г.Калуга |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А23-4410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объёме 25.01.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании:
от истца:
ООО "Ремпутьмаш-АГРО" Егоровой С.И.(дов. от 06.04.2016);
от ответчика:
Министерство сельского хозяйства
Калужской области Никоновой А.М.(дов. от 11.01.2017 N 04-18/05);
от третьих лиц:
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации не явились, извещены надлежаще,
Правительство Калужской области Максимовой И.С. (дов. от 13.01.2017 N 01-41/35-17)
Администрация муниципального
района "Перемышльский район" не явились, извещены надлежаще,
Министерство финансов
Калужской области Красновой Ю.Д. (дов. от 09.01.2017 N 09/22-17)
Управление Федерального казначейства
по Калужской области не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ремпутьмаш-АГРО" на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 по делу N А23-4410/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремпутьмаш-АГРО", ОГРН 1064001024405, ИНН 4015004245, (далее - ООО "Ремпутьмаш-АГРО") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Министерству сельского хозяйства Калужской области, ОГРН 1044004404201, ИНН 4027064295, о взыскании 24 457 197 руб. из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в ОАО "Россельхозбанк", в том числе: 21 342 812 руб. по договору от 19.11.2013 N 132700/0271 об открытии кредитной линии; 1 874 910 руб. по договору от 19.11.2013 N 132700/2072 об открытии кредитной линии; 1 201 888 руб. по договору от 19.11.2013 N 132700/2073 об открытии кредитной линии (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Калужской области, Администрация муниципального района "Перемышльский район", Министерство финансов Калужской области, Управление Федерального казначейства по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.07.2016 (судья Иванова Е.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 (судьи Еремичева Н.В., Рыжова Е.В., Мордасов Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО "Ремпутьмаш-АГРО" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 07.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 по настоящему делу отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика и третьих лиц: Правительство Калужской области и Министерство финансов Калужской области возражали против доводов жалобы, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Управлением Федерального казначейства по Калужской области заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее ответчика и Министерства финансов Калужской области, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьих лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Ремпутьмаш-АГРО" является организацией агропромышленного комплекса.
Поскольку основным видом деятельности истца является производство молочной продукции и разведение крупного рогатого скота, в настоящее время ООО "Ремпутьмаш-АГРО" реализует инвестиционный проект по строительству двух молочных ферм на 3 990 дойных коров, молочного завода, кормоцеха, зернохранилища в Перемышльском районе Калужской области (выписка из протокола N 140 заседания Инвестиционного совета при Министерстве сельского хозяйства Калужской области).
Инвестиционный проект ООО "Ремпутьмаш-АГРО" одобрен на заседания от 27.01.2014 Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для предоставления субсидий и включен в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам ( протокол N 30).
В целях реализации инвестиционного проекта ООО "Ремпутьмаш-АГРО" заключило три кредитных договора от 19.11.2013 с ОАО "Россельхозбанк": договор N 132700/0271 об открытии кредитной линии в сумме 1 250 000 000 руб. на следующие цели: строительно-монтажные работы в рамках подготовительных работ, строительство двух молочных ферм на 3 990 дойных коров, молочного завода (производительностью до 90 тонн в сутки), кормоцеха (производительностью до 7 тонн в час), зернохранилища (мощностью до 25 тысяч тонн единовременного хранения зерна) и прочих объектов в рамках реализуемого проекта; договор N 132700/2072 об открытии кредитной линии в сумме 553 000 000 руб. в целях приобретения техники и оборудования; договор N 132700/2073 об открытии кредитной линии в сумме 360 000 000 руб. сроком до 5 лет, под процентную ставку 14,4 % годовых для приобретения крупного рогатого скота.
Договоры N 132700/0271 и N 132700/2072 заключены сроком на 8 лет под процентную ставку 14,84 % годовых
Ссылаясь на невозможность исполнения своих обязательств перед ОАО "Россельхозбанк" по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в связи с ненадлежащим исполнением Министерством сельского хозяйства Калужской области обязательств по выплате субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам, ООО "Ремпутьмаш-АГРО" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались следующим.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии указанной категории лиц предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. При этом получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ч.ч. 1, 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно ч. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2.1 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Уполномоченным органом по реализации мероприятий по предоставлению субсидий в рамках Государственной программа Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 05.12.2013 N 654 является Министерство сельского хозяйства Калужской области.
25.03.2015 между Министерством сельского хозяйства Калужской области и ООО "Ремпутьмаш-АГРО" (получатель) заключено соглашение N 452 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, по условиям которого Министерство обязалось организовывать работу по предоставлению субсидий получателю, принимать от получателя документы, необходимые для предоставления субсидий, рассматривать их и уведомлять получателя об отказе в их предоставлении (с указанием причин отказа), предоставлять получателю субсидии в порядке и размере, утвержденных нормативными актами Российской Федерации и Калужской области.
