Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стандарты демократических выборов
Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов и должностных лиц.
Международными документами в той или иной мере предусматриваются нижеследующие основные принципы подготовки и проведения выборов, которые принято называть международными стандартами демократических выборов:
право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные государственные и муниципальные должности;
свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный, ответственный характер выборов;
участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей;
гарантии реализации избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников избирательного процесса, а также судебная и иная защита избирательных прав и свобод всех участников выборов;
проведение выборов независимыми избирательными органами (избирательными комиссиями);
обеспечение действенного общественного и беспристрастного международного наблюдения за выборами.
Общепризнанные принципы и нормы международного права признают за государством допустимость конституционного и законодательного ограничения избирательных прав и свобод участников выборов, не носящего дискриминационный характер и соответствующих международным обязательствам государства, в частности, таких политических свобод, как свободы собраний, свободы объединений, свободы слова и свободы массовой информации, а также запрещение призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности государства, призывов, направленных на пропаганду войны, террористических, любых иных насильственных действий и возбуждающих социальную, гендерную, расовую, национальную, этническую, религиозную ненависть и вражду.
Ограничения для выдвижения кандидатов, списков кандидатов от политических партий (коалиций - избирательных блоков), касающиеся создания и деятельности политических партий (коалиций), избирательных прав и свобод, могут применяться в интересах защиты конституционного строя, национальной безопасности, поддержания общественного порядка, защиты общественного благосостояния и морали, прав и свобод человека и гражданина и должны соответствовать международным обязательствам государства.
Не являются ограничением законодательное лишение (ограничение) права избирать и (или) быть избранными в отношении лиц, признанных судом недееспособными, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, а также дополнительные законодательные меры, принимаемые для обеспечения адекватного представительства какой-либо части населения страны, в частности, национальных меньшинств и этнических групп, которые в действительности из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических, культурных и иных условий лишены возможности пользоваться равным с остальным населением положением в отношении избирательных прав и свобод.
При этом в своем стремлении к демократизации избирательного процесса государство может исходить из того, что существующие ограничения или дополнительные гарантии в реализации избирательных прав и свобод, предусмотренные конституцией, законами и не противоречащие международным обязательствам государства, по мере создания надлежащих национальных условий подлежат отмене, с тем чтобы обеспечить всем участникам избирательного процесса равные правовые условия для участия в выборах.
Основная задача международных наблюдателей - оценка соответствия национального избирательного законодательства и практики проведения выборов международным обязательствам государства.
1.1. Право избирать и быть избранным
Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется национальными законами и иными нормативными правовыми актами.
Мужчины и женщины должны иметь равные избирательные права и свободы и равные возможности для их реализации и защиты при проведении выборов. С целью создания равных возможностей для реализации указанного избирательного права государства могут принимать меры, в том числе законодательного характера, к тому, чтобы обеспечивать женщинам наравне с мужчинами справедливые и реальные правовые возможности реализации права избирать и быть избранными в выборные органы, на выборные должности как лично, так и в составе кандидатов (списка кандидатов) политической партии (коалиции) в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами.
Кроме того, могут приниматься меры, в том числе законодательного характера, к тому, чтобы обеспечивать лицам с физическими и иными отклонениями (недугами), а также иным категориям граждан (представителям коренных и малочисленных народов, народностей, национальных меньшинств, этнических групп), нуждающихся в этом, дополнительные условия для их участия в выборах, в том числе для реализации права избирать и быть избранным в личном качестве или в качестве представителя политической партии (коалиции), участия в голосовании с помощью лиц, указанных в законах.
Право избирать и быть избранным должно реализовываться независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения, а также иных подобных обстоятельств.
Законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод участников выборов не должно отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер. Необходимо иметь в виду, что избирательные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, предупреждения преступлений.
Избирательные права и свободы человека и гражданина, иных участников выборов могут быть ограничены конституцией и (или) законом и не считаться дискриминационными, если они предусматривают:
разумные требования для осуществления либо ограничения права на участие в выборах или права доступа к выборным должностям, включая возможность ограничения в соответствии с законом избирательных прав, свобод и обязанностей лица, признанного судом недееспособным, лица, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда за совершенное уголовное преступление;
специальные меры, в том числе законодательное выделение квоты депутатских мандатов, принимаемые для обеспечения адекватного представительства какой-либо составной части населения страны, прежде всего национальных меньшинств и этнических групп, которая из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических и культурных условий лишена возможности пользоваться равными с остальным населением политическими и избирательными правами и свободами, а также дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей для реализации избирательных прав и свобод отдельных категорий избирателей, прежде всего женщин, лиц с физическими и иными отклонениями (недугами), в том числе для включения в списки кандидатов политических партий (коалиций).
