Требование: о взыскании долга, о взыскании платежей по уплате налогов
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Калуга |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А83-4754/2015 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Егорова Е.И. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102011424) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
от муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Комплексное благоустройсто Орджоникидзе" (298184, Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе, ул. Бондаренко, д. 12, ОГРН 1159102050975, ИНН 9108106552)
от Управления федеральной налоговой службы России по Республике Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 29, ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457)
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым (295053, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, д. 82-В) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2016 (судья Букина Е.Н. (до заключения брака Шильнова Е.Н.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 (судьи Евдокимов И.В., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-4754/2015,
УСТАНОВИЛ:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, истец) обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Комплексное благоустройсто Орджоникидзе" (далее -МУП "КБ Орджоникидзе", предприятие, ответчик) задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей, образовавшуюся на 01.01.2015 в сумме 960 558 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба финнадзора просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и исковые требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Законом Республики Крым от 24.12.2014 установлены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Статьей 3 указанного Закона определено, что излишне уплаченные суммы налогов и сборов (переплата), образованные по состоянию на 18 марта 2014 года и не использованные для погашения начислений по налогу и сбору в переходном периоде, не учитываются для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такие суммы считаются списанными и возврату из бюджета не подлежат.
Задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Налоговая служба Республики Крым до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
При этом Служба финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым (статья 4 Закона Республики Крым от 24.12.2014).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254 утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года (далее - Порядок).
Пунктами 9, 10 Порядка установлено, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 01 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Ссылаясь на реестр, сформированный Налоговой службой Республики Крым, о наличии у ответчика задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2015 в размере 960 558 руб. 11 коп., Служба финнадзора обратилась в арбитражный суд с указанным выше иском.
Рассматривая заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 65 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводу о недоказанности Службой финнадзора наличия у ответчика недоимки по налогам соответствующего вида и (или) задолженности, подлежащей взысканию, и отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов недостаточно обоснованными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам процессуального права.
Согласно статье 15 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории Республики Крым в отношении: юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры.
Согласно пункту 18 пересчет сумм налогов, подлежащих уплате, и их уплата в бюджет производятся в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день представления декларации в налоговый орган, начиная с деклараций (расчетов) за март 2014 года.
В целях настоящей статьи днем представления декларации в налоговый орган, в случае если налоговый орган не предоставил налогоплательщику уведомление об отказе в приеме налоговой декларации или не направил его налогоплательщику в установленный срок, признается следующая из дат:
при отправке налоговой декларации по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения;
при передаче налоговой декларации средствами электронной связи в электронной форме - дата ее отправки;
при представлении налоговой декларации лично налогоплательщиком или через представителя - дата ее принятия налоговым органом, проставленная на декларации.
В материалах дела имеются копии деклараций предприятия за период с 18.03.2014 по 31.12.2014, представленные межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Крым, с расчетом сумм налогов, подлежащих уплате за указанный период. Факт их подачи предприятием не оспаривался.
Кроме того в материалы дела предприятием представлены копии платежных поручений об уплате налогов, а также выписки из лицевого счета.
Данные доказательства, в силу положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежали исследованию и оценке, результаты которой, в соответствии с частью 7 указанной нормы, арбитражный суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Аналогичные требования об отражении в принимаемом судебном акте результатов оценки представленных в дело доказательств содержат пункт 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (для суда первой инстанции) и пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (для суда апелляционной инстанции).
В нарушение указанных норм процессуального права обжалуемые судебные акты не содержат результатов оценки данных доказательств.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что судами допущены нарушения норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в связи, с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить, уплачены ли предприятием по этим декларациям платежи в соответствующие бюджеты и с учетом этого разрешить заявленные требования по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу N А83-4754/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.