город Калуга |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А83-5009/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Солодовой Л.В. Нарусова М.М. |
|
Циплякова В.В. |
при ведении протокола с/заседания помощником судьи |
Саранчиной И.В. |
при участии в заседании: от истца: Первомайское районное потребительское общество |
не явился, извещен надлежаще |
от ответчиков: Совет Министров Республики Крым
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания" Администрация Первомайского района Республики Крым
от третьих лиц: Государственный Совет Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Первомайский район Республики Крым "Первомайская дирекция по регулированию сферы услуг" |
Бобковой В.П.- представитель (дов. N 1/01-48/5306 от 09.11.2015)
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
Дрягина В.П.- представитель (дов. N 2850/182 от 30.05.2016)
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Первомайского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.12.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 по делу N А83-5009/2015,
УСТАНОВИЛ:
Первомайское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Совету Министров Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания" и Администрации Первомайского района Республики Крым о признании права собственности Советского районного потребительского общества на крытый рынок, состоящий из одного основного строения, и на открытый павильон XVIII, состоящий из одного основного строения, расположенные по адресу: Республика Крым, Первомайский район, пгт. Первомайское, ул. Пушкина, д. 10.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, Первомайское районное потребительское общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, представитель истца в судебное заседание не явился. Учитывая требования ст. 284 АПК РФ кассационная коллегия считает необходимым рассмотреть жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся представителей и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (с учетом, вносимых в него изменений), в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым вошел, в том числе, рынок Первомайского райпотребсоюза Крымпотребсоюза, расположенный по адресу: пгт. Первомайское, ул. Пушкина, 11, а также иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым (п.п. 25, 29 приложения).
После создания в соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым N 890-р от 03.09.2014 Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская торговая компания", спорное имущество было закреплено за указанным предприятием на праве хозяйственного ведения.
В дальнейшем, на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым N 3-р от 14.01.2016 из государственной собственности Республики Крым было передано безвозмездно, в собственность муниципального образования Первомайский район Республики Крым следующее имущество: рынок Первомайского райпотребсоюза Крымпотребсоюза, расположенный по адресу- пгт. Первомайское, ул. Пушкина,11 а также иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым.
Имущество принято Администрацией Первомайского района по передаточному акту от 18.01.2016.
Постановлением администрации Первомайского района Республики Крым N 127 от 28.04.2016 спорное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП муниципального образования Первомайский район Республики Крым "Первомайская дирекция по регулированию сферы потребительских услуг".
Ссылаясь на то, что крытый рынок и открытый павильон XVIII, расположенные по адресу: Республика Крым, Первомайский р-н. пгт. Первомайское, ул.Пушкина, д.10, незаконно переданы ответчику, поскольку принадлежат Первомайскому районному потребительскому обществу, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 16.11.2001, которые выданы на основании решения исполкома Первомайского госсовета Первомайского района АР Крым от 30.10.2001, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь при этом следующим.
Согласно разъяснений, изложенных в п.п. 58,59 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Судом установлено, что в приложении к Постановлению N 2085-6/14 от 30.04.2014, содержится Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в том числе рынок Первомайского райпотребсоюза расположенный по адресу: пгт. Первомайское, ул.Пушкина, 11, иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 дано согласие Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым имущества, указанного в пунктах 1 - 29, 113 Приложения к постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" безвозмездной передаче из государственной собственности в муниципальную собственность подлежало имущество согласно приложению ( п. 25,29) и было указано спорное имущество.
Пунктом 6 данного распоряжения установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Все переданное ему имущество, в том числе и спорное, принято муниципальным образованием по акту от 18.01.2016 и впоследствии постановлением администрации Первомайского района N 127 от 28.04.2017 закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Первомайский район Республики Крым "Первомайская дирекция по регулированию сферы потребительских услуг".
На основании изложенного, суд пришел к правомерному выводу, о том, что момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, включенное в Перечень к Постановлению N 2085-6/14, и момент возникновения права муниципальной собственности на имущество, безвозмездно переданное в муниципальную собственность Республикой Крым, не связаны с актом государственной регистрации права, соответственно, государственной или муниципальной собственности. Государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Республики Крым и муниципальных образований на территории Республики Крым является актом признания и подтверждения уже возникшего права (правоподтверждающим, а не правопорождающим актом).
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что в силу ст.286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.12.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 по делу N А83-5009/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В.Солодова |
Судьи |
М.М.Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2017 г. N Ф10-2393/16 по делу N А83-5009/2015
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-487/16
07.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5009/15
22.06.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2393/16
16.03.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-487/16
23.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5009/15
25.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2393/16
05.05.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-487/16