Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Организация международного наблюдения в день голосования, подсчета голосов и установления результатов выборов
5.1. Организация наблюдения за голосованием на избирательном участке
Основная задача наблюдения на избирательном участке - установить, осуществляется ли голосование и подсчет голосов в соответствии с законами о выборах.
При прибытии на избирательный участок международный наблюдатель должен предъявить свое удостоверение об аккредитации (регистрации) председателю участкового избирательного органа. Необходимо иметь в виду, что избирательным законодательством может закрепляться такой порядок посещения международными наблюдателями помещений для голосования, в рамках которого при открытии помещений для голосования допускается присутствие только по одному международному наблюдателю от соответствующих иностранных государств, международных организаций, аккредитованных при соответствующем избирательном органе (комиссии).
Как правило, международные наблюдатели прибывают на избирательный участок до времени официального открытия помещения для голосования, чтобы наблюдать за процедурой открытия избирательного участка и начала голосования. Это позволяет осмотреть помещение и оборудование для голосования, включая стационарные и переносные избирательные урны (ящики) до того, как они будут в установленном законом порядке опечатаны (опломбированы), и убедиться, что помещение для голосования открывается в соответствии с установленным порядком.
Посещая места голосования, международные наблюдатели должны обращать внимание, не возникает ли какое-либо напряжение на избирательном участке. Иногда именно эти первые минуты играют главную роль в формировании верного впечатления о ситуации; тем не менее для более точной оценки ситуации может потребоваться больше времени, поэтому международные наблюдатели должны отводить на посещение каждого избирательного участка не менее 30 минут.
Международные наблюдатели должны убедиться в том, что все лица, ответственные за выборы, являются членами избирательного органа. Информация, касающаяся организации и хода голосования на избирательном участке, может содержать следующие сведения:
как были выбраны (назначены) и подготовлены (обучены) для выполнения своих обязанностей члены избирательного органа, в том числе члены избирательного органа с правом совещательного голоса;
имеются ли письменные инструкции, разъяснения, указания и т.д., в том числе вышестоящих избирательных органов, дополнительно к закону о выборах или официальным правилам;
каким образом распределены обязанности между членами участкового избирательного органа по обеспечению выдачи бюллетеней и прохождению избирателями всех этапов процедуры голосования;
велико ли количество избирателей, нуждающихся в какой-либо помощи в процессе получения бюллетеня, его заполнения и голосования;
допускаются ли избиратели в избирательные кабины (места для тайного голосования) вместе (например, супруги, близкие родственники);
могут ли голосовать инвалиды и тяжелобольные и как обеспечивается процедура голосования, если они нуждаются в помощи;
существуют ли признаки повторного голосования (два и более раза одним и тем же избирателем), выдачи бюллетеней и голосования за других избирателей;
обеспечен ли участковый избирательный орган необходимым количеством избирательных бюллетеней с учетом количества избирателей, включенных в список избирателей (например, для выдачи избирателю по его просьбе нового бюллетеня взамен испорченного);
затруднен ли доступ на избирательный участок (имеются ли указатели направления движения к помещению для голосования, удобно ли транспортное сообщение, безопасны ли подходы к помещению для голосования, имеются ли перед входом в него информационные стенды), а также в помещение для голосования;
оборудовано ли помещение для голосования необходимым технологическим оборудованием: местами выдачи избирательных бюллетеней, кабинами или местами для тайного голосования, системой их освещения, ручками для заполнения избирательных бюллетеней, стационарными и переносными избирательными урнами (ящиками), а также техническими средствами голосования и подсчета голосов избирателей в случае, если их использование предусмотрено законодательством о выборах;
гарантирует ли внутренняя планировка помещения для голосования соблюдение процедуры тайны волеизъявления и тайного голосования;
расположены ли кабины или иные места для тайного голосования в поле зрения участкового избирательного органа, наблюдателей, международных наблюдателей;
существуют ли признаки неорганизованности, например необычно длинные очереди, отсутствие некоторых членов участкового избирательного органа в местах выдачи избирательных бюллетеней;
как идентифицируются избиратели, точен ли список избирателей; сколько избирателей внесено в избирательный список и сколько из них проголосовало;
существует ли протокол (реестр) заявок (обращений) для больных и престарелых избирателей, голосующих на дому при помощи переносных избирательных урн (ящиков), и не кажется ли количество внесенных в него лиц неоправданно большим;
