Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Калуга |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А62-3333/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.11.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
|
Смолко С.И. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (ОГРН 1116727000940, ИНН 670500218969, пр. Металлургов, д.2, г.Ярцево, Смоленская обл., 215805); |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
|
от общества с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" (ОГРН 1136733011634, ИНН 6727050686, ул. Красина, 10, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800);
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-1" (ОГРН 1026700975080, ИНН 6727013892, ул. К.Маркса, д.11, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800);
от Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (ОГРН 1026700981691, ИНН 6727003502, ул.Гагарина, д.9, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800);
от Прокуратуры Смоленской области (ул.Дохтурова, д.2, г.Смоленск, 214000);
от муниципального унитарного предприятия "Специальное хозяйство" (ОГРН 1146733013041, ИНН 6727051552, ул.Советская, д.24, г.Ярцево, Смоленская обл., 215800);
от Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, ул. Энгельса, д.23, г. Смоленск, 214014); |
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 (судьи Еремичева Н.В., Григорьева М.А., Стаханова В.Н.) по делу N А62-3333/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Областная Управляющая компания "Энергосбыт" (далее - ООО "ОУК "Энергосбыт", заявитель), общество с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙ-1" (далее - ООО "РЕМСТРОЙ-1") обратились в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области (далее - администрация) от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области".
В деле в качестве заинтересованных лиц участвовали: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области "Специальное хозяйство", прокуратура Смоленской области.
Решением суда от 20.04.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.08.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "ОУК "Энергосбыт" просит отменить решение от 20.04.2016 и постановление от 18.08.2016 в связи с неправильным применением норм процессуального, материального права, принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 14.04.2015 N 044/ОЛ ООО "ОУК "Энергосбыт" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
17.04.2015 ООО "ОУК "Энергосбыт" уведомило администрацию о том, что общество продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами после 01.05.2015.
На основании приказа Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 29.04.2015 N 6/Л ООО "РЕМСТРОЙ-1" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
30.04.2015 ООО "РЕМСТРОЙ-1" уведомило администрацию о том, что общество продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами после 01.05.2015.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", протокола внеочередного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области от 13.05.2015 N 5, уведомлений Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Смоленской области" об отказе в предоставлении лицензии управляющим организациям и об организациях, которые не подали заявление на предоставление лицензии, в целях организации жилищно-коммунальных услуг и осуществления управления многоквартирными домами, а также для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, недопущения срыва подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону 2015 - 2016 годы администрацией принято постановление от 13.05.2015 N 0729 "Об определении временной организации по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области", на основании которого МУП "Специальное хозяйство", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.04.2015 N 056, определено в качестве временной организации по управлению многоквартирными домами в муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области, оставшихся без управления, согласно приложению, до принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, либо до проведения открытого конкурса по отбору управляющих компаний в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановлением от 13.05.2015 N 0729 Администрация возложила на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области обязанность уведомить собственников помещений многоквартирных домов о том, что управляющим компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, отказано в выдаче соответствующей лицензии; созвать в течение 15 дней собрания собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении, для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций и провести этот конкурс в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановление администрации от 13.05.2015 N 0729 было опубликовано в газете "Вести Привопья" (официальный вестник) от 21.05.2015.
Посчитав, что постановление Администрации от 13.05.2015 N 0729 нарушают их права в сфере предпринимательской деятельности, Общества оспорили этот акт в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как установлено частью 1 статьи 192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В силу положений частей 1 и 2 статьи 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).
В части 5 статьи 192 ЖК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ст. 15 Закона N 99-ФЗ).
Так, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 200 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2015, лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
Кроме того, статьей 10 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 30.06.2015, часть 4 статьи 7 Закона N 255-ФЗ дополнена предложением следующего содержания: "При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ".
Из буквального толкования вышеназванных норм права следует, что до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению многоквартирным домом у новой управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса, за прежней управляющей организацией, независимо от наличия или отсутствия в нее лицензии, сохраняется обязанность по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, законодательство, действовавшее как на дату принятия оспариваемого постановления, так и действующее на данный момент, не предусматривает немедленной передачи домов, находящихся в управлении прежней организации, а указывает определенный порядок смены одной управляющей компании на иную.
Поскольку принимая оспариваемое постановление администрация действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом N 131-ФЗ, ЖК РФ, а оспариваемый акт не может нарушать права Обществ, обратившихся в арбитражный суд, так как они лишены специальной правоспособности (лицензии) по управлению многоквартирными домами, то суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы ООО "ОУК "Энергосбыт", явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.04.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу N А62-3333/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.