г. Калуга |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А62-9590/2015 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Егорова Е.И. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Абена" (107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 23, корп. 8, офис 217, ОГРН 1137746526180, ИНН 7718937650)
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713)
от общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическое бюро "Самецкий и партнеры" (115054, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 71/5, стр. 4, ОГРН 1107746265989, ИНН 7710865280) |
Шоркина М.Г. - представителя (дов. от 28.09.2015 б/н, пост.)
Овчинниковой О.В. - представителя (дов. от 16.05.2016 N 04-50/39, пост.) Сухоруковой В.В. - представителя (дов. от 13.12.2016 N 04-50/103, пост.) Зябкина С.В. - представителя (дов. от 17.01.2017 N 04-50/03, пост.)
Изотова С.И. - представителя (дов. от 30.09.2015 б/н, пост.)
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2016 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (судьи Еремичева Н.В., Рыжова Е.В., Стаханова В.Н.) по делу А62-9590/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Абена" (далее - ОООР Абена, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Смоленской таможни (далее - таможня, таможенный орган) в возврате излишне взысканных таможенных платежей в размере 1 257 846 руб. 25 коп., оформленного письмом от 01.12.2015 N 1-34/32912, и обязании таможенного органа возвратить излишне взысканные денежные средства в размере 1 257 846 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ООО "Абена" по ДТ N 10113073/250515/0004232 продекларированы товары: товар 1 - ABRI SOFT (размер superdry 60 x 90) одноразовые впитывающие пеленки для защиты постельного белья и матрасов, впитывающие пеленки одноразового применения для ухода за лежачими больными, для проведения процедур, а также для использования в качестве дополнительной защиты постели и кресел во время смены прокладки, подгузника или постельного белья, артикул 25412302; товар 2 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 2) DELTA-FORM (размер М2) подгузники, артикул - 30886201; 3) DELTA-FORM (размер L1), артикул - 308811; 4) DELTA-FORM (размер XL 2), артикул - 30887501; 5) ABRI-SAN PREMIUM (размер 7) - впитывающие урологические прокладки, артикул - 938120; 6) ABRI-FORM PREMIUM (размер XL 4) - урологические подгузники, артикул - 4307101; 7) ABRI-FORM PREMIUM (размер XL 2), артикул - 47405; 8) ABRI-FLEX (размер L1 PREMIUM), урологические подгузники, артикул - 4107710; 9) ABRI-FLEX (размер XL1 PREMIUM), артикул - 41089; 10) DELTA-FORM (размер L2), артикул - 30886301; 11) ABRI-FLEX (размер XL2 PREMIUM), артикул - 41090710; по ДТ N 10113073/060715/0005621: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 12) DELTA-FORM (размер M1), артикул - 308810; 13) DELTA-FORM (размер M2), артикул - 30886201; 14) DELTA-FORM (размер M3), артикул - 30887201; 15) DELTA-FORM (размер L1), артикул - 308811; по ДТ N 10113073/220615/0005147: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 16) DELTA-FORM (размер S1), артикул - 30885101; 17) DELTA-FORM (размер M2), артикул - 30886201; 18) DELTA-FORM (размер L2), артикул - 30886301; 19) DELTA-FORM (размер XL2), артикул - 30887501; по ДТ N 10113073/130715/0005893: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 20) DELTA-FORM (размер S1), артикул - 30885101; по ДТ N 10113073/100815/0006969: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - урологические прокладки анатомической формы для людей с тяжелой степенью недержания, подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 21) ABRI-FORM PREMIUM (размер L3), артикул - 4306701; 22) ABRI-FORM PREMIUM (размер M3), артикул - 4306201; 23) ABRI-FORM PREMIUM (размер S2), артикул - 4305501; 24) DELTA-FORM (размер M2), артикул - 30886201; 25) DELTA-FORM (размер M3), артикул - 30887201.
При таможенном оформлении товара и помещении его в режим для внутреннего потребления товар в указанных ДТ классифицирован по коду ОКП 93 9800 и коду ТН ВЭД 9619 00 290 0, обществом произведена оплата таможенных платежей (НДС 10% и таможенная пошлина 5%).
В отношении товаров, продекларированных по декларациям N 10113073/060715/0005621, N 10113073/220615/0005147, N 10113073/130715/0005893, N 10113073/100815/0006969 таможней установлено, что обществом не представлены регистрационные удостоверения, подтверждающие, что данный товар является товаром для медицинского применения.
В отношении товаров, продекларированных по ДТ N 10113073/250515/0004232, проведена таможенная экспертиза (экспертное заключение от 18.06.2015 N 016979) и Ярцевским таможенным постом принято решение по классификации от 17.07.2015 N РКТ-10113073-15/000084 о классификации части товара N 1 (артикул 25412302) в товарной подсубпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и решение об изменении решения по классификации (в части заполнения графы 5) от 22.07.2015 N РКТ-10113073-15/000084, а также решение по классификации от 17.07.2015 N РКТ-10113073-15/000085 о классификации товара N 2 в товарной подсубпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и решение об изменении решения по классификации (в части заполнения графы 5) от 22.07.2015 N РКТ-10113073-15/000085.
В связи с корректировкой указанной декларации на товары таможня решениями о зачете денежного залога N 10113000/020915/ЗДзО-2287/ТС/, N 10113000/020915/ЗДзО-2288/-/, N 10113000/020915/ЗДзО-2289 произвела зачет по таможенной расписке N ТР-6576557, а также взыскала с общества по таможенному приходному ордеру N ТС-1285217 таможенные платежи (доплата НДС 8% и таможенная пошлина 9,6%).
Полагая, что спорный товар относится к медицинским изделиям, ООО "Абена" 18.11.2015 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей (НДС и таможенная пошлина) в размере 1 257 746 руб. 25 коп.
01.12.2015 в адрес общества таможенным органом направлен ответ N 15-34/32912, согласно которому заявление ООО "Абена" возвращено без рассмотрения в связи с отсутствием документов, представляемых согласно статье 122, пункту 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а именно: документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (КДТ).
Расценив указанное письмо таможни как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, ООО "Абена" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным решения таможни, выраженное в письме от 01.12.2015 N 15-34/32912, суды, руководствуясь положениями статей 89 - 90 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), пришли к выводу, что возврат таможенным органом заявления общества без рассмотрения является неправомерным и нарушает статью 147 Закона N 311-ФЗ, при этом ввезенный обществом товар по коду ОКП соответствует медицинским товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 10 % на основании пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Выводы судов в указанной части являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 этой статьи.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что к заявлению ООО "Абена" были приложены все документы, перечисленные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что таможня неправомерно возвратила без рассмотрения заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Указанное обстоятельство таможенным органом не оспаривается.
Обращаясь в суд с требованием об обязании таможни возвратить излишне уплаченную таможенную пошлину, общество указывало, что спорный товар, относится к изделиям медицинского назначения (ставка налога на добавленную стоимость 10 %), что подтверждается регистрационным удостоверением.
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Пунктом 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.
Из последнего абзаца пункта 2 статьи 164 НК РФ следует, что коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с ОК 005-93, а также ТН ВЭД.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее по тексту - Перечень N 688).
В примечаниях к данному Перечню указано, что коды ОК 005-93, приведенные в перечне, применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОК 005-93 и наименованием товара с учетом примечания 1.
В Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688, включен код классификации ОК 005-93: 93 9800 "Материалы и средства медицинские прочие".
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В результате судебного разбирательства установлено, что ввезенный обществом товар прошел в установленном порядке регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, о чем выдано регистрационное удостоверение от 29.07.2011 N ФСЗ 2011/10217, в соответствии с которым ввезенный товар имеет код классификации по ОК 93 9800 - "Материалы и средства медицинские прочие". Указанное регистрационное удостоверение было представлено таможенному органу вместе с заявлением о возврате уплаченного налога на добавленную стоимость. Сведения, отраженные в регистрационном удостоверении в отношении ввезенного товара, таможенным органом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что подтвержденный обществом код ОКП 93 9800 позволяет применить льготную ставку по налогу на добавленную стоимость (ввезенный заявителем товар по коду ОКП соответствует медицинским товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, включенным в Перечень N 688).
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" определено, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность на таможенный орган соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом принимая решение о возложении обязанности на таможенный орган по возврату сумм платежей в конкретном размере, суд обязан установить, являются ли уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег) излишне уплаченными.
Между тем в нарушение требований указанных норм права, а также статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованность заявленной обществом к возврату суммы излишне уплаченных таможенных платежей (с учетом оспаривания обществом только ставки налога на добавленную стоимость) не проверена.
Апелляционный суд указанные нарушения не устранил.
Суд кассационной инстанции лишен возможности проверить обоснованность принятого решения в части размера излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку указанные обстоятельства судами не устанавливались.
При таких обстоятельствах судебные акты в указанной части, а также в части распределения судебных расходов, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А62-9590/2015 в части обязания Смоленской таможни осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 257 846 руб. 25 коп. и взыскания со Смоленской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Абена" судебных расходов в размере 28 578 руб. отменить и дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" определено, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2017 г. N Ф10-5888/16 по делу N А62-9590/2015
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7641/18
21.05.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1717/18
12.02.2018 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-9590/15
21.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5888/16
26.12.2016 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-9590/15
18.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5678/16
13.07.2016 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-9590/15