Ограничения, связанные с особенностями участия в избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся в выборный орган или на выборную должность на новый срок, определяются конституциями и (или) законами, иными нормативными правовыми актами. Соблюдение установленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению своих обязательств перед избирателями.
Не противоречит международным избирательным стандартам установленное законом ограничение на несовместимость одновременного обладания лица депутатским мандатом или занятием выборной должности со статусом военнослужащего, служителя религиозного культа, служащего органа исполнительной власти, судьи, прокурора.
Государство может стремиться к тому, чтобы иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающим на его территории было предоставлено право избирать и право быть избранным на выборах в органы местной власти (органы местного самоуправления) при условии, что они отвечают тем же правовым критериям, что и граждане государства.
Международному наблюдателю необходимо ознакомиться с конституционным статусом гражданина страны проведения выборов, а также с правовым регулированием порядка принятия в гражданство государства, где проводятся выборы, иностранного гражданина, лица без гражданства, возможностью и особенностью участия в выборах новых граждан (срок пребывания в гражданстве, продолжительность проживания на территории государства, законопослушное поведение на территории государства и т.д.), предоставлением избирательных прав с тем, чтобы убедиться, что предоставление лицу гражданства, избирательных прав и возможность их реального осуществления основывались на демократических правилах и традициях.
1.2. Всеобщее избирательное право
Соблюдение принципа всеобщего избирательного права означает, как правило, следующее:
1. Каждый гражданин по достижении возраста, установленного конституцией и (или) законом, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности в порядке и на условиях, предусмотренных конституцией и (или) законами, другими нормативными правовыми актами, и это право реализуется вне зависимости от ограничений или преимуществ дискриминационного характера, в том числе по признакам физического или иного отклонения (недуга) лица (инвалидности и др.). Право избирать может предоставляться лицу по достижении возраста совершеннолетия, когда оно может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности; право быть избранным может предоставляться по достижении вышеуказанного возраста, но не позднее чем по достижении возраста 25 лет, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и (или) законами в отношении кандидатов на отдельные выборные посты, в частности на должность главы государства и (или) высшего должностного лица территориального образования в составе федеративного (федерального) государства, кандидатов в парламенты.
2. Возможность и (или) обязательность наличия гражданства.
3. Проживание избирателя на территории, на которой проводятся выборы, при этом требование к продолжительности проживания может предусматриваться только при проведении региональных и (или) местных выборов и может не превышать более шести месяцев, если более продолжительный и разумный срок не связан с обеспечением избирательных прав представителей национальных меньшинств и (или) этнических групп избирателей, избирателей соответствующей территории в целом.
4. Правом избирать и быть избранным обладают граждане, проживающие (находящиеся) на законных основаниях за пределами территории своего государства. Дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица оказывают гражданам содействие в реализации их избирательных прав и свобод.
5. Не могут иметь права избирать и быть избранными лица, не достигшие возраста, установленного конституцией и (или) законами. Допускается ограничение законом избирательных прав и свобод, в том числе права избирать и (или) быть избранными, лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершенное уголовное преступление. Право гражданина избирать и быть избранным реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств. Не должны допускаться такие ограничения дискриминационного характера, как невключение в список избирателей и в иные избирательные документы лиц, не имеющих минимального уровня грамотности, не владеющих государственным языком либо не соответствующих иным подобным обстоятельствам, препятствование реализации ими своего права на доступ к документированной информации (персональным данным) о себе.
6. Каждый имеет право на беспрепятственный доступ к действенной, беспристрастной и равной процедуре государственной или иной установленной законом регистрации (учета) избирателей на основании документов и сведений, указанных в законах, к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также вправе знать, кто, когда и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена, при этом избирателю гарантируется право получать информацию о включении его в список избирателей, обжаловать в установленном законодательством судебном и (или) ином порядке невключение в список избирателей либо исключение из списка избирателей, либо неточности в сведениях об избирателях. Регистрация избирателей может осуществляться на постоянной (регулярной) основе, и сведения об избирателях должны обновляться не реже чем раз в год или в иной разумный срок, обусловленный характером и порядком осуществления процедуры регистрации избирателей. Списки избирателей должны предоставляться для ознакомления и дополнительного уточнения. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после предоставления списка избирателей для ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются избирательным органом в список избирателей (или в дополнительный список избирателей).
1.3. Равное избирательное право
Соблюдение принципа равного избирательного права означает, как правило, следующее:
1. Каждый избиратель имеет один голос или равное с другими избирателями число голосов, причем его голос имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, при этом на равный вес голоса избирателя не может влиять применяемая в государстве избирательная система.
