г.Калуга |
|
9 февраля 2017 г. |
Дело N А84-1390/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2017.
Полный текст постановления изготовлен 09.02.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии:
от Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин": Мокану В.Ф. - председатель правления (выписка из ЕГРЮЛ), Голубь Г.Н. - представитель (доверенность от 07.02.2017),
от Правительства Севастополя: Борзов С.А. - представитель (доверенность от 16.09.2016 N 4017/31/2-16),
от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастопольский морской порт": Аникеева И.А. - представитель (доверенность от 09.01.2017 N ДВ-5),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.05.2016 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А84-1390/2015,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" (далее - ПК "РЛК "Дельфин", Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Правительству Севастополя о признании недействительным распоряжения Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием города Севастополя "Севастопольский морской порт" в части распоряжения недвижимым имуществом причальными гидротехническими сооружениями принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200; о признании незаконными действий Правительства Севастополя по включению в Реестр собственности города Севастополя недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200; о признании незаконными действий Правительства Севастополя по закреплению недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200, на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт"; об обязании Правительства Севастополя совершить действия по исключению из Реестра собственности города Севастополя недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200; об обязании Правительства Севастополя совершить действия по исключению из имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт" недвижимого имущества причальных гидротехнических сооружений принадлежащего ПК "РЛК "Дельфин" причала N 200.
Дело рассматривалось с участием в качестве заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастопольский морской порт".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.05.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016, в удовлетворении требований ПК "РЛК "Дельфин" отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Потребительский кооператив "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
В настоящем судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, иные представители просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат, исходя из следующего.
Как установлено судами, 26.09.2008 между ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" и ОК "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" заключен договор купли-продажи зданий боксов лит. "К", общей площадью 588,40 кв.м с забором N N 1-5 и другими сооружениями NN 6-8а, I в целом, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3. Данный договор был зарегистрирован КП "БТИ и ГРОНИ" Севгорсовета 30.09.2008 под реестровым N 2524. В соответствии с пунктом 1.2 договора купли-продажи, имущество принадлежало продавцу (ОО "Всеармейское военно-охотничье общество") на основании Свидетельства о праве собственности на рыболовно-спортивную туристическую базу, которое выдано Управлением имущества города СГГА 12.09.2000 на основании распоряжения СГГА от 05.09.2000 N 1784-р "Об оформлении права коллективной собственности на объект недвижимого имущества", зарегистрированного в ГКП "БТИ и ГРОНИ" под реестровым N 2524 от 12.09.2000. Согласно выписке из Государственного реестра сделок от 26.09.2008 N 6565289 ОК "РЛК "Дельфин" принадлежит здание боксов лит. "К", общей площадью 588,40 кв.м с ограждениями NN 1-5 и прочими сооружениями NN 6-8а, I в целом, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, на основании договора купли-продажи от 26.09.2008.
Актом приема-передачи здания, строений и сооружений по ул. Летчиков, 3, от 29.09.2008 ОО "Всеармейское охотничье общество" передало ПК "РЛК "Дельфин" здания, сооружения, и строения, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, в том числе сооружения N N 7, 8, 8а: "Сведения об объекте недвижимости N 7 - берегоукрепление - 64,3 м п.; N 8 - берегоукрепление - 117,7 м п.; N 8а - мостик - 9,6 кв.м". Согласно копии технического паспорта БТИ, по состоянию на 04.06.2008, прочие сооружения NN 6-8а: N 6 - подпорная стена - железобетонная - 84,4 м п.; N 7 - берегоукрепление - асфальт - 102,9 кв. м; N 8 - берегоукрепление - железобетон - 107,8 м п.; N 8а - мостик металлический с деревянными перилами - 9,6 кв. м; I - мощения - асфальт - 1 739,5 кв.м.
