г.Калуга |
|
28 марта 2017 г. |
Дело N А83-4251/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2017.
Полный текст постановления изготовлен 28.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Парк развлечений" (ОГРН 1149102180567; ИНН 9110087709): Чобанян С.А. - представитель (доверенность от 01.06.2016),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860; ИНН 910403751642): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2016 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 (судьи Котлярова Е.Л., Гонтарь В.И., Оликова Л.Н.) по делу N А83-4251/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парк развлечений" (далее - заявитель, ООО "Парк развлечений", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство, административный орган) о назначении административного наказания от 24.06.2016 N 003420, 003421-263/99, 100.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2016 по делу N А83-4251/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016, заявленные требования удовлетворены, постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о назначении административного наказания от 24.06.2016 N 003420, 003421-263/99, 100 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Министерство извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своего представителя не направило, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, на основании приказа Министерства от 31.05.2016 N 948 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Парк развлечений", по результатам которой составлен акт проверки от 08.06.2016, в котором зафиксированы нарушения части 1 статьи 29 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившиеся в размещении на территории Евпаторийского дендрологического парка регионального значения на пересечении улиц Пушкина-Фрунзе-Кирова развлекательных сооружений (аттракционов) в количестве 20 шт. общей площадью 3 251 кв.м. При этом аттракционы в количестве 10 шт. расположены на плиточном покрытии площадью 1647,5 кв.м (1 шт. на бетонированной площадке 82,5 кв.м и 9 шт. на открытом грунте площадью 1521,00 кв.м). На участке площадью 8250 кв.м ведутся строительные работы, а именно: заливаются бетоном пешеходные дорожки, устанавливаются ограждения и сооружения. На момент проверки забетонировано 2750 кв.м территории Евпаторийского дендрологического парка регионального значения, что составляет 8,54% от общей площади парка, установлены факты уничтожения лесных насаждений. В отсутствие положения об особо охраняемой природной территории размещены развлекательные сооружения (аттракционы), а также в результате самовольного перекрытия поверхности почв искусственными покрытиями и линейными объектами причинен вред почвенному покрову общей площадью 11 501 кв.м.
10.06.2016 консультантом Отдела экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Управления экологического надзора Западно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды Евстигнеевым И.Г. в отношении ООО "Парк развлечений" в присутствии его директора составлены: протокол об административном правонарушении N 003420 по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и протокол об административном правонарушении N 003421 по части 2 статьей 8.6 КоАП РФ.
24.06.2016 консультантом Отдела экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Управления экологического надзора Западно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды Евстигнеевым И.Г. в присутствии директора ООО "Парк развлечений" вынесено постановление о назначении административного наказания N 003420, 003421-263/99, 100, согласно которому Общество признано виновным в совершении правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 и статьей 8.39 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой территории регионального значения "Евпаторийский дендрологический парк", а также в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порче земель в результате размещения развлекательных сооружений и проведения строительных работ по оборудованию пешеходных дорожек, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Парк развлечений" обратилось с заявлением об оспаривании постановления административного органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о грубых нарушениях порядка привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и, не отменяя решение суда, привел иную мотивировочную часть, указав, что административным органом не установлено наличие события административного правонарушения и виновности Общества в совершении административного правонарушения.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов, исходя из следующего.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ и статьей 8.39 КоАП РФ.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется нарушением установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как указано в акте проверки и установлено судом, ООО "Парк развлечений" осуществляет свою деятельность на территории Евпаторийского дендрологического парка регионального значения на основании договора аренды земельного участка от 29.12.2001 согласно решению сессии Евпаторийского городского совета от 27.12.2001 за N 23-28/29 сроком на 15 лет, зарегистрированного в Книге записей договоров на право временного пользования землей от 29.12.2001. ООО "Парк развлечений" был разработан и согласован с Министерством охраны окружающей природной среды Украины Проект организации территории, охраны и использования Евпаторийского дендрологического парка. ООО "Парк развлечений" было выдано охранное обязательство от 21.12.2001 N МДП-001.
В соответствии с пунктами 3.6 положения "О Евпаторийском дендрологическом парке местного значения", утвержденного председателем Республиканского комитета по охране окружающей среды Автономной Республики Крым от 03.10.2005, и положения от 16.12.2013, на территории Дендропарка разрешалась хозяйственная деятельность.
Судом установлено, что нахождение Общества на указанной территории дендрологического парка было согласовано, подписан и надлежащим образом зарегистрирован договор аренды на право пользования землей, выдано охранное обязательство, а также разработан и согласован проект организации территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов установлен статьей 28.1 Закона N 33-ФЗ.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.10.2015 N 981-р создано Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым. В приложении к указанному распоряжению приведен Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ), управление которыми осуществляет названное Управление.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.08.2016 N 1014-р внесены изменения в приложение к распоряжению, в пункте 54 слова "Ландшафтно-рекреационный парк "Битак" (55 га) заменены на "Дендрологический парк "Евпаторийский дендрологический парк" (3,2 га)".
Указанные документы подтверждают наличие статуса особо охраняемой природной территории у "Дендрологического парка "Евпаторийский дендрологический парк".
Документы о присвоении указанной особо охраняемой природной территории юридического статуса дендрологического парка в значении Закона N 33-ФЗ в оспариваемом постановлении не указаны и в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, оспариваемым постановлением Обществу вменены нарушения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов (статья 29 Закона N 33-ФЗ), при отсутствии доказательств отнесения территории к дендрологическому парку с присвоением соответствующего режима.
В силу пункта 1 статьи 29 Закона N 33-ФЗ, нарушение которого вменено Обществу, на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Фактов, свидетельствующих об осуществлении Обществом на территории созданного в установленном порядке дендрологического парка какой-либо деятельности, не связанной с выполнением его задач и повлекшей за собой нарушение сохранности флористических объектов, в оспариваемом постановлении также не приведено.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона N 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу статьи 1 названного закона под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Сведений о наступлении последствий от каких-либо видов деятельности, осуществлявшихся Обществом в момент проверки и приведших к негативным изменениям качества окружающей среды и к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной, в постановлении также не имеется.
Отсутствие в протоколе и постановлении указанных выше сведений не может быть восполнено в ходе судебной проверки оспариваемого постановления административного органа, поскольку при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, суд округа соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о недоказанности административным органом наличия события и состава административного правонарушения в действиях Общества.
Обжалуемым постановлением Общество также привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Из акта проверки следует, что Обществом заливаются бетоном пешеходные дорожки, устанавливаются ограждения и сооружения на территории Евпаторийского дендрологического парка, забетонировано 2750 кв.м территории Евпаторийского дендрологического парка регионального значения, что составляет 8,54% от общей площади парка, уничтожены насаждения.
Суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела имеется согласованная схема пешеходных дорожек парка и административным органом не представлены доказательства того, что бетонирование дорожек в парке осуществлялось за пределами указанной схемы и сопровождалось снятием плодородного слоя почвы.
Довод заявителя жалобы о том, что строительство пешеходных дорожек и аллей по договору от 01.12.2001 необходимо было осуществить до 01.12.2003, отклоняется судом округа как необоснованный, поскольку административным органом не установлено фактов создания новых дорожек (а не реконструкции существующих, в том числе созданных до 2003 г.) и совершения при этом Обществом действий по уничтожению плодородного слоя земли.
В оспариваемом постановлении административный орган ограничился лишь констатацией причинения вреда почвам, что само по себе диспозицией части 2 статьи 8.6 КоАП РФ не охватывается.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, является верным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 по делу N А83-4251/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.