г. Калуга |
|
21 июня 2017 г. |
А64-1643/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Гладышевой Е.В. |
Леоновой Л.В. Солодовой Л.В. | |
при участии в заседании: |
|
от истца: Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) от ответчика: Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ОГРН 1047796350910, ИНН 7708525167) от третьих лиц: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) ОАО "Российские железные дороги" |
не явились, извещены надлежащим образом
представитель - Кохановский П.А. по доверенности от 31.03.2017 N 19/17/УУП сроком действия до 31.12.2017 не явились, извещены надлежащим образом
не явились, извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А64-1643/2016,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к Федеральному агентству железнодорожного транспорта об обязании образовать земельный участок площадью 435 кв.м под зданием центральной котельной, расположенной по адресу: г.Тамбов, пл.Привокзальная, 12, из земельного участка площадью 30 165 500 кв. м с кадастровым номером 68:00:0000000:13, находящегося в федеральной собственности, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ОАО "Российские железные дороги".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017, исковые требования удовлетворены.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта обратилось в суд округа с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель Федерального агентства железнодорожного транспорта поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил суд ее удовлетворить.
От истца в суд округа поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемые акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области в суд округа поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Также от третьего лица поступило ходатайство о замене стороны по делу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в связи с переименованием.
Руководствуясь статьей 159 АПК РФ, суд отказывает в удовлетворении ходатайства в связи с не предоставлением допустимых доказательств, обосновывающих переименование третьего лица.
В судебное заседание суда округа представитель истца и третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора дарения (пожертвования) от 02.10.2014 N 01-16-59/14 Муниципальному образованию - город Тамбов ОАО "РЖД" передано в собственность здание котельной общей площадью 165,3 кв. м, по адресу: г.Тамбов, пл. Привокзальная, д.12.
Указанный объект недвижимости расположен на принадлежащем Российской Федерации земельном участке площадью 30 165 500 кв. м, с кадастровым номером 68:00:0000000:13 полосы отвода железной дороги, находящемся в аренде у ОАО "Российские железные дороги" по договору N 21 от 01.10.2003.
В соответствии с пунктом 1.2 договора дарения (пожертвования) стороны обязуются заключить договор субаренды части участка, занятой объектами и необходимой для их использования, по форме, утвержденной нормативными документами ОАО "РЖД". Муниципальное образование обязуется за свой счет провести кадастровые работы для постановки на государственный кадастровый учет части участка, указанной в пункте 1.2 настоящего договора.
В ответ на обращение Администрации города Тамбова с заявлением о безвозмездной передаче земельного участка площадью 435 кв. м по пл.Привокзальной под зданием котельной, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области письмом от 11.11.2015 сообщило, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 установление границ полосы отвода железных дорог, а также образование земельных участков под объектами недвижимости относится к полномочиям Росжелдора. В связи с этим в целях образования испрашиваемого земельного участка Администрации города Тамбова необходимо обратиться в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В ответ на обращение Администрации города Тамбова с соответствующим заявлением Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области письмом от 25.01.2016 N ИМ-35/337 сообщило, что принятие решения об образовании испрашиваемого земельного участка не входит в компетенцию Росжелдора, данными полномочиями наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в границах полосы отвода железной дороги и является предметом договора аренды с ОАО "РЖД", полагая, что именно Федеральное агентство железнодорожного транспорта уполномочено на образование испрашиваемого земельного участка, Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора дарения (пожертвования), при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 3 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что приобретение муниципальным образованием права собственности на здания, строения и сооружения, является безусловным основанием возникновения права муниципальной собственности на соответствующие земельные участки.
Исходя из положений пункта 1 статьи 11.2, пункта 6 статьи 11.4, пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением указанных случаев.
По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Положениями статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, и Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц, предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в полосе отвода и относящихся к землям железнодорожного транспорта, только на условиях срочного (временного) пользования.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.
Размеры полосы отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с названными нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Согласно пункту 5.35 (3) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество принимает в установленном законом порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 5.3.18 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия по принятию решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, в целях установления границ полосы отвода железных дорог.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в границах полосы отвода железной дороги, образование спорного земельного участка в пределах полосы отвода фактически является решением об изменении границы полосы отвода, суды пришли к выводу о том, что Росжелдор уполномочен на образование испрашиваемого земельного участка.
При этом суд указал, что ссылка заявителя жалобы на изменение положений Земельного кодекса Российской Федерации, принятых Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и вступивших в силу с 01.03.2015 (глава 1.1, часть 13 статьи 13.10), согласно которым образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, схемой расположения земельного участка, подлежащего образованию или изменению, не свидетельствует об отсутствии полномочий у Росжелдора на образование испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода.
Приведенные нормы права о формировании и изменении границ земельных участков в пределах полосы отвода железных дорог соответствующим уполномоченным органом направлены, в том числе, на установление специального порядка осуществления названных действий с учетом особенности объекта - железной дороги, представляющей повышенную опасность и необходимости обеспечения нормального и безопасного ее функционирования.
Решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является решением об образовании земельного участка.
При этом суд отметил, что в предмет доказывания по данному спору не входит решение вопроса о праве, на котором будет предоставлен земельный участок под зданием котельной.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов, а выражают свое несогласие с ними, что не может являть основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А64-1643/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В.Гладышева |
Судьи |
Л.В.Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.