г. Калуга |
|
20 апреля 2017 г. |
Дело N А68-5134/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "Грицовский коммунальщик" (ОГРН 1087154038333, Школьная ул., д. 2, п. Грицовский, Веневский район, Тульская область, 301318): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от администрации муниципального образования Веневский район (ОГРН 102710189536, Ильича пл., д. 4, г. Венев, Веневский район, Тульская область, 301320): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
Государственной жилищной инспекции Тульской области (ОГРН 1037101135246, Ленина пр-т, д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Грицовский коммунальщик" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.09.2016 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А68-5134/2016,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Грицовский коммунальщик" (далее по тексту - Общество, ЗАО "Грицовский коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными распоряжения от 27.04.2016 N 232-р "О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения жилищного законодательства", предписаний от 05.05.2016 NN 31/ВП-АС/1 - 31/ВП-АС/6 администрации муниципального образования Веневский район Тульской области (далее по тексту также - администрация).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также по тексту - АПК РФ) определением Арбитражного суда Тульской области от 20.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Тульской области (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вышеуказанные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований ЗАО "Грицовский коммунальщик", поскольку право муниципальной собственности на часть квартир в проверенном доме не доказано соответствующими свидетельствами о праве собственности, проверка проводилась органом контроля с превышением полномочий.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Определением суда от 30.03.2017 в судебном заседании объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 05.04.2017.
Определением председателя шестого судебного состава Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.2017 рассмотрение настоящей кассационной жалобы отложено на 18.04.2017 на 15 часов 00 минут в связи с болезнью судьи Степиной Л.В.
Определением заместителя Арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2017 в связи с болезнью судьи Степиной Л.В. на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи-докладчика Степиной Л.В. на судью Смирнова В.И.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, указанных в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что на основании распоряжения от 27.04.2016 N 232-р первого заместителя главы администрации муниципального образования Веневский район (далее также - распоряжение N 232-р) в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения фактов, изложенных в обращении граждан-собственнков, проживающих по адресу: Веневский район, п. Грицовский, ул. Первомайская, д. 9, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома управляющей компанией ЗАО "Грицовский коммунальщик".
Так, в соответствии с договором управления от 01.05.2012, заключенным между собственниками многоквартирного дома и ЗАО "Грицовский коммунальщик", 5-ти этажный многоквартирный жилой дом N 9, расположенный по адресу: Веневский район, п. Грицовский, ул. Первомайская, находится в управлении Общества.
Администрацией при визуальном осмотре данного дома установлено, что в подъездах частично нарушено остекление, на 5 этаже в подъезде N 3 имеются следы протечки кровли, на входной двери в подвальное помещение подъезда N 3 отсутствует замок, нет специальной надписи о месте хранения ключа, в подвальном помещении нарушен гидро-теплоизоляционный слой на внутренних трубопроводах, трубопровод имеет следы коррозии, также поверхностное ржавление, при осмотре стояков трубопровода выявлена течь задвижек, идет подтопление подвального помещения, в подвальном помещении отсутствует освещение, отсутствуют решетки на продухах в фундаменте. Перечисленные недостатки свидетельствуют о нарушении требований, указанных в пунктах 3.4.1, 3.4.5, 3.4.7, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.14, 4.1.15, 4.7.1, 5.8.3, подпункте "в" пункта 5.8.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, а также статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки инспектором сектора муниципального контроля и организации работы в сфере ЖКХ муниципального образования Веневский район составлен акт проверки от 05.05.2016 N 31/ВП-АС и Обществу выданы предписания от 05.05.2016 NN 31/ВП-АС/1 - N 31/ВП-АС/6 об устранении допущенных нарушений в срок до 17.06.2016.
Заявитель не согласился с упомянутыми выше ненормативными актами и оспорил их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды пришли к выводу о наличии у администрации правовых оснований и полномочий для проведения проверки, и соответственно, законности ее распоряжения N 232-р и предписаний, не усмотрев нарушения указанными ненормативными правовыми актами прав и законных интересов ЗАО "Грицовский коммунальщик". При этом суды первой и апелляционной инстанции сослались как на положения статьи 20 ЖК РФ о муниципальном жилищном контроле, так и на положения статьи 165 ЖК РФ о содействии муниципальных органов контроля в создании условий для управления многоквартирными домами.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о возможности по результатам реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления положениями части 1.1 статьи 165 ЖК РФ вынести предписание об устранении выявленных нарушений и о том, что органам местного самоуправления в рамках осуществления муниципального жилищного контроля предоставлено право проводить внеплановые проверки деятельности управляющих компаний, как в отношении муниципального жилищного фонда, так и в отношении иных видов жилищного фонда основаны на неверном толковании норм права. Вместе с тем, указанное не привело к вынесению незаконных судебных актов, поскольку проверка проведена в отношении общего имущества дома, часть квартир которого находиться в муниципальной собственности, предписания об устранении выявленных нарушений касаются нарушений содержания общего имущества дома.
Как следует из части 2.3. статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, как верно указано судами, поскольку обязательства Общества по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 9 по адресу: Веневский район, п. Грицовский, ул. Первомайская обусловлено договором управления от 01.05.2012, заключенным между собственниками этого дома и ЗАО "Грицовский коммунальщик", то в силу данного договора Общество должно надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности по управлению домом.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ определяет муниципальный жилищный контроль как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, положения статьи 20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения, так и общего имущества в этом доме. Такой вывод следует из буквального содержания части 1.1 статьи 20 ЖК РФ.
Этот вывод не распространяется на полномочия органов местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ.
Согласно нормам указанной статьи орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
С учетом изложенного следует отметить, что по результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в то время как по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений в целях создания условий для управления многоквартирными домами.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального жилищного контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закон N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Нарушений требований Закон N 294-ФЗ административным органом в ходе проведения внеплановой проверки в отношении заявителя судами при рассмотрении дела не установлено.
В силу пункта 1 статьи 15 Закон N 294-ФЗ должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
Таким образом, вынесение предписаний органами муниципального контроля об устранении нарушений в отношении имущества, не относящегося к муниципальному жилищному фонду, не имеет под собой необходимых правовых оснований.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд кассационной инстанции считает, что распоряжение о проведении проверки и предписания вынесены в отношении общего имущества дома, шесть квартир которого являются муниципальной собственностью согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 12.07.2016.
Доводы жалобы со ссылкой на пункт 52 постановление от 29.04.2010 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в связи с непредставлением в материалы дела свидетельств о праве муниципальной собственности, подлежит отклонению, поскольку настоящее дело не является спором о праве.
Согласно распоряжению о проведении проверки ее целью является проверка фактов, изложенных в обращениях граждан от 27.04.2016 и от 27.04.2016 о содержании дворовой территории и состоянии системы водопровода.
При этом, как верно отметили суды, нормами действующего законодательства не предусмотрено, что при проведении проверки на основании обращения граждан административный орган ограничен доводами жалобы и правомочен проверять только факты, изложенные в соответствующем обращении. Напротив, при непосредственном обнаружении в ходе такой проверки иных нарушений требований жилищного законодательства, административный орган вправе в пределах предоставленных ему полномочий предпринять соответствующие меры реагирования.
Согласно акту проверки от 05.05.2016 N 31/ВП-АС и оспариваемым предписаниям от 05.05.2016 N 31/ВП-АС/1, N 31/ВП-АС/2, N 31/ВП-АС/3, N 31/ВП-АС/4, N 31/ВП-АС/5, N 31/ВП-АС/6 Обществу предложено восстановить остекленение в подъездах, устранить следы протечки кровли, установить замок на входной двери в подвальное помещение, восстановить гидро-теплоизоляционный слой на внутренних трубопроводах, устранить течь задвижек, подтопление подвального помещения, восстановить освещение в подвальном помещении, решетки на продухах в фундаменте, что является нарушением пунктов 3.4.1, 3.4.5, 3.4.7, 4.1.3, 4.1.9, 4.1.14, 4.1.15, 4.7.1, 5.8.3, подпункта "в" пункта 5.8.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Сами по себе факты указанных нарушений в жалобе общества не оспариваются, представленные в подтверждение нарушений доказательства получили надлежащую оценку судов.
Таким образом, выявленные нарушения и предписания касаются содержания общего имущества дома, в котором имеются муниципальные жилые помещения. При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемые распоряжение о проведении проверки и предписания вынесены в пределах полномочий ответчика по муниципальному жилищному контролю.
Отклоняется судом округа как несостоятельный довод подателя кассационной жалобы о том, что невозможно провести проверку муниципального жилищного контроля в отношении общества, являющегося управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с этим положения статьи 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Ссылки судов на Закон Тульской области N 1871-ЗТО "О порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Тульской области", соглашение о взаимодействии между государственной жилищной инспекцией Тульской области и органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля излишни, поскольку названные акты не устанавливают и не могут устанавливать пределы компетенции органов жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
То обстоятельство, что предметом проверки являлись обращения граждан собственников жилых помещений в доме, а само распоряжение не содержит ссылки на статью 20 ЖК РФ, либо на статью 165 ЖК РФ, само по себе не может быть воспринято как указание на проведение проверки муниципальным органом в целях создания условий для управления многоквартирным домом.
Частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Следовательно, муниципальный контроль может осуществляться, в том числе по заявлениям и обращениям граждан о нарушениях порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Существенными условиями такого вида контроля являются соблюдение требований Закона N 294-ФЗ о порядке проведения проверки, с учетом особенностей, установленных частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ и относимости проверяемых квартир, общего имущества дома к муниципальному жилищному фонду.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения требований ЗАО "Грицовский коммунальщик", осуществляющего управление вышеназванным многоквартирным домом, при том, что проверка проводилась в рамках муниципального жилищного контроля. Неправильное толкование судами норм статей 20 и 165 ЖК РФ не привело к вынесению незаконных судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.09.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по делу N А68-5134/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Следовательно, муниципальный контроль может осуществляться, в том числе по заявлениям и обращениям граждан о нарушениях порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Существенными условиями такого вида контроля являются соблюдение требований Закона N 294-ФЗ о порядке проведения проверки, с учетом особенностей, установленных частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ и относимости проверяемых квартир, общего имущества дома к муниципальному жилищному фонду.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения требований ЗАО "Грицовский коммунальщик", осуществляющего управление вышеназванным многоквартирным домом, при том, что проверка проводилась в рамках муниципального жилищного контроля. Неправильное толкование судами норм статей 20 и 165 ЖК РФ не привело к вынесению незаконных судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2017 г. N Ф10-700/17 по делу N А68-5134/2016
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2017 Определение Верховного Суда России N 310-КГ17-10374
20.04.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-700/17
05.12.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6985/16
21.09.2016 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-5134/16