г.Калуга |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А62-3695/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2017.
Полный текст постановления изготовлен 22.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, ул.Летниковская, д.10, стр.4, г.Москва, 115114) - Чертковой Н.В. (дов. от 27.04.2016 N 41),
от Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200, ул.Кловская, д.13, г. Смоленск, 214038) - Ковальчук О.В. (дов. от 09.01.2017 N 00031),
от общества с ограниченной ответственностью УК "Дорогобуж-Сервис" (ОГРН 1136733003571, ИНН 6726018672, пр-кт Химиков, д.1, пгт.Верхнеднепровский, Дорогобужский район, Смоленская область, 215750) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 (судьи Мордасов Е.В., Рыжова Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-3695/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - жилищная инспекция) от 22.04.2015 N П-113-ЖКУ/2016.
Дело рассматривалось с участьем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УК "Дорогобуж-Сервис".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.07.2016 предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 22.04.2016 N П-113-ЖКУ/2016 признано недействительным в части применения положений пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при определении объема электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 решение суда от 14.07.2016 отменено в части признания недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 22.04.2016 N П-113-ЖКУ/2016 в части применения положений пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при определении объема электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда, оставить без изменения решение суда первой инстанции, указывая, что выводы апелляционного суда о необходимости применения при расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ошибочно, поскольку многоквартирные дома N N 26А, 28, 30, 32 по ул.Коммунистической оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии.
В отзыве на жалобу жилищная инспекция просит оставить обжалуемое постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением в жилищную инспекцию Бабаджановой Т.И. на основании приказа от 04.04.2016 N 491-ИП главным управлением "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" в отношении АО "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований федерального законодательства в части порядка расчета платы за коммунальную услугу "электроснабжение" для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N N 26А, 28, 30, 32 по ул. Коммунистическая в г.Дорогобуже.
Проверкой установлено, что по результатам проведенного администрацией муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области конкурса по отбору управляющей организации для управления названными многоквартирными жилыми домами с 01.04.2014 ООО "УК "Дорогобужсервис" является управляющей организаций. Управляющей организацией договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией - АО "АтомЭнергоСбыт" в отношении многоквартирных домов N N 26А, 28, 30, 32 по ул. Коммунистическая в г.Дорогобуже заключен не был, однако, ресурсоснабжающая организация в нарушение части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии решения собственников выставляла собственникам жилых помещений счета на оплату коммунальных услуг, в том числе, начисленную на общедомовые нужды. Кроме того, установлено нарушение ресурсоснабжающей организацией абзаца 2 пункта 44 Правил N354 в части порядка определения объема электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды, что повлекло предъявление собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирных домов, объема электрической энергии превышающего объем, рассчитанный исходя из норматива потребления указанной коммунальной услуги.
По результатам проверки составлен акт от 22.04.2016 N 162/61 и ресурсоснабжающей организации выдано предписание от 22.04.2016 N П-113-ЖКУ/2016.
Согласно предписанию в срок до 01.06.2016 обществу предписано определять объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления указанной коммунальной услуги (пункт 1), и произвести корректировку ранее начисленной платы за объем электрической энергии, предоставленный на общедомовые нужды (пункт 2).
Считая, что предписание N П-1113-ЖКУ/2016 противоречит действующему законодательству, учитывая, что управляющая компания с ресурсоснабжающей организацией договор по поставке коммунального ресурса не заключила, к исполнению обязательств по поставке коммунального ресурса собственникам многоквартирных домов не приступила, а также нарушает права и законные интересы АО "АтомЭнергоСбыт", последнее оспорило ненормативный акт жилищной инспекции в судебном порядке.
Кроме того в обоснование заявленных требований общество указало, что все многоквартирные дома оснащены приборами коллективного (общедомового) учета, в связи с чем обоснованно определяло плату за объем поставленного на общедомовые нужды коммунального ресурса по правилам, указанным в абзаце 4 п.44 Правил N 354 в соответствии с формулой 12 приложения N 2.
Рассмотрев заявленные обществом требования, суд первой инстанции, согласившись с доводами заявителя и представленными им доказательствами об оборудовании спорных многоквартирных жилых домов общедомовыми (коллективными) приборами учета, пришел к выводу об отмене оспоренного предписания в части указания в нем на понуждение заявителя применять при расчетах положения пункта 48 Правил N 354.
В остальной части предписание жилищной инспекции признано законным.