2. При проведении голосования по территориальным избирательным округам (одномандатным и (или) многомандатным) и избирательным участкам эти округа и участки должны образовываться на справедливой основе так, чтобы результаты голосования максимально точно и полно выражали волю избирателей, принявших участие в голосовании. При этом одним из оснований образования округов и участков может быть соблюдение равенства числа избирателей с допустимым минимальным отклонением от средней нормы представительства на округ, в том числе с учетом компактности проживания национальных меньшинств и этнических групп. Основаниями для отклонения от средней нормы представительства могут являться также труднодоступность и отдаленность местности, компактность проживания коренных малочисленных народов или иных национальных меньшинств и этнических групп, недопущение образования избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, когда это обусловлено причинами географического порядка.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных законами, избирателю может быть предоставлена возможность реализовать свое право избирать посредством таких форм голосования, как голосование вне помещения для голосования, голосование по почте, голосование по открепительному удостоверению, досрочное голосование, голосование по доверенности, либо иных форм голосования, обеспечивающих создание максимальных удобств для избирателя, в том числе для лица с физическими и иными отклонениями (недугами), либо находящегося в больнице, или в доме престарелых, или в ином месте временного или постоянного пребывания, а также свободу и тайну личного волеизъявления избирателя. Государство должно предпринимать необходимые законодательные меры к тому, чтобы создавать дополнительные гарантии и условия для участия в голосовании лиц с физическими отклонениями (инвалидов и др.).
4. Каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах, а также для участия в выдвижении кандидатов. Ограничения, связанные с особенностями участия в избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся на выборную должность на новый срок, регулируются конституцией и (или) законами, при этом соблюдение установленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению своих обязательств перед избирателями. Кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного или должностного положения в целях своего избрания, а также для выдвижения и (или) избрания других кандидатов, списков кандидатов. При этом перечень нарушений принципа равного избирательного права и меры ответственности за такие нарушения устанавливаются законами.
5. Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования с тем, чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосовании. Голосование избирателей осуществляется на избирательных участках в оборудованных избирательными органами помещениях для голосования.
1.4. Прямое избирательное право
Соблюдение принципа прямого избирательного права означает, как правило, следующее:
1. При проведении выборов в национальный законодательный орган (парламент), региональные, местные и иные представительные органы избиратели голосуют соответственно за избираемого ими кандидата, кандидатов, список кандидатов или против кандидата, кандидатов, списка кандидатов непосредственно.
2. Государство принимает необходимые меры к тому, чтобы все депутатские мандаты по крайней мере одной из палат национального законодательного (представительного) органа - парламента были объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе прямых всенародных (всеобщих) выборов в порядке, предусмотренном конституцией и законами. При этом, если парламент является двухпалатным органом и часть мандатов или все мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всеобщих выборов, а также если выборные должностные лица не избираются непосредственно в ходе всеобщих выборов, то сохранение или изменение такого порядка формирования национального парламента является прерогативой государства.
1.5. Тайное голосование
Соблюдение принципа тайного голосования означает, как правило, следующее:
1. Право гражданина на тайну голосования является абсолютным и не может быть никоим образом и чем бы то ни было ограничено или ущемлено.
2. Проведение выборов с использованием процедуры тайного голосования.
3. Соблюдение принципа тайны и свободы голосования в рамках предусмотренных законом форм голосования означает исключение какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей, обеспечение равных правовых условий для свободного выбора между кандидатами, списками кандидатов политических партий (коалиций).
4. Никто не вправе оказывать давление на гражданина с целью воздействия на его свободное волеизъявление. Ни один избиратель ни судом, ни иначе не может быть принужден объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал.
5. Избирательные органы во время проведения голосования обеспечивают соблюдение предусмотренных конституцией, законом, иными правовыми актами равных условий для свободного выбора, в том числе условий, которые исключают возможность осуществления какого бы то ни было контроля и (или) наблюдения за заполнением избирателем бюллетеня в месте тайного голосования.
1.6. Демократический характер выборов
1. Проведение международного наблюдения за выборами должно основываться на демократических стандартах политической жизни - правах и свободах человека и гражданина, верховенстве конституции и закона, уважении общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, которые лежат в основе демократии и демократического характера выборов. В свою очередь, это означает, что с разумными интервалами должны проводиться плюралистические демократические выборы в пользующийся значимыми полномочиями законодательный (представительный) орган государственной власти - парламент, в состав которого входят, как правило, представители политических партий, имеющих право в соответствии с законом свободно организовываться и выражать свои политические убеждения.