В соответствии со свидетельством о пригодности гидротехнического сооружения к эксплуатации от 26.02.2009 N СП-106-4-6-09, гидротехническое сооружение базы-стоянки маломерных судов в б. Круглая - причал N 200, введен в эксплуатацию в 1976 году, эксплуатирующая организация - ОК "РЛК "Дельфин".
В акте осмотра гидротехнического сооружения от 26.02.2009 N 106-4-12-09 указано, что ГТС БСМС построены в 1976 году, конструктивно представляют собой пирс с ответвлением и переходным мостом и причальную набережную ломанного в плане очертания. В соответствии с паспортом технического состояния причала N 200 ОК "РЛК "Дельфин" от 09.03.2009 причал N 200 введен в эксплуатацию в 1981 году. Краткое описание: набережная гравитационного типа, пирс на гравитационных опорах. Состояние удовлетворительное, требующее выполнения ремонтных работ. Рекомендуется выполнить ремонт железобетонных плит ростверка и железобетонных опор пирса. Выполнить работы по восстановлению отбойного бруса и швартовых устройств.
10.03.2009 ОК "РЛК "Дельфин" получено свидетельство о регистрации гидротехнического сооружения N СР-106-4-9-09 на гидротехническое сооружение базы-стоянки маломерных судов в б. Круглая (причал N 200), внесенное в Реестр гидротехнических сооружений под номером N ГТС-4069 на основании заявления эксплуатирующей организации ОК "РЛК "Дельфин" N 14 от 18.02.2009, договора N 95-106-09 от 26.02.2009.
Согласно паспорту гидротехнического сооружения причал N 200, составленному ЗАО "Гидросервис", одобренному Регистром судоходства Украины 16.03.2009, причал N 200 введен в эксплуатацию в 1981 году, в конструктивном отношении причальный фронт причала N 200 представляет собой комплекс из двух причалов различной конструкции: гравитационная набережная из монолитного бетона с шириной стенки по верху 0,5 м; сквозной причал (пирс) шириной 1,6 м на гравитационных опорах - железобетонных кольцах диаметром 1,5 м, заполненных бетоном М300, с верхним строением из сборных железобетонных плит толщиной 0,2 м. Причал оборудован отбойным устройством в виде деревянного бруса.
19.04.2010 Главной государственной инспекцией Украины по безопасности судоходства Министерства транспорта Украины ОК "РЛК "Дельфин" выдано свидетельство N 200 о регистрации базы для стоянки маломерных судов.
На основании госакта на право постоянного пользования землей, зарегистрированного в книге записи государственных актов на право постоянного пользования землей от 28.07.1998 N 692, технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок, договора купли-продажи от 26.09.2008 реестровый N 1902, зарегистрированного КП "БТИ и ГРОНИ" СГС под реестровым N 2524 от 30.09.2008, заключения государственной экспертизы землеустроительной документации от 18.12.2009 N 6712/09, учитывая добровольный отказ ОО "Всеармейское военно-охотничье общество", заверенный нотариально 07.07.2009 реестровый N 966, Севастопольским городским Советом принято решение от 16.02.2010 N 9492 "О прекращении ОО "Всеармейское военно-охотничье общество" права постоянного пользования на часть земельного участка площадью 0,3132 га и передаче ОК "РЛК "Дельфин" в аренду сроком на 25 лет земельного участка общей площадью 0,3132 га по ул. Летчиков, 3, для обслуживания и реконструкции боксов хозяйственно-бытового назначения с помещениями для отдыха и берегоукрепительными сооружениями".