существует ли дополнительный избирательный список для тех, кого по каким-либо причинам не включили в основной список избирателей, каковы причины этого, сколько таких избирателей в дополнительном списке и каков порядок включения в список избирателей граждан, которые обратились в участковый избирательный орган с заявлением о включении в список избирателей;
были ли случаи отказа избирателям в голосовании на том основании, что сведений о них не было в списке или у них не было необходимого удостоверения личности, и как были разрешены эти проблемы;
обращались ли граждане с какими-либо жалобами и как они были решены;
не оказывается ли на избирателей противоправное давление или воздействие;
не размещены ли на участке (на информационных стендах) какие-либо материалы предвыборной кампании отдельных кандидатов (политических партий) и не ведется ли на избирательном участке прямо или косвенно агитационная деятельность;
предпринимаются ли кем-либо какие-либо попытки убедить людей голосовать, в том числе за или против конкретных кандидатов, списков кандидатов;
присутствуют ли на избирательном участке представители милиции (полиции), сил государственной (общественной) безопасности или государственные и (или) муниципальные чиновники;
присутствуют ли на избирательном участке лица, не исполняющие официальных функций;
хорошо ли подготовлены ответственные лица (члены участкового избирательного органа, национальные наблюдатели, уполномоченные представители политических партий и т.д.) на избирательных участках, насколько хорошо они знают свои обязанности, снабжены ли они текстами законов о выборах, инструкций (разъяснений) вышестоящих избирательных органов, методической литературой;
оказывается ли давление на избирателей при входе или выходе с избирательного участка;
проводился ли социологический и иной опрос избирателей при выходе из помещения для голосования, кем и на законных ли основаниях;
каково общее впечатление об организации голосования.
Если есть подозрения, что на том или ином избирательном участке допускаются серьезные нарушения, международные наблюдатели, чтобы убедиться, что эти проблемы решаются, могут провести там больше времени или вернуться на участок в течение дня. В случае установления фактов серьезных нарушений международные наблюдатели должны привлечь к ним внимание вышестоящих властей (избирательных органов). Все нарушения должны фиксироваться.
Международные наблюдатели должны воздерживаться от того, чтобы давать кому бы то ни было советы и рекомендации, за исключением случаев, когда об этом их просит председатель участкового избирательного органа, но и в таком случае следует придерживаться рамок своей компетенции и не вмешиваться в ход избирательного процесса. Международные наблюдатели вправе привлечь внимание к проблемам, а их решение предоставить избирательным органам.
Международные наблюдатели должны присутствовать при закрытии избирательного участка, чтобы убедиться в выполнении всех процедур закрытия, и затем остаться для наблюдения за ходом подсчета голосов, составления протокола об итогах голосования.
Для удобства фиксации данных по наблюдению международным наблюдателям рекомендуется по каждому избирательному участку заполнять проверочные (оценочные) формы. В дальнейшем это поможет установить, являются ли такие нарушения регулярными или проявляются только в исключительных случаях.
При организации голосования на избирательном участке возможны следующие нарушения:
1) избирателю необоснованно не разрешают голосовать;
2) у избирателей требуют предъявить дополнительные документы, кроме тех, которые предусмотрены законодательством;
3) избирателя необоснованно направляют на другой избирательный участок, в другую избирательную комиссию;
4) избирателям разрешают голосовать одновременно всей семьей в одной кабине;
5) избирателям разрешают голосовать по доверенности (в случае, если это не предусмотрено законом);
6) избиратели имеют возможность проголосовать многократно (два и более раза);
7) избирательные урны (ящики) не опечатаны (не опломбированы) или целостность их печатей (пломб) нарушена;
8) на избирательном участке размещены агитационные предвыборные материалы;
9) на избирательном участке присутствуют представители вооруженных сил и правоохранительных органов (за исключением случаев, предусмотренных в законе о выборах);
10) личность избирателя невозможно идентифицировать (установить);
11) использование переносных избирательных урн (ящиков) и соответствующих избирательных документов (выписка из списка избирателей, количество избирательных бюллетеней и др.) не контролируется, в том числе национальными наблюдателями;
12) в списки для голосования не внесены избиратели, имеющие право голосовать;
13) на избирательном участке нет необходимых избирательных материалов (бюллетеней, информационных плакатов о кандидатах и др.);
14) задержки в проведении голосования;
15) на избирателей и (или) членов участкового избирательного органа, национальных и международных наблюдателей, иных лиц, которые в соответствии с законом о выборах вправе находиться на избирательном участке, оказывается давление (воздействие).
5.2. Контакты с избирателями, наблюдателями, уполномоченными представителями и доверенными лицами кандидатов, политических партий (коалиций), иными субъектами избирательного процесса
На избирательном участке международный наблюдатель, как правило, общается с тремя категориями лиц: членами избирательного органа, избирателями и, если таковые имеются, национальными наблюдателями. Узнав, что на избирательном участке находятся представители местной администрации, он должен в деликатной форме выяснить цель и мотивы их присутствия. Международный наблюдатель должен, по возможности, поговорить с представителями каждой из указанных категорий лиц и принять во внимание все высказанные ими точки зрения. При этом необходимо помнить, что некоторые лица могут манипулировать информацией в собственных интересах, поэтому при оценке ситуации следует полагаться только на личные наблюдения.
Международным наблюдателям рекомендуется беседовать с избирателями, чтобы оценить степень их доверия к избирательному процессу. Например, в случае отсутствия идеальных условий для тайного голосования международный наблюдатель должен выяснить, насколько избиратели верят в то, что их голоса останутся тайными и будут учтены, насколько хорошо они информированы о возможностях сделать свой выбор и знакомы с процедурой выборов, порядком обжалования нарушений их избирательных прав и свобод.
Международным наблюдателям рекомендуется выяснить мнение избирателей, создают ли действующие законы максимальные демократические удобства для участия избирателей в выборах, в частности, удобно ли им время начала и окончания голосования, его продолжительность, влияет ли на активность участия избирателей в голосовании время года, совмещение дня голосования с национальными, религиозными или иными праздниками, размеры избирательного участка и местонахождение помещения для голосования, возможность беспрепятственно получить необходимую общедоступную информацию о ходе избирательной кампании и т.д.
Законодательством о выборах предусматривается присутствие национальных наблюдателей на избирательном участке, в помещении для голосования при проведении голосования, подсчете голосов и установлении результатов выборов, а также в иных случаях, предусмотренных законами. Наблюдатели могут быть направлены как кандидатами, политическими партиями (коалициями), участвующими в выборах, так и иными общественными объединениями, общественными организациями, а также группами избирателей. В соответствии с законодательством о выборах правами наблюдателя могут наделяться доверенные лица кандидатов, политических партий (коалиций).
Международный наблюдатель должен помнить, что права и обязанности наблюдателей, а также доверенных лиц кандидатов должны быть определены законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми органами, которые назначают и (или) проводят выборы. При этом национальным наблюдателям, доверенным лицам должны быть предоставлены следующие основные права:
знакомиться с избирательными документами (кроме затрагивающих интересы национальной безопасности либо содержащих конфиденциальную информацию об избирателе), получать информацию о количестве избирателей, включенных в списки избирателей, и о количестве избирателей, принявших участие в голосовании;
находиться в помещении избирательного органа, а также в помещении для голосования и наблюдать за коллегиальной (публичной) работой, в том числе заседаниями избирательного органа, а также за процессом голосования, иными избирательными процедурами;
присутствовать при проведении досрочного голосования, при голосовании избирателей вне помещения для голосования, при проведении голосования с использованием других форм голосования, предусмотренных законами;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей в условиях, обеспечивающих визуальную обозримость содержания бюллетеней;
наблюдать за составлением соответствующими избирательными органами протоколов об итогах голосования и о результатах выборов, а также иных избирательных документов, знакомиться с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующего избирательного органа копии указанных протоколов;
обращаться в избирательный орган с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования, подсчета голосов, определения итогов голосования, установления результатов выборов, а также с заявлениями о нарушении избирательного законодательства, в том числе избирательных прав и свобод участников выборов.
Должны создаваться необходимые и равные правовые условия для осуществления всеми национальными наблюдателями наблюдения за обеспечением целостности и прозрачности избирательного процесса, а также за проведением голосования, осуществлением избирательных действий и избирательных процедур, связанных с установлением итогов голосования и результатов выборов. Законом может не допускаться нахождение в помещении для голосования одновременно двух и более наблюдателей, представляющих интересы одного из кандидатов, одной из политических партий (коалиции), одного из иных участников выборов, а также одной из неправительственных общественных организаций.
Международные наблюдатели должны отметить, в частности, присутствуют ли наблюдатели на избирательном участке (в помещении для голосования), когда и кем они были назначены и направлены для наблюдения, с какого времени они наблюдают за ходом голосования, были ли они ограничены в какой-либо мере в исполнении своих прав по наблюдению. Их комментарии могут быть использованы для дополнительного понимания обстановки на участке и работы участкового избирательного органа.
Контакты с избирателями, наблюдателями, уполномоченными представителями, доверенными лицами кандидатов, политических партий (коалиций), иными субъектами избирательного процесса должны по возможности осуществляться конфиденциально и при необходимости вне поля зрения членов участкового избирательного органа.
5.3. Помещение и оборудование мест для голосования
Оборудование мест проведения голосования является одним из необходимых атрибутов организации процедуры голосования, обеспечивающей свободу и тайну волеизъявления избирателей.