2. Соблюдение принципа демократического характера выборов означает, как правило, следующее:
государство признает, что воля народа, свободно и справедливо выраженная на подлинных и периодических выборах, является основой государственной власти и местного самоуправления, легитимности избираемых органов государственной власти, местных органов власти (органов местного самоуправления), иных органов народного (национального) представительства, депутатов, выборных должностных лиц;
государство создает надлежащие конституционные и законодательные условия для закрепления, реализации и защиты права граждан на участие в управлении делами своей страны как непосредственно, так и через своих представителей, избираемых гражданами непосредственно в результате свободных, открытых и гласных, справедливых и подлинных выборов, организуемых через разумные периодические интервалы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании или же посредством других равнозначных форм голосования, обеспечивающих свободу и тайну волеизъявления избирателя;
государство создает систему правовых, организационных, финансовых (бюджетных), информационных, технологических и иных гарантий обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина при подготовке и проведении выборов любого уровня, принимает необходимые, в том числе законодательные, меры с целью создания дополнительных возможностей для участия в выборах, в том числе в голосовании и обеспечении тайны голосования, в реализации права быть избранными женщинам, лицам с физическими и иными отклонениями (недугами), а также представителям малочисленных народов, народностей, иных национальных меньшинств и этнических групп;
конституционное и законодательное регулирование права гражданина избирать и быть избранным, ограничения избирательных прав и свобод граждан, порядок назначения и проведения выборов (избирательная система) не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер и должны соответствовать международным обязательствам государства.
3. Конституционное и избирательное законодательство обеспечивает использование при подготовке и проведении выборов государственного языка или государственных языков, а в случаях и порядке, устанавливаемых законами, - также официальных языков составных частей территории государства, языков народов и народностей, национальных меньшинств и этнических групп, иных национальных групп на территориях их компактного проживания. При этом в случае принятия государством на себя международных обязательств по обеспечению участия иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории государства на законных основаниях в течение определенного периода, может также учитываться языковая специфика данной категории участников выборов.
В целом на указанной языковой основе могут составляться (публиковаться) бюллетени для голосования, иные избирательные документы.
4. Назначение, подготовка и проведение выборов, официальное опубликование общих и полных итогов голосования и результатов выборов должно осуществляться на основе конституции и (или) законов, иных нормативных правовых актов. При этом государство предпринимает необходимые меры к тому, чтобы полная законодательная база выборов принималась национальным законодательным органом заблаговременно до начала избирательной кампании и правовые нормативы, обеспечивающие проведение выборов, не устанавливались преимущественно актами исполнительной власти.
5. Государство должно гарантировать защиту демократических принципов и норм избирательного права, демократический характер выборов, добровольное и свободное волеизъявление граждан на выборах, обоснованность требований, относящихся к признанию выборов легитимными (состоявшимися и действительными).
6. Государство может стремиться к тому, чтобы существующие в национальном избирательном законодательстве недискриминационные ограничения избирательных прав и свобод или преимущества в этой сфере, предусмотренные для отдельных категорий участников выборов конституцией и (или) законами и не противоречащие международным обязательствам государства, по мере создания надлежащих условий отменялись с тем, чтобы обеспечить участникам избирательного процесса наилучшие возможности и равные правовые условия для законной политической конкуренции на выборах.
1.7. Периодические и обязательные выборы
Соблюдение принципа периодичности выборов означает, как правило, следующее:
1. Выборы должны проводиться с разумной периодичностью и в сроки, устанавливаемые конституцией и (или) законом, так, чтобы основой избрания выборных органов и выборных должностных лиц всегда была свободная воля народа (избирателей), выраженная в ходе тайного голосования. При этом срок полномочий законодательного (представительного) органа, иных представительных органов не должен превышать, как правило, пяти лет, а исполнительного органа государственной власти - семи лет. Срок полномочий представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (органов местной власти) может варьироваться в пределах от двух до пяти лет.
2. Выборы избираемых органов и выборных должностных лиц являются обязательными и проводятся в порядке и сроки, установленные конституциями и законами.
3. Срок полномочий избираемых органов и выборных должностных лиц должен устанавливаться конституциями и законами и может изменяться только в предусмотренном ими порядке. Срок полномочий указанных органов и лиц должен изменяться на основании соответствующих законов или решения, принятого на референдуме. Законодательная норма об изменении (увеличении или уменьшении) срока полномочий выборных органов, избранных депутатов и (или) выборных должностных лиц может вступать в силу только после истечения срока полномочий выборного органа, должностного лица, а в случае досрочного прекращения полномочий - после их прекращения.
4. Не должны предприниматься действия или распространяться призывы, или каким-либо образом поощряться действия и призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, избирательных действий и процедур, назначенных в соответствии с конституцией, законами, соответствующими международными обязательствами государства.
5. Время начала и окончания голосования на выборах, а также продолжительность периода голосования устанавливаются так, чтобы создать наиболее благоприятные и равные правовые условия для волеизъявления всех избирателей.
6. В условиях чрезвычайного или военного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с конституцией, законами могут устанавливаться ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также может быть отложена (перенесена на более поздний срок) дата проведения выборов.