26.05.2010 между Севастопольским городским Советом и ОК "РЛК "Дельфин" заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,3132 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 3, для обслуживания и реконструкции боксов хозяйственно-бытового назначения с помещениями для отдыха и берегоукрепительными сооружениями, с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения, сроком на 25 лет.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 26.12.2011 N 1341-р "О внесении изменений в Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.1999 N 07-р и от 14.08.2008 N 632-р" изложен в новой редакции Реестр причальных сооружений, расположенных на побережье города Севастополя, и их нумерация, в приложении N 1 к указанному распоряжению п. 209 указано причальное сооружение - Причал-база в бухте Круглая, с новым учетным номером N 200, балансодержателем, пользователем причального сооружения является ОК "РЛК "Дельфин", правовое основание для использования причала - аренда госимущества Украины, объект используется как стоянка маломерных судов, п. 210 указано причальное сооружение - Причал-база в бухте Круглая, с новым учетным номером N 200-Б, балансодержателем, пользователем причального сооружения является ОО "Антарес", правовое основание для использования причала - аренда госимущества Украины, объект используется как стоянка маломерных судов.
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП причал N 200 включен в Реестр собственности города Севастополя. Этим же распоряжением указанный объект передан во владение и пользование ГУП города Севастополя "Севастопольский морской порт" на праве хозяйственного ведения.
Не согласившись с распоряжением Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП в части включения в Реестр собственности города Севастополя причала N 200 и передачи данного объекта в хозяйственное ведение ГУП города Севастополя "Севастопольский морской порт", ПК "РЛК "Дельфин" обжаловало его в названной части в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно пункту 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 6 указанного решения предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, договор купли-продажи спорного объекта недвижимости заявитель заключал, имея статус юридического лица Украины, в период нахождения Автономной Республики Крым в составе данного государства.
Учитывая изложенное, при заключении указанной сделки стороны обязаны были соблюдать нормы действующего законодательства Украины.
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского кодекса Украины объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота или пребывание которых в гражданском обороте допускается по специальному разрешению, устанавливаются законом (часть 2 статтьи 178 ГК Украины).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Украины "О приватизации государственного имущества", введенного в действие Постановлением Верховного Совета Украины от 04.03.1992 N 2164-XII, приватизации не подлежат объекты, имеющие общегосударственное значение, а также объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом, в частности: акватории портов, причалы и пирсы всех категорий и назначений, ограждающие и защитные гидротехнические сооружения, средства навигационного оборудования, системы сигнализации, портовые системы инженерной инфраструктуры и сооружения связи, энерговодообеспечения и водоотведения, автомобильные дороги и железнодорожные пути (до первого разветвления за пределами территории порта) и др.
Учитывая изложенные требования закона и обстоятельства спора, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на дату заключения договора купли-продажи от 26.09.2008 действующее законодательство Украины содержало прямой запрет на отчуждение из государственной в частную собственность таких объектов, как причалы и пирсы всех категорий.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделки, при совершении которых был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, являются ничтожными как посягающие на публичные интересы.
Аналогичные нормы содержались и в законодательстве Украины, действовавшем на дату заключения спорной сделки.
В данном случае при определении оценки правоотношений сторон относительно предмета спора имеет место наличие публичного интереса, поскольку данный объект является ограниченным в гражданском обороте, поэтому причал не подлежал отчуждению и изначально не мог являться предметом договора купли-продажи.
Договор купли-продажи от 26.09.2008 не содержит сведений, позволяющих идентифицировать поименованный в них объект - "и другими сооружениями N N 6-8а" с гидротехническим сооружением Причал N 200, в отношении которого, в том числе, издано, обжалуемое распоряжение. Представленные в материалы дела доказательства, в своей совокупности, не позволяют установить наличие права собственности заявителя на спорное имущество.
При таких обстоятельствах спора выводы судов обеих инстанций о том, что договор купли-продажи от 26.09.2008 не относится к правоустанавливающим документам, подтверждающим право собственности ПК "РЛК "Дельфин" на объект недвижимого имущества - причал N 200, судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Изложенные обстоятельства, в свою очередь, свидетельствуют о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Севастополя не затрагивает прав и законных интересов ПК "РЛК "Дельфин".
Факт недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом является одним из оснований для отказа в удовлетворении требований о признании недействительным такого акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.05.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 по делу N А84-1390/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Потребительского кооператива "Рыболовно-любительский кооператив "Дельфин" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.