г.Калуга |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А83-1786/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
|
Панченко С.Ю. |
||||
судей |
|
Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
||||
при участии в заседании от: |
|
|||||
Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г.Симферополь, Бульвар Ленина, д.5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102012153) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом; |
||||
управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (295006, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Александра Невского, д.29, ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом; |
||||
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Крым (297505, Республика Крым, с.Мирное, Симферопольский район, ул.Белова, 2а ) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом; |
||||
инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ялта Республики Крым (298600, Республика Крым, г.Ялта, ул. И.Васильева, 16а) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом; |
||||
общества с ограниченной ответственностью "Прайм Стар Групп" (295000, г.Симферополь, пр.Кирова, 29, оф.210,, ОГРН 1149102103314, ИНН 9102050335) |
|
представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.06.2016 (судья Колосова А.Г.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Евдокимов И.В.) по делу N А83-1786/2016,
УСТАНОВИЛ:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, заявитель) обратилась в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Прайм Стар Груп" (далее - ООО "Прайм Стар Груп", общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшейся в переходном периоде, в размере 22 842 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016, в удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, считая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суд дал неправильную оценку представленным обществом доказательствам, приняв их за основу решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество письменный отзыв не представило, своего представителя в судебное заседание не направило.
Управление ФНС России по Республике Крым в письменном отзыве поддержало доводы жалобы, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Налоговые инспекции письменные отзывы на жалобу не представили, своих представителей в судебное заседание не направили.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и письменного отзыва на неё, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 56-ЗРК), установлены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Во исполнение названного закона Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254 утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года (далее - Порядок), пунктами 9, 10 которого установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым, являющаяся с 01.01.2015 уполномоченным органом на взыскание с 01.01.2015 задолженности по налогам и сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым N 56-ЗРК/2014 по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Как установлено судом, Службе был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года по Налоговой инспекции в г. Ялте Налоговой службы Республики Крым (далее по тексту - реестр), согласно которому за обществом числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 22 842 руб. 07 коп.
В связи с указанным в адрес должника были направлены предписания от 21.05.2015 N 05-14/101, от 22.10.2015 N 05-14/5702 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, неисполнение обществом которых послужило основанием для обращения Службы финнадзора в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами по делу доказательства и руководствуясь частями 4 и 6 статьи 215 АПК Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что ни заявителем, ни налоговыми органами не представлено первичных документов, подтверждающих возникновение задолженности у общества перед бюджетом в переходной период, причины включения задолженности в реестр, правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Обращаясь с заявленными требованиями и настаивая на наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом Республики Крым в общей сумме 22 842 руб. 07 коп., Служба финнадзора в обоснование требований ссылалась на единственное имеющееся доказательство - Реестр налогоплательщиков, сформированный инспекцией в разрезе налогоплательщиков с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов и сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчетов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что представленный инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым по запросу суда лицевой счет плательщика ООО "Прайм Стар Груп" (учетная карточка) по состоянию на 31.12.2014 также подтверждает наличие задолженности общества перед бюджетом.
Однако суд, оценив представленное доказательство, сделал правильный вывод о том, что указанный лицевой счет не может быть принят судом в качестве доказательства наличия у общества задолженности перед бюджетом Республики Крым, поскольку согласно позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.11.2002 N 6294/01, лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов, наличие записей о недоимке в лицевом счете само по себе не влечет юридических последствий для налогоплательщика, в связи с чем, данные карточки расчетов с бюджетом не могут использоваться для установления факта наличия или отсутствия задолженности по налогу.
Кроме того, судом установлено, что согласно пояснений УФНС России по Республике Крым у территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестры сумм задолженности и переплат, а также предоставления детальной информации находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам.
Согласно письменным пояснениям инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю отчетное налоговое дело по ООО "Прайм Стар Групп" за 2014 год отсутствует.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ялте Республики Крым были даны письменные пояснения, из которых суд установил, что Налоговая инспекция по г. Ялте Налоговой службы Республики Крым на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым N 1638-р от 31.12.2014 ликвидирована без правопреемства и в соответствии с приказом от 10.11.2014 N 01-03/236@/356 "О порядке приема-передачи архивных дел от Налоговой службы Республики Крым на хранение УФНС России по Республике Крым" инспекция является пользователем реестра, при этом предоставление сведений возможно только в виде сводной информации.
Таким образом, в нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ, надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии у общества задолженности перед бюджетом, ни службой, ни налоговой инспекцией, ни Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Крым не представлено, как и не представлен расчет суммы задолженности, включенной в Реестр, не указано, какой конкретно вид налога, сбора или обязательного платежа просит взыскать заявитель. Причины включения в реестр 22 842 руб. 07 коп. в качестве задолженности общества перед бюджетом Республики Крым заинтересованными лицами обоснованы не были.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд не принял меры к истребованию первичных документов у налоговых органов, которые, по его мнению, как хранители информации, должны располагать документами, на основании которых сумма задолженности была включена в Реестр, отклоняется как противоречащий материалам дела, поскольку судом первой инстанции были приняты соответствующие меры, однако первичные документы, подтверждающие основания возникновения задолженности, не были представлены со ссылкой на их отсутствие.
Довод заявителя о том, что налогоплательщик сам должен был представить доказательства отсутствия задолженности перед бюджетом основан на неправильном толковании норм права, поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций возложена в силу части 4 статьи 215 АПК РФ на заявителя.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что требование Службы финнадзора является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, в связи с чем основания для отмены кассационной инстанцией оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Материалами дела подтверждено, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон по делу и доказательства, представленные в их обоснование, которым дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании Службой финансового надзора закона и не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, а сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по делу N А83-1786/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. Ю. Панченко |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.