1.8. Свободные выборы
Соблюдение принципа свободных выборов означает, как правило, следующее:
1. Верховенство конституции, законов является правовой основой для проведения свободных выборов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, обеспечения гражданам и иным участникам избирательного процесса возможности и условий, не подвергаясь какому бы то ни было насилию, угрозе применения насилия или противоправному воздействию, сделать свой выбор относительно участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами, не опасаясь наказания либо воздействия, либо принуждения, какими бы ни были итоги голосования и результаты выборов, а также основой правовых, организационных, информационных и иных гарантий неукоснительного соблюдения принципа свободных выборов в течение всего избирательного процесса.
2. Выборы должны проводиться на основе конституции, а также законов и иных нормативных правовых актов, которые принимаются уполномоченными на то органами, должностными лицами и вступают в силу заблаговременно до начала избирательной кампании с тем, чтобы обеспечить всем участникам выборов равные правовые условия и возможности для полноценного участия в выборах.
3. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, голосовать "за" или "против" какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, а также воздействовать на его свободное волеизъявление либо принудить объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал.
4. Гражданам обеспечено право на свободу собраний и публичных ассоциаций, на свободу слова, мнений, информации, на форму голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления.
5. Кандидат, политическая партия и другие участники избирательного процесса несут ответственность перед обществом и государством в соответствии с конституцией и законом. Ни один кандидат, ни одна политическая партия, никакие иные органы, организации и лица не имеют права и не должны использовать методы морального, психического, физического, информационного, религиозного насилия, принуждения или призывы к насилию, или угрозы применения насилия или любые иные формы принуждения, устрашения, несанкционированного воздействия на организацию и проведение свободных выборов.
6. Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования с тем, чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосовании.
7. Не допускается не предусмотренное национальным законодательством какое-либо прямое или косвенное противоправное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций, иных иностранных субъектов в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.
1.9. Открытость и гласность выборов
Соблюдение этого принципа означает, как правило, следующее:
1. Назначение, подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно в порядке и сроки, предусмотренные конституцией, законами.
2. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие избирательные права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Нормативные правовые акты, ограничивающие избирательные права и свободы гражданина и не противоречащие международным обязательствам государства, не могут иметь обратной юридической силы.
3. Нормативные акты и решения избирательных органов, нормативные правовые акты и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных законами должностных лиц, принятые в пределах их компетенции и полномочий и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав и свобод гражданина, должны быть официально опубликованы либо доведены до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, предусмотренные законами.
4. Решения избирательных органов своевременно передаются в средства массовой информации и телекоммуникаций для опубликования и обнародования, при этом избирательный орган в течение срока, установленного законодательством о выборах, официально публикует в своем печатном органе или в иных средствах массовой информации сведения об итогах голосования, а также данные об избранных лицах.
5. Информация о выборах и кандидатах, предусмотренная законами, в том числе перечень политических партий, которые имеют право участвовать и (или) участвуют в выборах, должна своевременно и в полном объеме доводиться уполномоченными на то органами или должностными лицами до всеобщего сведения избирателей и иных участников выборов.
6. Государством могут предприниматься меры к тому, чтобы обеспечивать беспристрастность в освещении избирательной кампании средствами массовой информации, в том числе в сети Интернет, невозможность устанавливать юридические или административные барьеры для доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для политических партий и кандидатов, формировать единый информационный банк данных результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, данные которого должны предоставляться участникам избирательного процесса, а также международным наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования, внедрять новые информационные технологии, обеспечивающие открытый характер выборов, повышающие степень доверия избирателей к итогам голосования и результатам выборов.
7. Обеспечение реализации принципа открытости и гласности выборов не распространяется на тайну волеизъявления и голосования избирателя.
8. Соблюдение принципа открытости и гласности выборов должно обеспечивать создание правовых условий для осуществления действенного общественного контроля и беспристрастного международного наблюдения за выборами.
1.10. Подлинные выборы
Соблюдение принципа подлинных выборов означает, как правило, следующее:
1. Проведение выборов в органы и выборных должностных лиц, которые избираются непосредственно гражданами, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, выявление свободно выраженной воли народа и ее непосредственное осуществление.
2. Предоставление избирателям реального и основанного на законе выбора кандидатов (списков кандидатов), наличие реального политического плюрализма, идеологического многообразия и многопартийности, осуществляемых через функционирование политических партий, политических общественных объединений, законная деятельность которых должна находиться под юридической защитой государства. При подлинных выборах обеспечивается своевременный и свободный доступ избирателей к информации о кандидате (списках кандидатов), политических партиях (коалициях) и о процессе выборов, а кандидата (кандидатов), политических партий (коалиций) - доступ на равных правовых условиях к средствам массовой информации и телекоммуникаций.
