Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 ноября 2003 г. N КГ-А40/9240-03-П
(извлечение)
Районная Управа Пресненского района города Москвы обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Центральному административному округу города Москвы (ИМНС N 3 по ЦАО г. Москвы) о признании незаконным ее отказа в государственной регистрации муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Пресненского района" муниципального образования "Пресненский район города Москвы", об обязании ответчика зарегистрировать указанное муниципальное унитарное предприятие и о взыскании ущерба в сумме 30000 рублей, причиненного отказом в государственной регистрации.
Исковые требования мотивированы тем, что Главой Районной Управы Пресненского района города Москвы Красновым А.В. было принято решение о создании МУП "Управляющая компания Пресненского района", утвержден Устав этого муниципального унитарного предприятия, все необходимые документы вместе с заявлением на регистрацию были представлены в регистрирующий орган, которым является ответчик, однако последний незаконно отказал в государственной регистрации со ссылкой на непредставление необходимых для государственной регистрации документов, а именно: решения Правительства города Москвы о создании этого муниципального унитарного предприятия, чем причинил ущерб, оцениваемый истцом в размере 30000 рублей.
Решением от 22 августа 2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14 октября 2002 года, в иске отказано в связи с выводом об отсутствии у Главы Управы полномочий создавать своим единоличным решением предприятие, что следует из пункта 21 статьи 14 Закона города Москвы "О районной управе в городе Москве", распоряжение муниципальной собственностью находится в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления, которым является районное собрание.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 января 2003 года N КГ-А40/8554-02 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение, при этом были даны указания установить, какой именно орган местного самоуправления в соответствии с законодательством о муниципальном образовании вправе принять решение о создании муниципального унитарного предприятия, а также указания об исследовании учредительных документов МУП "Управляющая компания Пресненского района" муниципального образования "Пресненский район города Москвы" на предмет их соответствия закону.
При новом рассмотрении решением от 24 марта 2003 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13 августа 2003 года, исковые требования удовлетворены в части признания незаконным отказа ИМНС N 3 по ЦАО г. Москвы от 5.07.2002 в государственной регистрации МУП "Управляющая компания Пресненского района" муниципального образования "Пресненский район города Москвы" и в части обязания ответчика зарегистрировать указанное муниципальное унитарное предприятие, а во взыскании 30000 руб. ущерба отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что отказ ответчика противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности; из пункта 6 статьи 6 Устава города Москвы и из положений Закона города Москвы "О районной управе в городе Москве" следует, что районные управы наделены всеми признаками органов местного самоуправления; у районов города Москвы имеются все необходимые признаки муниципальных образований; решение о создании муниципального унитарного предприятия принято Главой Управы в пределах его полномочий; вопрос о создании муниципального унитарного предприятия обсуждался на заседании районного собрания Пресненского района 18 апреля 2002 года, где было принято решение рекомендовать Главе Управы создать указанное предприятие; представленные для государственной регистрации учредительные документы не противоречат статьям 52, 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в иске в части взыскания ущерба в сумме 30000 руб., суд обеих инстанций сослался на недоказанность размера и наличия убытков, а также причинной связи между действиями ответчика и заявленными убытками; ответчик в силу статей 1069, 1071, части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является надлежащим.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации в соответствии с законом, а действующим законодательством города Москвы не определены те исключительные случаи, когда Глава Управы своим решением может создавать предприятия; в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы N 542 от 15.06.1999 решение о создании муниципального унитарного предприятия принимается Правительством города Москвы; в регистрирующий орган не было представлено решение о создании юридического лица в виде договора, протокола или иного документа.
В заседании кассационной инстанции представитель ответчика привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, отзыва на жалобу и своего представителя не направил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Принимая решение об отказе в государственной регистрации МУП "Управляющая компания Пресненского района" муниципального образования "Пресненский район города Москвы", ответчик сослался на пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц", а именно на то, что среди представленных для регистрации документов нет решения о создании организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом б) статьи 12 названного закона в регистрирующий орган должно быть представлено решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая решение о признании незаконным отказа ответчика в государственной регистрации создаваемого юридического лица, суд обеих инстанций обоснованно сослался на то, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе создавать организации в соответствии с законом.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Устава города Москвы и положениями Закона города Москвы "О районной управе в городе Москве" районные управы наделены всеми признаками органов местного самоуправления, что в свою очередь позволяет сделать вывод о наличии у районов города Москвы всех необходимых признаков муниципальных образований, закрепленных в главе 5 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статьях 1, 6, 12, 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с этим суд обеих инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у Главы управы Пресненского района города Москвы полномочий принимать решение о создании муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Пресненский район города Москвы".
В соответствии с Законом города Москвы "О районной управе в городе Москве" Глава районной управы принимает решение в форме распоряжения. Поэтому распоряжение Главы управы и является тем иным документом, о котором говорится в пункте б) статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Ссылка ответчика на Постановление Правительства города Москвы N 542 от 15.06.1999 не может быть признана обоснованной, поскольку, как следует из пункта 1.1 названного постановления, Правительством города Москвы принимается решение о создании, реорганизации и ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия города Москвы, а не муниципального образования, которым является район города Москвы; Пресненский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе города Москвы.
Исходя из того, что Глава управы имел полномочия создавать своим решением муниципальное унитарное предприятие муниципального образования, суд также отметил, что вопрос о создании муниципального предприятия обсуждался на заседании Районного Собрания Пресненского района города Москвы 18 апреля 2002 года, где было принято решение рекомендовать Главе управы создать МУП.
В связи с этим суд обеих инстанций обоснованно удовлетворил требования о признании незаконным отказа ответчика в государственной регистрации создаваемого юридического лица и обязал ответчика зарегистрировать это юридическое лицо.
Отказ в иске в части взыскания ущерба в сумме 30000 руб. является правомерным, с мотивами отказа в иске в этой части суд кассационной инстанции соглашается.
На основании изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что решение и постановление приняты при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права; основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24 марта 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 13 августа 2003 года по делу N А40-27489/02-72-107 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2003 г. N КГ-А40/9240-03-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2005 г., N 2
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании