г.Калуга |
|
30 мая 2017 г. |
Дело N А64-1791/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
от заявителя - публичного акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор" (г.Тамбов, Моршанское шоссе, 36, ОГРН 1026801225296, ИНН 6829000109) - не явились;
от заинтересованного лица - государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г.Тамбов, Проезд Новый, д.1, ОГРН 1026801224735, ИНН 6832021420) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2016 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А64-1791/2016,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовский завод "Электроприбор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда, фонд) от 14.03.2016 N 775, которым общество привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 34 177,35 руб. (за неполную уплату страховых взносов), обществу начислены пени за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 1 079,09 руб. на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд соцстраха и предложено уплатить недоимку в сумме 171 578,87 руб.
Решением суда от 22.11.2016 требования общества удовлетворены частично, оспариваемое решение признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 34 177,35 руб., начисления страховых взносов в сумме 171 546,76 руб. и пени в сумме 1 078,88 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение фонда просит состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения требований общества отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства отделение фонда и общество ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, отделением фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 25.12.2015 N 775.
Рассмотрев акт, возражения общества на него и материалы проверки, заместитель управляющего отделения Фонда принял решение от 13.03.2016 N 775, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 34 177,35 руб. за неполную уплату страховых взносов, обществу начислены пени за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 1 079,09 руб. на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд соцстраха и предложено уплатить недоимку в сумме 171 578,87 руб.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод отделения фонда о том, что произведенные обществом в проверенном периоде фиксированные выплаты работникам, постоянная работа которых носит разъездной и экспедиционный характер, а также и выплаты суточных работникам, направляемым в однодневные командировки, являются составной частью их заработной платы, а не компенсационными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, вследствие чего они не подпадают под перечень доходов, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установленный статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ (действующего до 01.01.2017) лица, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 названного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по иным договорам. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации 9 (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Понятие компенсаций определено в статье 164 ТК РФ, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что такие компенсации предоставляются работникам помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие).
Статья 168 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по возмещению работникам расходов, связанных со служебной командировкой; статья 168.1 Кодекса обязывает работодателя возмещать расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера.
И в том, и в другом случае работодатель обязан возместить работнику такие расходы, как расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Из части 2 статьи 168.1 ТК РФ следует, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом, законодатель, возлагая на работодателя обязанности по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование с выплат, производимых им в рамках трудовых отношений в качестве платы за труд, одновременно прямо исключает часть таких выплат из облагаемой базы для начисления страховых взносов.
В частности, в силу прямого указания подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, исключаются из облагаемой базы для начисления страховых взносов компенсации, указанные в статье 168.1 ТК РФ, производимые работникам в связи с разъездным или экспедиционным характером их работы по перечню работ, профессий, должностей, утвержденному страхователем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в течение проверяемого периода обществом осуществлялись компенсационные выплаты работникам, работа которых носит разъездной характер, на основании приказов от 06.05.2005 N 86 "Об отмене командировок водителям" и от 29.12.2006 N 271.
Указанными приказами определено, что с 01.05.2005 на основании статьи 166 ТК РФ служебные поездки работников (водителей автомобилей), постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер служебными командировками не признаются, а за разъездной характер работы и совмещение обязанностей экспедитора устанавливается надбавка в размере 1 050 руб. в сутки, если водитель работает на междугородних рейсах.
Аналогичные условия содержатся в приказе от 29.12.2006 N 271. Пунктом 4 данного приказа начальнику отдела кадров предписано внести в трудовые договоры работников, указанных в списке, соответствующие изменения. К приказу от 29.12.2006 N 271 в соответствии с пунктом 3 данного приказа приложен список водителей автомобилей, осуществляющих служебные поездки.
Кроме того, в течение проверяемого периода обществом осуществлялись выплаты суточных работникам, направляемым в однодневные командировки, на основании приказов от 09.12.2011 N 257 и от 29.12.2013 N 378 "О компенсационных выплатах за однодневную командировку". Из содержания указанных приказов следует, что при направлении работников в однодневные командировки работникам производятся компенсационные выплаты в размере 400 руб.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что по своему характеру данные выплаты направлены на возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием работников вне места их постоянного жительства, то есть, в силу положений статьи 168.1 ТК РФ они могут быть отнесены к суточным. Также и выплаты при направлении работников в однодневные командировки не зависят от должности, квалификации работника, сложности выполняемого задания, а направлены только на возмещение работнику затрат за время нахождения в однодневной служебной поездке.
Спорные выплаты производились не на основании отдельных разрешений отдельным работникам в согласованном этими разрешениями размере применительно к каждому случаю расходов, а в фиксированном размере, определенном локальными нормативными актами общества.
Согласно статье 5 ТК РФ коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, относятся к трудовому законодательству, регулирующему трудовые правоотношения.
Учитывая, что выплаты носили фиксированный характер и производились лишь тем работникам общества, которые направлялись в служебные поездки, за время их фактического нахождения в этих поездках, а не всем работникам за все рабочее время исходя из того, что по условиям трудовых договоров их работа носила разъездной характер; выплаты производились на основании локальных нормативных актов, устанавливающих порядок выплат, категории работников, работа которых носит разъездной характер, размер выплат, одинаковый для всех работников определенной категории, суды пришли к верному выводу о том, что материалами дела доказано их соответствие выплатам, указанным в части 2 статьи 168.1 ТК РФ.
Доказательств того, что расходы общества на выплату работникам, направляемым в служебные поездки, фиксированной выплаты, являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции, в материалы дела не представлено.
Следовательно, спорные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у фонда не имелось оснований для доначисления обществу страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012-2014 годы в сумме 171 546,76 руб.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции и фактически они направлены на переоценку установленных судами двух инстанций обстоятельств, что в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по делу N А64-1791/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.