3. Подлинные выборы предполагают справедливые правовые условия для выдвижения, регистрации, отказа в регистрации или отмены регистрации кандидатов, списков кандидатов политических партий (коалиций), а также для участия всех политических партий (коалиций) в избирательной кампании. Регистрационные требования должны устанавливаться заблаговременно до начала избирательной кампании, быть ясными, четкими и не содержать условий, способных стать основанием для ограничений дискриминационного характера либо возможных злоупотреблений, и должны применяться единообразно. Произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации в целях нанесения ущерба отдельным политическим силам, кандидатам не должно допускаться.
4. Назначение и проведение выборов, как очередных, так и досрочных, дополнительных и иных выборов, а также осуществление избирательных действий, предусмотренных конституцией и законами, в порядке и в сроки, позволяющие кандидатам, политическим партиям (коалициям) и другим участникам избирательного процесса развернуть полноценную предвыборную агитационную деятельность.
5. При назначении, подготовке и проведении выборов используется государственный язык, а в случаях и в порядке, устанавливаемых конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами - также официальные языки составных частей территории государства, языки малочисленных народов и народностей, национальных меньшинств и этнических групп на территориях их компактного проживания.
6. Каждый кандидат и каждая политическая партия (коалиция), участвующие в выборах, должны признавать итоги голосования и результаты демократических выборов и иметь возможность обжаловать нарушения законодательства о выборах, официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушающие избирательные права и свободы гражданина, в судебные и (или) иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законами, международными обязательствами государства.
1.11. Справедливые выборы
Соблюдение принципа справедливых выборов обеспечивает создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса.
При проведении справедливых выборов должны обеспечиваться:
1. Всеобщее равное и прямое избирательное право.
2. Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов, при котором кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и (или) в порядке самовыдвижения, а также по отдельности или в составе списка - политическими партиями (коалициями), иными общественными объединениями и другими субъектами права выдвижения кандидатов и (или) списков кандидатов, указанными в конституции, законах.
3. Равные правовые условия для участия каждого кандидата или каждой политической партии в предвыборной кампании, в том числе равные условия доступа к государственным и иным средствам массовой информации.
4. Закон и государственная политика должны быть направлены на разделение партии и государства, проведение избирательных кампаний в атмосфере свободы, ответственности, прозрачности и честности, позволяющей партиям (коалициям) и кандидатам свободно излагать свои политические взгляды и оценки, положения предвыборных программ (платформ), а избирателям знакомиться с ними, обсуждать их и голосовать за или против свободно, не опасаясь наказания или какого бы то ни было преследования, не допускать использования государственных, административных и иных ресурсов и возможностей с целью выражения предпочтения либо создания преимуществ либо ограничений для отдельных кандидатов, отдельных политических партий (коалиций), принимающих участие в выборах. Правовые условия, исключающие возможность использования кандидатами, замещающими государственные и муниципальные должности или находящимися на государственной или муниципальной службе либо работающими в средствах массовой информации, преимуществ своего служебного или должностного положения в целях своего избрания, а также законодательное установление перечня нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием таких преимуществ и являющихся основанием для отказа в регистрации и (или) отмены решения о регистрации кандидата, признания избрания недействительным.
5. Гласное, своевременное и в полном объеме финансирование выборов, избирательных кампаний кандидатов, политических партий (коалиций), а также информирование о всех финансовых расходах, связанных с назначением, подготовкой и проведением выборов, избирательными кампаниями кандидатов, политических партий (коалиций) с тем, чтобы обеспечить открытость и прозрачность всех денежных пожертвований кандидатам, политическим партиям (коалициям), участвующим в выборах, исключить запрещенные законодательством пожертвования кандидатам, политическим партиям (коалициям), выдвинувшим кандидатов (списки кандидатов) на выборах.
6. Честность при выполнении предусмотренных законами избирательных действий и избирательных процедур, в том числе при голосовании и подсчете голосов, полное и оперативное информирование обо всех итогах голосования, начиная с уровня избирательных участков, в том числе предоставление наблюдателям возможности получения официальных копий протоколов избирательных органов об итогах голосования и (или) установлении результатов выборов, с последующим официальным опубликованием всех итогов голосования и результатов выборов в разумный срок.
1.12. Ответственные выборы
Реализация этого принципа означает, в частности, что избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное конституцией, законом, надлежащим образом вступают в должность в порядке и сроки, установленные конституцией и (или) законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется конституцией, законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.
1.13. Проведение выборов избирательными органами (избирательными комиссиями)
Реализация этого принципа предусматривает, в частности, следующее:
1. Подготовка и проведение выборов, в том числе установление и официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов, обеспечение сохранности избирательных документов (бюллетеней, протоколов) до истечения срока их хранения, обеспечение избирательных прав и свобод участников выборов возлагаются на коллегиальные избирательные органы во главе с центральным избирательным органом, действующие независимо, самостоятельно и беспристрастно в пределах компетенции и полномочий, установленных конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами.