5.3.1. Помещение для голосования
Помещение для голосования, как правило, предоставляется в распоряжение участкового избирательного органа главой соответствующего муниципального образования (органом местного самоуправления, местным органом власти). При подборе помещения для голосования обычно используются школы, клубы, иные общественные, государственные или муниципальные здания. При этом принимаются во внимание, в частности, следующие критерии: удобство подхода избирателей и подъезда транспорта, возможность доступа для инвалидов и так далее. Информация о месте нахождения помещения для голосования должна быть заблаговременно доведена до сведения граждан.
Помещение для голосования должно быть пригодным для организации процесса голосования и подсчета голосов, обустроенным, безопасным, в том числе в противопожарном отношении. Технологическое оборудование должно быть размещено таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и урны (ящики) для голосования, вход и выход из помещения одновременно находились в поле зрения членов участкового избирательного органа, наблюдателей, международных наблюдателей, других лиц, имеющих право присутствовать на избирательном участке (в помещении для голосования) согласно закону.
Международный наблюдатель должен установить, в частности:
имеются ли указатели подхода к помещению для голосования;
затруднен ли доступ избирателей к помещению для голосования, подъезд транспортных средств, принадлежащих избирателям;
возможен ли доступ избирателей-инвалидов к помещению для голосования;
в каком помещении (приспособленном или малоприспособленном) находится избирательный участок (помещение для голосования), то есть определить степень пригодности помещения и размещенного в нем оборудования для создания максимальных удобств для проведения голосования;
достаточно ли техническое оснащение помещения для голосования, в частности, средствами связи, пожарной безопасности;
достаточны ли размеры помещения для голосования для того, чтобы в нем находились национальные наблюдатели, международные наблюдатели, представители средств массовой информации и другие участники избирательного процесса, предусмотренные законодательством о выборах, обеспечивается ли одновременный обзор стола регистрации избирателей и выдачи бюллетеней, кабин и урн (ящиков) для голосования, входа и выхода из помещения для голосования.
5.3.2. Технологическое оборудование для организации голосования
Государство может разрабатывать, внедрять и (или) использовать новые информационные и компьютерные технологии, а также технические и технологические стандарты, содействующие обеспечению открытости и гласности выборов, осуществлению процедуры регистрации избирателей, быстрое и точное определение итогов голосования и установление результатов выборов, начиная с уровня избирательных участков, возможность их верификации, способствующие повышению степени доверия избирателей, кандидатов, политических партий (коалиций), иных участников выборов к избирательным процедурам и выборам в целом.
Помещение для голосования должно быть обеспечено необходимым технологическим оборудованием для организации голосования, в том числе стационарными и переносными избирательными урнами (ящиками).
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы была обеспечена тайна голосования. Тайна волеизъявления граждан обеспечивается с помощью кабин или специально оборудованных мест для тайного голосования. Для размещения кабин в помещении для голосования должен быть зал. Кабины для тайного голосования имеют рабочий вход-выход для избирателя. В каждой из них должны находиться стол и стул, при отсутствии других источников освещения - настольная лампа. Кабины для тайного голосования должны находиться в поле зрения как членов участкового избирательного органа, так и присутствующих на избирательном участке национальных и международных наблюдателей.
Стационарные урны (ящики) предназначены для голосования в помещении для голосования, и их количество может быть определено в законе. Переносные урны (ящики) предназначены для досрочного голосования и для голосования вне помещения для голосования. Стационарные и переносные урны (ящики) для голосования должны быть достаточно вместительными, удобными для избирателей по высоте и размещению прорези для бюллетеней, чтобы не нарушалась целостность опускаемых в урну (ящик) для голосования или уже находящихся в ней бюллетеней. Нарушение целостности или существенное повреждение бюллетеня является основанием для признания его недействительным.
Использование переносных избирательных урн (ящиков) расширяет возможности участия избирателей в выборах. В то же время эти возможности могут открыть дорогу злоупотреблениям и подорвать доверие к избирательному процессу. Количество переносных урн (ящиков) должно быть законодательно определено либо установлено решением соответствующего избирательного органа, а процедура их использования должна находиться под особым контролем международных наблюдателей.
Если это предусмотрено законодательством о выборах, непосредственно перед входом в помещение для голосования (либо в помещении для голосования) может быть оборудован стенд, на котором участковый избирательный орган размещает информационные материалы обо всех кандидатах, списках кандидатов, образец заполнения избирательного бюллетеня, увеличенную форму протокола об итогах голосования, иную информацию, предусмотренную законодательством или решениями вышестоящих избирательных органов.