Апелляционный суд, проверив в порядке апелляционного производства решение суда, согласился с выводами суда о законности предписания, указав, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, в связи с чем, общество не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не поддержал вывод суда первой инстанции о необходимости исключения из предписания жилищной инспекции указания на исполнение обязанности общества производить расчет объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, по правилам, указанным в пункте 48 Порядка N 354, в обоснование чего указал, что показания установленных коллективных приборов учета в многоквартирных домах нельзя принимать во внимание, так как они установлены ненадлежащем образом, без согласования с собственниками жилых помещений.
Суд округа считает, что судебные акты не соответствуют положениям ст.ст. 170, 201, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочия по государственному жилищному надзору, в соответствие с ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, кроме прочего, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, подлежащие выполнению для устранения допущенного нарушения законодательства.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, исполнимость предписания также является важным требованием к данному виду ненормативного акта. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленные нарушения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13).
Несоблюдение указанных требований свидетельствует о недействительности предписания.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предписание об устранении нарушений действующего законодательства, касающегося вопросов соблюдения положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354, административным органом вынесено в отношении ресурсоснабжающей организации, которая при наличии избранного способа управления управляющей организацией посчитало себя исполнителем предоставления собственникам жилых помещений в многоквартирных домах N N 26А, 28, 30, 32 по ул. Коммунистическая в г.Дорогобуже коммунальной услуги -электроснабжение.
Согласно оспариваемому предписанию предметом жилищного надзора явилась проверка порядка предоставления коммунальной услуги "электроснабжение" и порядка расчета платы за данную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН).
Жилищной инспекцией установлено, что общество выставляло счета на оплату электроэнергии по ОДН собственникам жилых помещений в указанных жилых домах при отсутствии решения собственников о внесении платы непосредственно ресурсоснабжающей организации (ч.4.1 статьи 155 ЖК РФ) и определяло плату, исходя из показаний общедомового прибора учета с распределением пропорционально площади помещений собственников, без учета требований, установленных в абзаце 2 пункта 44 Правил N 354, о том, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, не должен превышать норматив потребления, определенный для данной коммунальной услуги.
Таким образом, оспоренное предписание направлено на устранение обществом указанных нарушений, а указание во исполнение каких пунктов Правил N 354 эти действия должны быть совершены не имеет в рассматриваемом споре правового значения, поскольку у ресурсоснабжающей организации отсутствовало право совершать действия по выставлению счетов напрямую собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, а тем более, в любом случае (при наличии коллективного (общедомового) прибора учета или его отсутствии) предъявлять к оплате стоимость коммунального ресурса на ОДН, превышающую стоимость, рассчитанную исходя из норматива потребления.
Вопрос о порядке исчисления по правилам, предусмотренном в пунктах 44 и 48 Правил N 354, за объем потребленного коммунального ресурса "электроэнергия" на ОДН имеет правовое значение при разрешении спора между управляющей и ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленного объема электроэнергии и фактически оплаченного собственниками (нанимателями) жилых помещений.
Таким образом, решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований и исключении из предписания пункта 48 Правил N 354 не является обоснованным.
Суд апелляционной инстанции в резолютивной части судебного акта допустил формальное процессуальное нарушение, выразившееся только в отмене решения суда в части, а в соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ апелляционный суд, отменивший решений суда первой инстанции полностью или в части, должен принять новое решение.
По указанным основаниям, суд округа отменяет судебные акты, но основания для удовлетворения требований о признании незаконным предписания жилищной инспекции от 22.04.2016 N П-113-ЖКУ/2016 у суда округа отсутствуют.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, в связи с избранным собственниками помещений спорного многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией и отсутствием соответствующих решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с жильцов спорного многоквартирного дома была возложена на ООО "УК "Дорогобуж-Сервис".
Таким образом, АО "АтомЭнергоСбыт" в отсутствие правовых оснований осуществляло расчет, требовало от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за потребленную электроэнергию на ОДН.
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Но вопрос о порядке определения потребленного объема коммунального ресурса на ОДН не находится в компетенции жилищного надзора, поскольку является предметом гражданско-правового регулировании в соответствии с заключенным управляющей организацией и ресурсонабжающей организацией договора энергоснабжения, а при отсутствии такового - в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
Учитывая изложенное, требования АО "АтомЭнергоСбыт" о признании недействительным предписания от 22.04.2016 N П-1113-ЖКУ/2016 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А62-3695/2016 отменить.
Отказать в удовлетворении требования акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 22.04.2016 N П-113-ЖКУ/2016.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.