г.Калуга |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А23-840/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2017.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 января 2018 г. N 310-КГ17-14344 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Санадез-Профи" (Брянская обл., Навлинский район, рабочий поселок Навля, ул.Промышленная, д.4, ОГРН 1143256001745, ИНН 3245513887) - Мнацаканян А.Г. (дов. от 26.01.2016 N 12 на 3 года), Мишина Ю.Б. (дов. от 10.03.2017 N 14), Ванденжан И.С. (дов. от 10.03.2017 N 13);
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г.Калуга, пл.Старый Торг, д.5, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) - Умнова Ю.П. (дов. от 28.12.2016 N 21д);
от третьих лиц - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница N 4 имени Хлюстина Антона Семеновича" (г.Калуга, ул.Болдина, д.4, ОГРН 1024001178332, ИНН 4027002884) - Шалумова Е.Б. (дов. от 20.04.2017 N 424);
Министерства конкурентной политики Калужской области (г.Калуга, ул.Плеханова, д.45) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санадез-Профи" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.12.2016 (судья Дорошина А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А23-840/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санадез-Профи" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - УФАС, управление) от 20.01.2016, которым признана необоснованной жалоба общества на положения аукционной документации заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница N 4 имени Хлюстина Антона Семеновича" (далее - больница) при проведении электронного аукциона N 0137200001215007172 на предмет осуществления закупки услуг по проведению дезинсекции и дератизации помещений больницы (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены больница и Министерство конкурентной политики Калужской области (далее - министерство).
Решением суда от 15.12.2016 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу УФАС и больница просят оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители управления и больницы поддержали доводы отзывов на жалобу.
Министерство надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя министерства в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 25.12.2015 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0137200001215007172 на право заключения контракта на оказание услуг по проведению дезинсекции и дератизации помещений больницы.
Общество приняло участие в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 25.01.2016 победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель Папонов И.Л., предложивший наименьшую цену контракта, с которым и заключен контракт (т.2, л.д.63).
11 января 2016 г. в адрес УФАС поступило заявление общества, в котором оно просило рассмотреть вопрос о соответствии документации об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по проведению дезинсекции и дератизации помещений больницы Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Придя к выводу о том, что для оказания услуг по проведению дератизации и дезинсекции помещений больницы лицензии не требуется и такое требование в аукционной документации заказчиком по праву не установлено, решением от 20.01.2016 управление признало жалобу общества необоснованной.
Не соглашаясь с решением УФАС, полагая, что оно противоречит требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что услуги по дезинсекции и дератизации, являющиеся объектом закупки, не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, а поэтому на оказание таких услуг лицензии не требуется.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Ссылаясь на то, что объектом закупки являлось оказание услуг по дератизации и дезинсекции, которые вместе с "дезинфекцией" отнесены к группе "дезинфектология", общество настаивало на необходимости указания в аукционной документации на наличие у участника аукциона лицензии по дезинфектологии.
При этом общество представило выданную ему 20.05.2014 лицензию N ЛО-32-01-000849 на осуществление медицинской деятельности, согласно которой при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии, организации здравоохранения и общественному здоровью (т.1, л.д.122-123).
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 которого лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
Пунктом 3 названного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Исходя из положений Закона N 99-ФЗ, Закона N 323-ФЗ, Положения N 291, а также писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592, от 24.05.2013 N 16и-521/13, на которые сослались суды, работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи.
В соответствии с общепринятой терминологией понятие "дезинсекция" включает в себя уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, имеющих санитарно-гигиеническое значение и мешающих труду и отдыху людей; понятие "дератизация" - уничтожение грызунов - носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенному в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что, в соответствии с Законом N 99-ФЗ, не является лицензируемым видом деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по проведению дезинсекции и дератизации.
Суд, установив, что услуги по дезинсекции и дератизации, являющиеся объектом закупки, не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, пришел к выводу о том, что для оказания названных услуг наличие лицензии не требуется, такое требование верно не включено в аукционную документацию.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал в удовлетворении заявления общества.
Суд кассационной инстанции не усматривается оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 15.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по делу N А23-840/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений Закона N 99-ФЗ, Закона N 323-ФЗ, Положения N 291, а также писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592, от 24.05.2013 N 16и-521/13, на которые сослались суды, работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи.
...
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенному в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что, в соответствии с Законом N 99-ФЗ, не является лицензируемым видом деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по проведению дезинсекции и дератизации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2017 г. N Ф10-2314/17 по делу N А23-840/2016
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 104-ПЭК18
22.06.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2314/17
17.03.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-632/17
15.12.2016 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-840/16