Находясь на избирательном участке, международный наблюдатель должен установить, в частности:
состав и качественное состояние технологического оборудования избирательного участка (помещения для голосования, помещения для подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования);
наличие оборудования для хранения бюллетеней для голосования, списков избирателей, другой избирательной документации;
наличие информации об избирательной кампании, предусмотренной законодательством о выборах.
5.4. Особые формы голосования
Международный наблюдатель должен знать правила голосования в особых случаях, то есть досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям, вне помещения для голосования при помощи переносных избирательных урн (ящиков) или в воинских частях, больницах, по почте. Это специально предусмотренные законом случаи голосования, и они должны находиться под особым наблюдением.
5.4.1. Досрочное голосование
В случаях, когда законодательством о выборах предусмотрена процедура досрочного голосования, международные наблюдатели должны обращать внимание, в частности, на следующее:
законодательные и фактические (для конкретных избирателей) причины досрочного голосования;
общая организация процесса досрочного голосования, в том числе возможность осуществления контроля со стороны наблюдателей, дни и время, место проведения досрочного голосования;
готовность помещений и технологического оборудования (ящики (урны) для голосования, технические средства голосования и т.д.) для проведения досрочного голосования;
обеспечение тайны голосования;
использование для целей досрочного голосования отдельных переносных урн (ящиков) для голосования;
условия хранения переносных урн (ящиков) для голосования и избирательных документов;
соотношение досрочно проголосовавших и общего числа избирателей, включенных в список избирателей;
наличие жалоб и принятые по ним решения избирательного органа, иных органов, в том числе судов.
5.4.2. Голосование по открепительным удостоверениям
Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, может в соответствии с законом о выборах получить открепительное удостоверение и по нему проголосовать на том избирательном участке, где он фактически будет находиться в день голосования. Необходимо при этом иметь в виду, что законодательство о выборах может предусматривать возможность голосования по открепительному удостоверению как за кандидата по избирательному округу, так и за кандидатов по партийным спискам, либо только за кандидатов по партийным спискам, либо в ином соотношении. При голосовании по открепительным удостоверениям в первую очередь следует учитывать причины и порядок выдачи открепительных удостоверений, внесения в список избирателей сведений об избирателях, получивших и (или) проголосовавших на основе открепительных удостоверений, соотношение проголосовавших по открепительному удостоверению с числом включенных в основной список избирателей, а также установить, насколько данная процедура обеспечивает реализацию избирательных прав граждан. Необходимо также ознакомиться с жалобами на организацию работы по выдаче открепительных удостоверений и процедуре голосования, принятым по ним решениям.
5.4.3. Голосование вне помещения для голосования
Процедура голосования вне помещения для голосования призвана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке для голосования и не могут по уважительным причинам (состояние здоровья, инвалидность, семейные обстоятельства и т.д.) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Законодательство о выборах не всегда обязывает избирателя документально подтверждать причину невозможности его прибытия в помещение для голосования. При наблюдении за голосованием вне помещения для голосования международные наблюдатели должны принимать во внимание, в частности, следующее:
ведение списка (реестра) устных или письменных обращений избирателей с просьбой проголосовать вне помещения для голосования, иных лиц по их просьбе (с указанием причины невозможности личного прибытия избирателя в помещение для голосования);
наличие письменных заявлений или записей устных заявлений от граждан, которые не могут прибыть в помещение для голосования;
организацию выездов к данной категории избирателей, в частности, участие в таких выездах не менее двух членов избирательного органа, национальных и (или) международных наблюдателей;
порядок использования переносных урн (ящиков) для голосования;
обеспечение тайны голосования;
внесение сведений о проголосовавших избирателях вне помещения для голосования в основные избирательные документы (список избирателей);
порядок подсчета бюллетеней избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования;
наличие жалоб и принятые по ним решения избирательного органа, иных органов, в том числе судов.
5.4.4. Организация голосования в лечебных учреждениях, санаториях и домах отдыха, иных стационарных учреждениях
При наблюдении за голосованием в лечебных учреждениях, санаториях и домах отдыха, иных стационарных учреждениях и местах временного пребывания избирателей международный наблюдатель должен ознакомиться, в частности, с порядком составления списка избирателей, количеством избирателей, имеющих открепительные удостоверения, организацией голосования в плане предварительного обеспечения избирателей необходимой информацией о выборах, баллотирующихся кандидатах, списках кандидатов политических партий (коалиций), создания условий для обеспечения тайны голосования.
Необходимо также ознакомиться с жалобами на организацию голосования в указанных учреждениях и принятыми по ним решениями.
