город Калуга |
|
10 апреля 2017 г. |
Дело N А84-3591/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжскй Л.А., |
||||
судей |
Лупояд Е.В., Савиной О.Н., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителей жалоб:
от иных участвующих в деле лиц: |
Анина Е.В. - представитель ООО "Акант", доверенность N 3 от 10.03.2017; Руднев В.А. - арбитражный управляющий, паспорт; не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы арбитражного управляющего Руднева Валерия Арнольдовича, филиала ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в городе Севастополе, ООО "Акант" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу N А84-3591/2016,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 28.11.2016 признано обоснованным заявление общества с ограниченной ответственностью "Акант" (далее - ООО "Акант", общество, кредитор) о признании Дочернего предприятия Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов" (далее - ДП ГАК "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов", Севастопольский комбинат хлебопродуктов, предприятие, комбинат, должник) несостоятельным (банкротом). В отношении комбината введено наблюдение, временным управляющим утвержден Руднев В.А. В третью очередь реестра требований кредиторов включены требования ООО "Акант" в сумме 1 171 163,85 руб., из которых 1 146 328,85 руб. основного долга по договору беспроцентного целевого займа N 02/03-12 от 02.03.2012, 24 835 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 (судьи: Гонтарь В.И., Котлярова Е.Л., Вахитов Р.С.) определение Арбитражного суда города Севастополя от 28.11.2016 отменено. Производство по настоящему делу по заявлению ООО "Акант" о признании предприятия банкротом прекращено.
Не согласившись с судебным актом апелляционной инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, арбитражный управляющий Руднев В.А., филиал ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополе и ООО "Акант" обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят отменить указанное апелляционное постановление, оставив в силе определение Арбитражного суда города Севастополя от 28.11.2016.
В судебном заседании суда кассационной инстанции арбитражный управляющий Руднев В.А. поддержал доводы своей кассационной жалобы, считает кассационные жалобы ООО "Акант" и филиала ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополе подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО "Акант" поддержала доводы своей кассационной жалобы и жалоб арбитражного управляющего и филиала ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополе, считает апелляционное постановление незаконным и необоснованным, просит оставить без изменения определение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей кассаторов, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым апелляционное постановление оставить без изменения в связи со следующим.
Удовлетворяя требования ООО "Акант", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для введения наблюдения в отношении Дочернего предприятия Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов". При этом вопрос о личном праве должника судом города не выяснялся.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, за исключением казённого предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим её создание. Признание судом юридического лица банкротом, влечёт его ликвидацию.
В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ).
Юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Как установлено судом апелляционной инстанции и усматривается из учредительных документов должника, Дочернее предприятие Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов" учреждено 01.07.1998 N ДП-12/9945, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины (далее - ЕГРЮЛ Украины), идентификационный код должника 01951988, учредитель (участник) должника - Государственная акционерная компания "Хлеб Украины" (г. Киев ул. Саксаганского, 1).
В материалах дела имеется приказ от 16.09.2013 N 66 Управляющего Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов", в соответствии с которым в отношении Дочернего предприятия Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов" начата процедура ликвидации и создана ликвидационная комиссия.
Сведения о должнике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины (https://usr.minjust.gov.ua/ua/freasearch). В данном реестре отсутствуют сведения о прекращении юридического лица - Государственной акционерной компании "Хлеб Украины". Указанные сведения имеют статус официальной информации из ЕГРЮЛ Украины (ч. 1, 2 ст. 11 Закона Украины от 15.05.2003 N 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований").
При этом, 18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор о принятии в РФ).
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течении которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 10 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 05.5.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе РФ новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Законом N 6-ФКЗ, ФЗ от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
В силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202 ГК РФ) становится право Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в срок, установленный пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ, Дочернее предприятие Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктом" не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратилось с соответствующим заявлением о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
На основе личного закона юридического лица определяются, в частности: статус организации в качестве юридического лица; организационно-правовая форма юридического лица; требования к наименованию юридического лица; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства; содержание правоспособности юридического лица; порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; способность юридического лица отвечать по своим обязательствам; вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.
Исходя из того, что Государственная акционерная компания "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов" не воспользовалось своим правом привести учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и пройти регистрацию в качестве российской организации, в связи с чем его личным законом является право Украины, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Доказательств приобретения должником в установленном законом порядке статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица суду не представлено.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 12.02.2016 N 377-РДМ в реестр собственности города Севастополя постановлено включить имущество, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Делегатская, д. 4 (местонахождение должника) согласно приложениям N N 1, 2 как имущество, находящееся в казне города Севастополя. Указанное государственное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием "Центр эффективного использования собственности города".
При этом, согласно ст. 3 Закона города Севастополя N 39-ЗС от 24.07.2014 "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" город Севастополь не несет имущественную и иную ответственность по обязательствам находящихся на территории города Севастополя представительств, филиалов, иных обособленных подразделений государственных предприятий, учреждений, организаций, учрежденных Украиной или с ее участием, имущество которых является имуществом города Севастополя.
Таким образом, ООО "Акант" не представлено доказательств того, что должник располагает каким-либо имуществом на территории города Севастополя, за счет которого возможно удовлетворение требований кредиторов.
По мнению суда округа, учитывая изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, а также положения п. 5 Решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города -героя Севастополя", согласно которому все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем, вопрос о личном праве Дочернего предприятия Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов" не имеет в рассматриваемом случае юридического значения.
Ссылка заявителя на тот факт, что Распоряжение Правительства города Севастополя от 12.02.2016 N 377-РДМ носит предварительный характер и до настоящего времени не исполнено, в связи с чем имущество должника продолжает находиться в его собственности, не может быть принята во внимание, поскольку противоречит принципу обязательности исполнения ненормативного правового акта и ввиду наличия доказательств передачи имущества Дочернего предприятия Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов" на праве хозяйственного ведения другому государственному предприятию.
При таких обстоятельствах, суд округа полагает, что судом апелляционной инстанции правомерно прекращено производство по делу о банкротстве Дочернего предприятия Государственной акционерной компании "Хлеб Украины" "Севастопольский комбинат хлебопродуктов" на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу N А84-3591/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
Е.В. Лупояд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.