г.Калуга |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А14-2648/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2017.
Полный текст постановления изготовлен 21.02.2017.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31 августа 2017 г. N 310-КГ17-6693 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. Стреглевой Г.А. |
судей |
Смолко С.И. |
при ведении протокола в судебном помощником судьи |
заседании кассационной инстанции Смольяниновой Т.Н. |
при участии в заседании: |
|
от Администрации Тимирязевского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600938547, ИНН 3616001342, ул.Тимирязева, д.4, п.Тимирязево, Новоусманский район, Воронежская область, 396323); от общества с ограниченной ответственностью "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" (ОГРН 1063667218218, ИНН 3666132767, ул.Фридриха Энгельса, 5, г.Воронеж, 394036); от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, ул.Донбасская, д. 2, г.Воронеж, 394026); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Садовой Е.Н.- представителя по доверенности от 28.12.2016 N 55Д; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2016 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-2648/2016,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тимирязевского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация, заявитель) и общество с ограниченной ответственностью "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" (далее - Общество, ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО", заявитель) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) по отказу в государственной регистрации перехода права (права) собственности.
Решением суда от 18.07.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.10.2016, требования заявителей удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на нарушение порядка реализации прав органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли и наличие противоречий между заявленными и зарегистрированными ранее правами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, указав, что Управление не имело оснований для отказа в государственной регистрации права общества.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя Управления, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 01.08.2013 за Тимирязевским сельским поселением признано право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, общей площадью 85668 кв. м, кадастровый номер 36:16:5400016:106, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, Тимирязевское сельское поселение, в границах ООО "Тимирязевское".
28.09.2015 Управление зарегистрировало право собственности Тимирязевского сельского поселения на спорный земельный участок, о чем сделана запись регистрации N 36-36/017-36/017/009/2015-2729/1 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2015.
13.10.2015 в газете "Воронежский курьер" Администрация разместила информационное сообщение о возможности приобретения без торгов спорного земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400016:106 в собственность по цене, составляющей 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, использующими находящийся в муниципальной собственности вышеуказанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного использования, расположенный на территории Тимирязевского сельского поселения, в границах ООО "Тимирязевское".
27 октября 2015 года Общество как сельскохозяйственная организация, использующая упомянутый участок, обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении его в собственность.
12 ноября 2015 года Администрация издала постановление N 184 о предоставлении земельного участка Обществу в собственность за плату, 13.11.2015 заключен договор N 1 купли - продажи этого земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с актом приема-передачи от 13.11.2015 данный объект недвижимости передан покупателю (Обществу).
Платежным поручением от 13.11.2015 N 130 подтвержден факт оплаты по указанному договору в сумме 71 310 руб. 90 коп.
12.01.2016 Администрация и ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, общей площадью 85668 кв. м, кадастровый номер 36:16:5400016:106, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, Тимирязевское сельское поселение, в границах ООО "Тимирязевское".
На государственную регистрацию Администрация представила, в том числе, договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 13.11.2015 N 1 с актом приема-передачи от 13.11.2015. Дополнительно было представлено письмо от 03.02.2016 N 20, в котором заявитель (1) подтверждает факт фактического использования заявителем (2) спорного земельного участка в период регистрации права муниципальной собственности на участок с кадастровым номером 36:16:5400016:106 и на момент обращения Общества с заявлением о его продаже.
На государственную регистрацию ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" представило, в том числе, следующие документы:
- протокол собрания собственников земельных долей - участников общей долевой собственности на бывшие земельные участки СХП "Юбилейное" Новоусманского района от 16.09.2013,
- договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 13.09.2015 N 3,
- публикацию в газете "Воронежский курьер" от 13.10.2015,
- постановление Администрации от 12.11.2015 N 184 "О продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",
- договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 13.11.2015 N 1 с актом приема-передачи от 13.11.2015;
- платежное поручение от 13.11.2015 N 130,
- кадастровый паспорт земельного участка от 03.09.2015.
29.02.2016 Управление сообщением N 36/001/024/2016-13 отказало заявителям в государственной регистрации перехода права собственности от Тимирязевского сельского поселения к Обществу и в государственной регистрации права собственности ООО "Компания ЗЕМЛЯ и ПРАВО" на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, общей площадью 85668 кв. м, кадастровый номер 36:16:5400016:106 на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а именно, в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства: договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 13.09.2015 N 3 заключен до 28.09.2015, т.е. до момента возникновения права собственности на спорный земельный участок у муниципального образования - Тимирязевское сельское поселение, с ненадлежащей стороной (арендодателями) после его выдела указанным муниципальным образованием.
Полагая, что решение Управления об отказе в государственной регистрации права является незаконным, Общество и Администрация обратились в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 данной статьи, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ, согласно абзацу 4 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), названным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, упомянутых в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, предусмотренных Законом N 101-ФЗ (подпункт 9).
Пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ закреплено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных приведенным пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах на территории данного муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных данным пунктом приведенной статьи. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в названном пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе право на передачу имущества другим лицам, права владения и пользования имуществом. Право собственности подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (статьи 131, 223 Гражданского кодекса).
Таким образом, право органа местного самоуправления продать долю возникает с момента государственной регистрации права, а возможность приобретения доли возникает у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств с момента публикации в средствах массовой информации о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных законом.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их с позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций заключили, что порядок предоставления земельного участка администрацией соблюден (произведено публичное информирование неопределенного круга лиц о предстоящем отчуждении земельного участка, за приобретением прав на который обратилось общество, подтвердившее статус сельскохозяйственной организации и использующее этот участок. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП на основании вступившего в законную силу судебного акта.
С учетом изложенного, отказ Управления в государственной регистрации перехода права (права) собственности на земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 36:16:5400016:106, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, Тимирязевское сельское поселение, в границах ООО "Тимирязевское", не соответствует требованиям статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Следовательно, суд правомерно удовлетворил заявленные требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ), возложив на Управление обязанность по устранению допущенных нарушений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов (статья 288 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.07.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 по делу N А14-2648/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе право на передачу имущества другим лицам, права владения и пользования имуществом. Право собственности подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (статьи 131, 223 Гражданского кодекса).
...
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их с позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций заключили, что порядок предоставления земельного участка администрацией соблюден (произведено публичное информирование неопределенного круга лиц о предстоящем отчуждении земельного участка, за приобретением прав на который обратилось общество, подтвердившее статус сельскохозяйственной организации и использующее этот участок. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП на основании вступившего в законную силу судебного акта.
С учетом изложенного, отказ Управления в государственной регистрации перехода права (права) собственности на земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 36:16:5400016:106, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, Тимирязевское сельское поселение, в границах ООО "Тимирязевское", не соответствует требованиям статьи 20 Закона N 122-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2017 г. N Ф10-5765/16 по делу N А14-2648/2016
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2018 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2648/16
08.12.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 299-ПЭК17
21.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5765/16
05.10.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5438/16
18.07.2016 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2648/16