Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 ноября 2003 г. N КГ-А40/8655-03
(извлечение)
Государственное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система "Юго-запад" обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущества города Москвы и открытому акционерному обществу "Мосинжстрой" (ОАО "Мосинжстрой") о признании недействительным свидетельства о праве собственности от 21 октября 1998 года N 00-02331/98 и свидетельства о внесении в реестр собственности на территории города Москвы от 30 октября 1998 года серии Б N 012856, выданные ОАО "Мосинжстрой", соответственно, Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Комитетом по управлению имуществом города Москвы на часть здания площадью 499 кв.м., расположенного по адресу: Москва, Университетский пр-т, д. 9.
Иск мотивирован тем, что у ОАО "Мосинжстрой" не возникло право собственности на указанный объект недвижимости (помещение библиотеки) в результате приватизации Государственного (муниципального) предприятия "Мосинжстрой", имея в виду, что планом приватизации предусмотрено включение помещения библиотеки в перечень объектов, не подлежащих приватизации (акты оценки - стоимости зданий и сооружений, имущества предприятия - приложения NN 1, 9 к плану приватизации).
Спорные помещения переданы истцу на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 11 декабря 1998 года N 1244-РМ "О передаче в оперативное управление нежилых помещений бюджетным организациям Комплекса социальной сферы".
Оспариваемая регистрация нарушает вещное право истца (право оперативного управления).
В качестве третьего лица без самостоятельных требований истец привлек Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2003 года по делу N А40-21577/03-96-224 в иске отказано ввиду того, что истец не представил арбитражному суду доказательств принадлежности ему спорного помещения на каком-либо праве.
В апелляционном порядке решение арбитражного суда не пересматривалось.
Законность обжалуемого судебного акта проверяется в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента имущества города Москвы, который с решением не согласен, просит его отменить, ссылаясь на то, что Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 не была предусмотрена приватизация объектов социально-культурного назначения до принятия соответствующего закона.
Федеральным законом "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 года запрещена приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они находятся.
Арбитражный суд не принял во внимание названные положения законодательства и сделал необоснованный вывод об отсутствии у истца соответствующих вещных прав на имущество, которое по мнению Департамента имущества города Москвы, находится в собственности города Москвы.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "Мосинжстрой" возражал против ее удовлетворения, считая судебный акт законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Истец, третье лицо, в надлежащем порядке извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в арбитражный суд кассационной инстанции своих представителей и отзывов не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ответчиков, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения арбитражного суда.
Как видно из материалов дела, арбитражный суд при рассмотрении заявленного требования пришел к обоснованному выводу, что между Государственным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система "Юго-запад" и Департаментом имущества города Москвы с одной стороны, и ОАО "Мосинжстрой" с другой стороны возник спор о праве на недвижимое имущество.
В обоснование этого вывода арбитражный суд правильно указал, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
По смыслу названной статьи закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не запись о регистрации. Следовательно, имеет место спор о праве между лицом, считающим свои права нарушенными, и лицом, чье право зарегистрировано.
При рассмотрении спора о вещном праве арбитражный суд обязан проверить обстоятельства, на которые указывают истец и ответчик в обоснование возникновения соответствующего права на спорный объект.
Однако истец не представил арбитражному суду доказательств возникновения у него права оперативного управления.
Ссылка истца на распоряжение Мэра Москвы от 11 декабря 1998 года N 1244-РМ "О передаче в оперативное управление нежилых помещений бюджетным организациям Комплекса социальной сферы" правильно отклонена арбитражным судом, принимая во внимание, что в соответствии с указанным распоряжением бюджетным организациям передаются в оперативное управление арендуемые ими у города Москвы нежилые помещения, однако, доказательств существования между истцом и городом Москва правоотношений аренды спорного помещения представлено не было.
При таких условиях кассационная инстанция считает обоснованным вывод арбитражного суда об отказе в иске ввиду недоказанности оснований исковых требований.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, подлежащим применению, нарушений норм процессуального права не установлено, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется.
Департамент имущества города Москвы, считающий, что спорное помещение является собственностью города Москвы, не лишен возможности обратится с иском самостоятельно в целях разрешения спора о праве.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 22 июля 2003 года по делу N А40-21577/03-96-224 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущества города Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 ноября 2003 г. N КГ-А40/8655-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании