г.Калуга |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А84-3954/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А.
Тарасовой О.В. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Промхолдинг" (г.Симферополь, ул.Киевская, д.4, ОГРН 1159102101784, ИНН 9102187629) - Соколов Е.В. (директор - протокол N 2 общего собрания участников от 14.11.2016), Запрута Ж.В. (дов. от 25.11.2016), Сухобокова А.Н. (дов. от 25.11.2016);
от заинтересованных лиц - Правительства Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2, ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231 ) - Зыков В.А. (дов. от 19.09.2016 N 4040/31/2-16);
Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севавтотранс" (г.Севастополь, ул.Токарева, д.4А) - не явились;
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промхолдинг" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2016 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 (судьи Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А84-3954/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промхолдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным пункта 2 постановления правительства Севастополя от 28.02.2015 N 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества" в редакции постановления правительства Севастополя от 08.07.2016 N 662-ПП в части следующих объектов недвижимости: автовокзал по адресу: г. Севастополь, ул. Вокзальная, 11; автостанция по адресу: г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; автостанция по адресу: п. Кача, ул. Первомайская, 3.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвовали Государственное унитарное предприятие Севастополя "Севавтотранс" (далее - предприятие), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - департамент).
Решением суда от 27.12.2016 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, заявление общества удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель правительства Севастополя (далее - правительство) просил оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением правительства от 08.07.2016 N 662-ПП внесены изменения в пункт 2 постановления правительства от 28.02.2015 N 123-ПП, в котором перечислены объекты недвижимого имущества, являющиеся государственной собственностью города федерального значения Севастополя, путем дополнения этого пункта, в том числе, следующими объектами: автовокзал по адресу: г. Севастополь, ул. Вокзальная, 11; автостанция по адресу: г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; автостанция по адресу: п. Кача, ул. Первомайская, 3.
Ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости принадлежат обществу на праве собственности, а поэтому они незаконно внесены в перечень объектов, являющихся государственной собственностью города Севастополя, общество обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им правовую оценку и пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требования заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частями 1, 3 статьи 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (далее - Закон N 5-ЗС) установлено, что правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя. Правительство правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 5-ЗС правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Статьей 8 Закона N 5-ЗС предписано, что правительство принимает правовые акты в форме постановления и распоряжения.
На основании Закона N 6-ФКЗ, Устава города Севастополя, Закона N 5-ЗС с целью обеспечения безопасности и законности работы Севастопольского куста автостанций, а также недопущения срыва пассажироперевозок губернатором города Севастополя, председателем правительства 27.02.2015 принято распоряжение N 93-рп "Об обеспечении функционирования объектов транспортной инфраструктуры города Севастополя", пунктом 1 которого на предприятие возложена обязанность по обеспечению бесперебойного функционирования и сохранности автовокзала и автостанций, расположенных на территории города Севастополя, а именно: автовокзала по адресу: г.Севастополь, ул. Вокзальная, 11; автостанции по адресу: автостанции по адресу: г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; автостанции по адресу: п. Кача, ул. Первомайская, 3.
В силу пункта 2 распоряжения предприятие обязано обеспечить осуществление хозяйственной деятельности указанных объектов транспортной инфраструктуры, заключение необходимых договоров для обеспечения бесперебойной работы объектов транспортной инфраструктуры, проведение других организационно-распорядительных и юридических действий, связанных с обеспечением деятельности объектов транспортной инфраструктуры.
В связи с изложенным, постановлением правительства от 28.02.2015 N 123-ПП в редакции постановления от 08.07.2016 N 662-ПП в перечень имущества, являющегося государственной собственностью города Севастополя, включены спорные объекты недвижимости как объекты особой важности для города Севастополя.
Учитывая, что в силу статей 2, 8 Закона N 5-ЗС правительство принимает правовые акты в форме распоряжений и постановлений, правительство правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято в рамках предоставленных правительству полномочий.
Кроме того, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку право собственности на спорные объекты недвижимости зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - городом Севастополь, оспорить это право возможно лишь в порядке разрешения спора о праве.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 по делу N А84-3954/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.