участвовало в формировании централизованных фондов амортизационных отчислений, само не приобретало и не оплачивало основные средства и нематериальные активы, в т.ч. НДС, в связи с чем при получении на баланс основных средств и нематериальных активов от МПС РФ неправомерно вычитало в полном объеме суммы НДС, уплаченные поставщикам МПС РФ, из сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, что привело к неуплате НДС, излишнему заявлению НДС к возмещению и неполной уплате налога на имущество.
В судебном заседании представители инспекции доводы жалобы поддержали.
Представители предприятия против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебном акте. По мнению предприятия, оно действовало правомерно, т.к. являясь предприятием железнодорожного транспорта, обоснованно вычитало из суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, суммы НДС, фактически: уплаченные поставщикам МПС РФ, осуществлявшим централизованное финансирование предприятий отрасли за счет централизованных фондов амортизационных отчислений.
Представитель 3-го лица МПС РФ поддержал позицию предприятия.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласие п. 2 ст. 7 Закона РФ "О НДС", суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Судом при рассмотрений спора на основании положений ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" N 153-ФЗ от 25.08.95, Положения о МПС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.96 N 848, Устава ГП ГВЦ МПС РФ, утвержденного заместителем Министра путей сообщения 05.02.93, сделан правильный вывод о том, что ГП ГВЦ МПС РФ является предприятием железнодорожного транспорта.
Довод кассационной жалобы о том, что ГП ГВЦ МПС РФ не является предприятием железнодорожного транспорта, поскольку не входит в перечень таких предприятий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.05.96 N 629, является необоснованным. Названный перечень не является перечнем конкретных государственных предприятий - юридических лиц, система которых образует федеральный железнодорожный транспорт. В Перечне приводятся предприятия и Организации федерального железнодорожного транспорта, осуществляющие и обеспечивающие перевозочный процесс (т.е. инфраструктура видов деятельности, обеспечивающих перевозочный процесс). Указанная в Уставе ГЦ ГВЦ МПС РФ цель создания и деятельности предприятия соответствует приведенной в Перечне деятельности информационно-вычислительных центров.
Участники процесса не оспаривают того, что инвестирование информационных программ, в рамках реализации которых ГП ГВЦ МПС РФ выделялись средства, за счет которых МПС РФ приобреталось оборудование, осуществлялось за счет централизованных фондов амортизационных отчислений, образованных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.96 N 848 для решения отраслевых задач. При этом МПС РФ, в соответствии с положением о нем, выполняет функции государственного заказчика при реализации совместно с подведомственными предприятиями и учреждениями федеральных целевых программ в области федерального железнодорожного транспорта.
Таким образом, заключение МПС РФ как государственным заказчиком в рамках отраслевых инвестиционных программ информатизации договоров в интересах ГП ГВЦ МПС РФ, оплата оборудования поставщикам на основании выставленных счетов-фактур министерством за счет средств, выделенных ГП ГВЦ МПС РФ в рамках отраслевых инвестиционных программ информатизации, передача оборудования и затрат по его приобретению министерством предприятию по расчетным документам извещениям - авизо формы N ФРУ-13, утвержденным МПС РФ, с указанием в них поставщика, номеров накладной, счета-фактуры, пл. поручения, которым произведена оплата, с выделением суммы НДС, являлось достаточным основанием для принятия предприятием оборудования на учет и предъявлением НДС по этому оборудованию к возмещению (вычету).
Порядок проведения (отражения) учетных операций по стоимости основных средств, приобретенных за счет средств централизованного износа (амортизации) для предприятий железных дорог министерством, посредством передачи от МПС РФ по авизо затрат по капвложениям применяется в системе МПС РФ на основании письма N ЦФС-9/108 от 11.09.95.
Возможность принятия к зачету (возмещению) предприятиями железнодорожного транспорта сумм НДС, указанных в авизо, при наличии официального подтверждения от МПС РФ факта оплаты оборудования, с указанием в авизо номера соответствующего счета-фактуры, подтверждена письмами Минфина РФ (Департамент налоговых реформ по согласованию с Управлением методологии косвенных налогов ГНС РФ) от 25.06.97 N 04-03-11, от 19.12.2002 N 04-04-11/72 (Департамент налоговой политики).
Довод кассационной жалобы о том, что предприятием производился вычет налога, фактически поставщикам не уплаченный, является необоснованным, противоречит установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. Уплата НДС в составе цены за оборудование производилась министерством, осуществляющим централизованное финансирование предприятий отрасли (к которым относится ГП ГВЦ МПС РФ) за счет централизованных фондов амортизационных отчислений, образованных предприятиями отрасли.
В связи с обоснованным предъявлением сумм НДС к возмещению (вычету), исчисление и уплата налога на имущество, исходя из цены приобретения без НДС, произведены в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", п.п. 2, 4 Инструкции ГНС РФ от 08.06.95 N 33, п. 28 Приказа МФ РФ от 20.07.98 N 33н, п.п. 49, 57 Приказа МФ РФ от 29.07.98 N 34н.
Учитывая изложенное, судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 21.06.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-15598/03-75-216 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 8 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2003 г. N КА-А40/8388-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Докумен приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствоваших в судебном заседании