5.4.5. Организация голосования в воинских частях, военных учреждениях и организациях
Международный наблюдатель, планирующий наблюдать за голосованием в воинских частях, военных учреждениях и организациях, должен предварительно ознакомиться с существующими порядком и правилами допуска на территорию этих объектов, закрепленными в законах о выборах, иных законах.
В случаях когда голосование разрешено в воинских частях, военных учреждениях и организациях, необходимо принимать во внимание, в частности, следующее:
будут ли необходимые материалы для голосования заблаговременно доставлены в распоряжение военнослужащих для того, чтобы дать им возможность сделать свободный, информированный выбор в день голосования;
обеспечена ли возможность регистрации;
как продуман вопрос предотвращения повторной регистрации и многократного голосования;
будет ли в этих случаях использована особая организация голосования или оно будет проходить в соответствии с общим порядком;
будут ли созданы соответствующие условия для обеспечения тайного голосования и свободы от принуждения;
каков порядок передачи избирательной документации в вышестоящий избирательной орган или ее хранения в случаях, предусмотренных законодательством о выборах.
Необходимо ознакомиться с жалобами на организацию голосования в воинских частях, военных учреждениях и организациях, а также принятыми по ним решениями.
5.4.6. Организация голосования в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
Международный наблюдатель, планирующий наблюдать за голосованием в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в случаях, если такое голосование предусмотрено конституцией и (или) национальным законодательством, должен предварительно ознакомиться с существующим порядком и правилами допуска на территорию этих объектов.
При наблюдении за голосованием в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых международный наблюдатель должен обращать внимание на следующее:
будут ли необходимые материалы для голосования заблаговременно доставлены в распоряжение содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых для того, чтобы дать им возможность сделать выбор в день голосования;
обеспечена ли возможность регистрации; как продуман вопрос предотвращения повторной регистрации и многократного голосования;
будет ли в этих случаях использована особая организация голосования или оно будет проходить в соответствии с общим порядком;
будут ли созданы соответствующие условия для обеспечения тайного голосования и свободы от принуждения.
Необходимо ознакомиться с жалобами на организацию голосования и принятыми по ним решениями.
5.4.7. Организация голосования по почте
В случаях когда законодательством о выборах предусмотрена процедура голосования по почте, международный наблюдатель должен предварительно ознакомиться, в частности, с порядком и правилами поступления заявок (просьб) от избирателей для участия в указанной форме голосования, процедурой изготовления и хранения бланков избирательных бюллетеней для голосования по почте (если они отличаются от обычных бланков), порядком выдачи бюллетеней и регистрации избирателей, изъявивших желание проголосовать по почте.
В день голосования на избирательном участке международный наблюдатель должен обратить внимание на следующее:
сколько бюллетеней для голосования по почте выдано избирательным органом;
сколько конвертов с бюллетенями для голосования по почте поступило в участковый избирательный орган;
каков порядок хранения таких конвертов;
имеются ли на конвертах штампы (штемпели) отделений связи (почтовых органов);
как вскрываются конверты, учитываются бюллетени для голосования и определяется волеизъявление избирателя, проголосовавшего по почте.
Необходимо выяснить, как избирательные органы поступают с конвертами с бюллетенями для голосования по почте в случае, когда почтовые органы доставляют их после закрытия избирательного участка или после окончания голосования (если дата отправки конверта предшествует дню голосования).
5.5. Технические средства голосования и подсчета голосов
В целях повышения доверия избирателей к итогам голосования и результатам выборов, ускорения обработки бюллетеней законы о выборах или специальные законы и иные нормативные правовые акты могут предусматривать возможность проведения голосования на избирательных участках (в целом или на ряде участков) при помощи технических средств подсчета голосов. В соответствии с национальным законодательством о выборах полученные при помощи технических средств подсчета голосов данные или результаты голосования могут являться предварительной, не имеющей юридического значения информацией либо иметь юридическое значение после их подписания членами избирательного органа.
Выводимые с помощью технических средств данные протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов после их подписания членами избирательного органа могут передаваться по техническим каналам связи в электронном виде в вышестоящий избирательный орган, а компьютерные распечатки указанных протоколов - передаваться для ознакомления всем лицам, имеющим в соответствии с законом право на получение копий документов избирательного органа, а также направляться в средства массовой информации и телекоммуникаций.
В случае использования избирательными органами, проводящими выборы, технических средств голосования и подсчета голосов, они должны ознакомить международных наблюдателей с принципами их работы и использования в избирательной кампании.