Согласно п. 4.1 соглашения предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", и объема субсидий, определенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соглашении от 04.02.2015 N 32/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на соответствующие цели, заключенном между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Калужской области.
Пунктом 4 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий в рамках подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением правительства Калужской области от 22.02.2013 N 96, предусмотрено, что субсидии предоставляются Министерством сельского хозяйства Калужской области получателям субсидий в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год.
Предоставление субсидий сверх утвержденных лимитов бюджетным законодательством не допускается.
Учитывая изложенное, арбитражный суд правомерно указал, что условиями предоставления субсидии является не только соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, и представление им необходимого пакета документов, но и наличие в областном законе о бюджете на соответствующий финансовый год соответствующей статьи расходов бюджета.
Законом Калужской области от 24.12.2015 N 48-ОЗ внесены изменения в Закон Калужской области от 27.11.2014 N 647-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", которым уменьшены бюджетные ассигнования на исполнение обязательств в 2015 году.
При поступлении денежных средств на оказание государственной поддержи по данному направлению, Министерство осуществляет оплату в зависимости от даты формирования реестра начислений субсидий за текущий период, что отражено в реестре платежных поручений на выплату субсидий за период с 30.07.2015 по 31.12.2015.
За основу очередности выплаты принимаются даты кредитных договоров.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако документальные доказательства, свидетельствующие, что Министерством сельского хозяйства Калужской области произведены выплаты процентов по кредитам ответчика из средств, выделенных на эти цели из областного бюджета в 2015 году, не в полном объеме, наряду с доказательствами совершения ответчиком неправомерных действий (бездействия), направленных на неперечисление субсидий, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлены.
Вышеуказанными положениями действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Калужской области, а также условиями соглашения сторон не предусмотрено, что выплата субсидий сельхозтоваропроизводителям для возмещения процентной ставки по кредитам сверх установленных объемов финансирования носит обязательный характер.
Из буквального толкования данных норм не следует, что предоставление истцом документов в уполномоченный орган является основанием для автоматического получения субсидии вне зависимости от периода заявки и бюджетного финансирования.
Пунктом 4.1 соглашения сторон N 452 прямо предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Таким образом, обязательства Министерства сельского хозяйства Калужской области по выплате спорного вида субсидий ограничены указанным законом о бюджете.
Приложением к соглашению сторон установлен предельный расчетный объем субсидий, предоставляемых истцу за счет средств федерального бюджета, который на 2015 год составил 178 004 249 руб.
Согласно отчету об исполнении бюджета за 9 месяцев 2015 года ООО "Ремпутьмаш-АГРО" начислены и выплачены субсидии федерального бюджета в сумме 101 962 613 рублей, что не превышает установленный предельный расчетный объем на указанный год.
При этом отчет об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Калужской области от 24.11.2015 N 657, содержит сведения о бюджетных ассигнованиях в соответствии с Законом Калужской области от 27.11.2014 N 647-03, бюджетных ассигнованиях в соответствии с уточненной бюджетной росписью расходов и кассовых расходах бюджета и не содержит сведений об объемах принятых бюджетных обязательств.
Согласно данному отчету на подпрограмму "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области" государственной программы Калужской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области" бюджетные обязательства приняты и исполнены в объеме годовых назначений.
Оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения настоящих исковых требований заявителя.
Довод истца о том, что спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер был предметом оценки арбитражного суда и правомерно отклонен, как не соответствующий материалам дела и требованиям действующего бюджетного законодательства, прямо предусматривающего, что предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации для реализации целевых программ допускается только на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Ссылка заявителя на то, что им в ходе рассмотрения дела было заявлено о частичном отказе от исковых требований в размере 6 265 860 руб. и 812 211 руб. в связи с добровольным удовлетворением иска ответчиком в данной части, однако указанный отказ от иска не был принят во внимание суда первой инстанции, отклоняется за несостоятельностью.
Из материалов дела следует, что первоначально ООО "Ремпутьмаш-АГРО" было заявлено о взыскании с ответчика 41 265 978 руб. на возмещение затрат на выплату процентов по кредитам.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ, в том числе заявляя отказ от иска в вышеуказанной части.
Рассмотрев окончательное уточнение иска ООО "Ремпутьмаш-АГРО", арбитражный суд первой инстанции принял к рассмотрению исковые требования заявителя о взыскании с ответчика 24 457 197 руб., то есть с учетом исключения из первоначальной суммы иска денежных требований в размере 6 265 860 руб. и 812 211 руб., погашенных ответчиком (т. 10 л.д. 41-46, 86-88).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводах. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 по делу N А23-4410/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.