2. Порядок формирования, полномочия и срок их осуществления, организация деятельности избирательных органов, а также основания, порядок и сроки расформирования избирательного органа или досрочного прекращения полномочий его члена (членов) должны устанавливаться законом и (или) иными нормативными правовыми актами. Государство может принимать законодательные меры к расширению перечня избирательных органов, действующих на постоянной основе.
3. Кандидату, политической партии (коалиции), выдвинувшей и (или) зарегистрировавшей список кандидатов, может предоставляться право и возможность в порядке, предусмотренном законом и иными нормативными правовыми актами, назначить в избирательный орган, зарегистрировавший этого кандидата (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные органы по одному члену избирательного органа с правом совещательного голоса, представляющему интересы назначившего его кандидата, политической партии (коалиции).
4. Государство не допускает образование и деятельность каких-либо иных структур, которые подменяют избирательные органы, либо полностью или частично осуществляют их функции и полномочия, либо присваивают эти функции и полномочия.
5. Государственные органы, органы местной власти (органы местного самоуправления), а также их должностные лица обязаны в пределах, указанных законами, оказывать избирательным органам содействие в реализации их полномочий, а организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий - предоставлять им бесплатное эфирное время, возможность для размещения печатной информации для информирования избирателей о выборах, ходе избирательной кампании.
6. Организация выборов избирательными органами (избирательными комиссиями), работающими открыто и гласно под действенным общественным (гражданским) и международным наблюдением и судебным контролем.
7. Решения избирательных органов принимаются большинством, а в случаях, предусмотренных законами, квалифицированным большинством голосов от общего числа членов избирательного органа. Решения и нормативные акты избирательных органов, принятые в пределах их компетенции и полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий (коалиций) и иных общественных объединений, общественных организаций, их уполномоченных представителей, нижестоящих избирательных органов, а также иных лиц и органов, указанных в законах.
8. Члены избирательного органа не связаны решениями и иными документами политических партий (коалиций), членами которых они являются и которые выдвинули их кандидатуры в состав избирательного органа. На время исполнения своих обязанностей в составе постоянно действующего избирательного органа члены избирательного органа могут приостанавливать свое членство в политической партии (коалиции) или иной политической организации. Органы и должностные лица, назначившие членов избирательного органа, не вправе отозвать их.
9. Решение, действие (бездействие) избирательного органа может быть обжаловано в указанный в законе избирательный орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном законодательством. Вышестоящий избирательный орган вправе отменить решение нижестоящего избирательного органа, противоречащее закону или принятое с превышением установленной компетенции, и либо принять решение по существу вопроса, изложенного в жалобе, либо направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение нижестоящим избирательным органом, решение которого было отменено.
1.14. Судебная защита избирательных прав и свобод участников выборов
Легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечивается судебными, административными и иными средствами защиты.
Проведение демократических выборов означает, что в государстве торжествует принцип законности, узаконено право на справедливое судебное разбирательство, доступ к судам, гарантированы справедливое и открытое судебное разбирательство, беспристрастность судей и соразмерность наказания содеянному.
1. Национальное конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство, а также иные средства правовой защиты, указанные в законодательстве, должны обеспечивать легитимный и публичный характер выборов, защиту и реализацию избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, иных участников выборов, воплощение в правоприменительной практике демократических принципов организации избирательного процесса.
2. В случае нарушения законодательства о выборах, избирательных прав и свобод, пострадавшее лицо или лица, политическая партия (коалиция), иные участники выборов или органы, организации, должностные лица, принимающие в соответствии с законами участие в избирательном процессе, должны иметь право на своевременную и эффективную защиту, обжалование и восстановление нарушенных прав и свобод в судебных и административных органах, а в случаях и в порядке, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, - в избирательных органах, а также в иных органах, а лица, виновные в совершении противоправных действий (бездействии), должны нести ответственность в соответствии с законами.
3. Сроки подачи жалоб, порядок разрешения споров о защите избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников выборов, а также разграничение полномочий между судебными и иными органами, включая избирательные органы, по рассмотрению таких споров должны быть ясно и исчерпывающим образом закреплены в законах и обеспечивать справедливый характер рассмотрения избирательных споров в пределах сроков и этапов избирательной кампании, осуществления избирательных действий и избирательных процедур. Лицо (лица), подавшие жалобу, должны иметь право и возможность принимать участие в рассмотрении избирательного спора. Стороны исходят из того, что преимущественно судебными органами должны рассматриваться избирательные споры, связанные с защитой избирательных прав и свобод участников выборов, несоблюдением порядка включения лица в список избирателей, незаконным отказом в регистрации или аннулированием регистрации кандидата, политической партии (коалиции), незаконным поступлением и расходованием средств собственного избирательного фонда кандидата, политической партии (коалиции) или иных средств, не предусмотренных законом, злоупотреблением свободой слова и массовой информации при проведении кандидатами, политическими партиями (коалициями) собственных избирательных кампаний, признанием итогов голосования и (или) результатов выборов недействительными.