5.6. Процедура подсчета голосов и подведения итогов голосования, определения результатов выборов
Перед выборами центральный избирательный орган должен разъяснить избирателям, политическим партиям и средствам массовой информации процедуру подсчета голосов, отчетности и транспортировки бюллетеней. Процесс подсчета голосов осуществляется открыто и гласно, обеспечивая прозрачность системы. Представление предварительных результатов должно осуществляться в соответствии с определенным графиком. Международные наблюдатели должны оценить этот процесс и убедиться, что он воспринимается как открытый и гласный.
Процесс подсчета голосов должен начинаться сразу после истечения времени голосования и закрытия избирательного участка. Он должен быть открытым и поддающимся проверке. Представители кандидатов, средств массовой информации и телекоммуникаций, национальные и международные наблюдатели должны иметь право и возможность наблюдать за всем процессом, включая и подсчет голосов, получить заверенные копии официальных результатов каждого избирательного участка (или протоколов). Результаты должны вывешиваться и быть доступны населению.
Процесс суммирования результатов должен быть открыт для ознакомления, начиная от уровня участковых избирательных органов и заканчивая центральным избирательным органом, и это должно предусматриваться в соответствующих законах. Транспортировка бюллетеней, иной избирательной документации должна быть прозрачной и безопасной. Если избирательные органы передают предварительные или окончательные итоги голосования и (или) результаты выборов с использованием компьютера, международные наблюдатели должны иметь доступ к этому процессу и отслеживать его.
5.7. Наблюдение за подсчетом голосов избирательным органом
Международные наблюдатели имеют право наблюдать за подсчетом голосов и составлением протокола об итогах голосования. Это очень важная стадия выборов, которая должна контролироваться до конца, что позволяет проверить, насколько аккуратно и в соответствии ли с волеизъявлением избирателей подсчитываются бюллетени.
Первая стадия подсчета голосов должна проводиться на избирательном участке. Любая система подсчета голосов, при которой бюллетени не подсчитываются непосредственно в помещении для голосования, а переносятся (перевозятся) в места подсчета, может вызвать проблемы с открытостью и проверкой. Международные наблюдатели могут сопровождать такое перемещение избирательных урн (ящиков) в соответствии с законом либо, если данное право не предоставлено им законом, - с согласия председателя избирательного органа.
Результаты подсчета голосов на уровне избирательного участка должны быть беспрепятственно зарегистрированы в протоколе об итогах голосования. Суммирование результатов должно поддаваться проверке и быть открытым и гласным на всех уровнях системы избирательных органов.
Открытость этого процесса достигается также, когда все уполномоченные представители от политических партий и кандидатов, иные лица, перечисленные в законе о выборах, включая наблюдателей от общественных организаций, общественных объединений, групп избирателей, имеют заверенные копии протокола.
На этой основе результаты голосования на отдельных избирательных участках могут быть сверены на последующих уровнях избирательных органов, а также с общими итоговыми результатами подсчета голосов. Результаты по избирательным участкам могут быть проверены последовательно (параллельно) в сравнении с официальным подсчетом по имеющимся заверенным копиям протоколов об итогах голосования на избирательных участках, протоколов вышестоящих избирательных органов. Этот процесс должен находиться в поле зрения всех наблюдателей и уполномоченных представителей политических партий. Наблюдения и результаты могут быть документированы с помощью копий протоколов об итогах голосования, результатов выборов.
Для международного наблюдателя важно найти ответы на следующие основные вопросы:
хорошо ли знают члены избирательных органов, каким должен быть процесс определения итогов голосования;
производится ли подсчет голосов в открытой обстановке, созданы ли наблюдателям адекватные и равные условия, в том числе для визуального ознакомления с отметками в бюллетенях;
проводился ли подсчет голосов членами избирательного органа или им каким-либо образом "помогали" неофициальные лица;
сколько времени требуется участковому избирательному органу, чтобы подсчитать голоса и внести результаты в протоколы, и сколько времени тратится на этот процесс избирательными органами других уровней;
соответствует ли количество зарегистрированных избирателей, отмеченных как проголосовавшие, количеству бюллетеней, извлеченных из избирательных урн (ящиков) для подсчета;
подсчитываются ли бюллетени единым способом во всех избирательных органах (например, содержание каждого бюллетеня оглашается членом избирательного органа и (или) визуально представляется присутствующим при подсчете лицам) и как обеспечивается их сортировка и сохранность;
как сохраняются, уничтожаются или погашаются неиспользованные избирательные бюллетени после подсчета;
существует ли единая процедура определения недействительных бюллетеней, бюллетеней неустановленной формы (процедура может быть предусмотрена законом или решением избирательного органа, иного органа);
отделяются ли недействительные бюллетени и сохраняются ли они для дальнейшего пересмотра (повторного или контрольного подсчета);
не слишком ли велико количество недействительных бюллетеней, бюллетеней неустановленной формы в избирательной урне (ящике);
делаются ли официальными лицами (членами избирательного органа) какие-либо отметки на бюллетенях, за исключением тех, которые они обязаны делать (например, указывать на обороте избирательного бюллетеня причину признания его недействительным);
правильно ли заполнены по окончании подсчета официальные формы протоколы и другие избирательные документы и подписаны ли они всеми присутствующими ответственными лицами; были ли заявлены особые мнения членов избирательного органа и как они зафиксированы в документах избирательного органа; какие по ним были приняты решения, поставлены ли о них в известность вышестоящие избирательные органы;
имели ли возможность наблюдатели и иные лица, указанные в законе, иных нормативных актах, решениях избирательного органа, изготовить самостоятельно и заверить у уполномоченного лица избирательного органа или получить заверенную копию протокола об итогах голосования;
как разрешаются избирательные споры и жалобы во время подсчета голосов, сколько их было заявлено и рассмотрено;
насколько открыто и безопасно перевозятся протоколы, бюллетени и избирательные материалы по окончании подсчета (наблюдатели могут сопровождать перевозку протоколов об итогах голосования в соответствии с законом либо, если данное право не предоставлено им законом, - с согласия председателя избирательного органа);
передаются ли результаты голосования соответствующим вышестоящим избирательным органам открытым, охраняемым и поддающимся проверке способом и правильно ли они суммируются.
Явка избирателей (высокий или низкий ее уровень) на избирательных участках может продемонстрировать, среди прочего, степень доверия граждан к выборам и политическим силам, принимающим в них участие, в то время как итоги голосования и результаты выборов могут свидетельствовать о существенном (несущественном) увеличении (или даже понижении) уровня представительности фактически избранных депутатов, выборных должностных лиц.
Международные наблюдатели должны досконально ознакомиться с основаниями признания действительными итогов голосования или результатов выборов на конкретных избирательных участках, в избирательном округе, уяснить возможные мотивы совершения действий (бездействия), повлекшие признание их недействительными. Международные наблюдатели также должны отметить, объявлены ли предварительные результаты подсчета голосов (которые не имеют юридического значения) в соответствии с установленным порядком и в публичной форме.
5.8. Наблюдение за определением итогов голосования и установлением результатов выборов избирательными органами
Результаты подсчета голосов в форме протокола (протоколов) об итогах голосования передаются с избирательного участка на уровень соответствующего вышестоящего (территориального) избирательного органа, где результаты собираются, проверяются, суммируются, также оформляются в виде протокола об итогах голосования на соответствующей территории и прилагаемой к нему сводной таблицы, содержащей данные всех поступивших протоколов из нижестоящих избирательных органов, и последовательно передаются на следующий вышестоящий уровень вплоть до центрального избирательного органа. Международные наблюдатели должны ознакомиться с методами транспортировки, сопровождения и подсчета голосов, удостовериться, что этот подсчет поддается проверке, начиная с избирательного участка и заканчивая центральным избирательным органом. Необходимо вести наблюдение за процессом подсчета голосов на всех уровнях избирательных органов.
В случае если избирательное законодательство наделяет международного наблюдателя правом получения от избирательного органа или изготовления собственными силами и средствами копии протокола об итогах голосования и иных избирательных документов, международные наблюдатели должны получить данные копии.
Иногда избирательные органы могут использовать компьютеры, электронную почту или иные технические каналы связи (технологические системы передачи информации) для передачи предварительных результатов.
В таких случаях международные наблюдатели должны проследить за этим процессом, иметь копии компьютерных распечаток, подписанные (заверенные) соответствующим членом (членами) избирательного органа и удостоверенные печатью этого органа.
В процессе осуществления наблюдения за определением итогов голосования и установлением результатов выборов избирательными органами возможны следующие нарушения:
1) неорганизованная процедура подсчета голосов;
2) нечестный подсчет голосов и представление неверных результатов (подлог или фальсификация);
3) неадекватное количество лиц, ведущих подсчет;
4) подмена избирательной урны (ящика), повреждение или вывод из строя технического средства голосования и подсчета;
5) потеря избирательных бюллетеней или избирательных урн (ящиков);
6) произвольная и бесконтрольная оценка избирательных бюллетеней как недействительных;
7) игнорирование мер по обеспечению сохранности неиспользованных, погашенных, признанных недействительными, испорченных бюллетеней, а также действительных бюллетеней, иной избирательной документации строгой отчетности (списков избирателей, открепительных удостоверений и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.