4. Срок для защиты и (или) восстановления нарушенных прав и свобод участников выборов должен быть соразмерным с временными рамками совершения избирательных действий и избирательной кампании в целом, устанавливаться с учетом необходимости обеспечения своевременного рассмотрения и разрешения жалоб участников выборов, не должен приводить к откладыванию выборов или совершения избирательных действий и процедур и нарушать целостность избирательного процесса или каким-либо образом влиять на действительное волеизъявление граждан.
5. Деятельность лиц и органов, направленная на воспрепятствование свободному осуществлению избирателем его избирательных прав и свобод, в том числе права на тайну голосования, вступление на выборную должность или пребывание в выборной должности, в форме бойкота или призывов к бойкоту выборов, отказу от выполнения избирательных процедур или избирательных действий, разглашение конфиденциальных сведений об избирателях, иных участниках выборов, фальсификацию подсчета голосов, итогов голосования и результатов выборов, а также деятельность лиц или органов, имеющая своей целью или приводящая к нарушению избирательного законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права в области проведения демократических выборов, должна преследоваться по закону.
6. Кроме того, реализация этого принципа предусматривает, в частности, следующее:
в случае непризнания или нарушения принципов организации демократических выборов, избирательных прав и свобод пострадавшее лицо или лица должны иметь право и возможность обжалования указанных нарушений в независимых и беспристрастных судах, а лица, виновные в совершении действий (бездействии), запрещенных национальными законами, должны нести ответственность в соответствии с законами;
судебными инстанциями по защите избирательных прав и свобод, наряду с судами общей юрисдикции, могут являться конституционный суд и (или) аналогичная по своему статусу судебная инстанция государства, которые вправе в соответствии с конституцией, законом разрешать избирательные споры, связанные с конституционностью назначения, подготовки и проведения выборов либо правильностью (законностью) назначения и проведения выборов, признанием непреодолимыми или устраненными препятствий, возникших для кандидатов, а также с итогами голосования и (или) результатами выборов;
решения судей не подлежат какому-либо пересмотру, кроме как в рамках апелляционных процедур, установленных законом.
7. Возможность каждого кандидата и каждой политической партии, участвующих в выборах, обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законами, международными обязательствами государства.
8. Быстрое и эффективное рассмотрение судами и иными уполномоченными на то органами жалоб на нарушения избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций) во временных рамках соответствующих этапов избирательного процесса, а также обеспечение права гражданина на обращение в международные судебные органы за защитой и восстановлением своих избирательных прав и свобод в порядке, предусмотренном нормами международного права.
9. Государства принимают меры к предупреждению и предотвращению распространения коррупции в избирательном процессе (подкуп избирателей, незаконная благотворительная деятельность, др.), представляющих собой серьезную угрозу демократическим выборам, избирательным правам и свободам.
1.15. Независимое общественное (гражданское) и международное наблюдение за выборами
1. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать, в частности, создание надлежащих условий для эффективного независимого общественного (гражданского) и международного наблюдения за выборами, соблюдения международных обязательств государства, касающихся организации демократического избирательного процесса, обеспечения и защиты избирательных прав и свобод граждан, иных участников выборов, гарантий их свободного участия в выборах.
2. Кандидату, политической партии (коалиции), общественному объединению, общественной организации, группе избирателей, другим субъектам выборов может быть предоставлено право в порядке, установленном законами или нормативными правовыми актами, принимаемыми органами, организующими выборы, назначить наблюдателей, которые имеют право в день голосования, в том числе в день проведения досрочного голосования, осуществлять наблюдение за ходом голосования. Права и обязанности указанных наблюдателей должны быть определены в законодательстве. В соответствии с национальным законодательством наблюдатели могут осуществлять наблюдение в другие сроки и на других этапах избирательной кампании, например при проведении предвыборной агитации.
3. В случаях и порядке, предусмотренных законами, правами национального наблюдателя могут пользоваться также доверенные лица и (или) уполномоченные представители кандидатов, политических партий (коалиций).
4. Избирательные органы и (или) иные органы и организации могут быть наделены полномочиями по организации обучения национальных наблюдателей и иных участников выборов основам демократических избирательных технологий, национального законодательства о выборах, международным избирательным стандартам как принципам обеспечения и защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина.
5. Международные наблюдатели СНГ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права осуществляют свою деятельность по наблюдению за выборами в духе конструктивного взаимодействия с международными наблюдателями других международных организаций, иностранных государств.
6. Осуществление международного наблюдения за выборами не является основанием или поводом для какого бы то ни было вмешательства во внутренние дела государства, проводящего выборы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.