г. Калуга |
|
6 июля 2017 г. |
Дело N А84-3714/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 06.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Лукашенковой Т.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола в судебном помощником судьи |
заседании кассационной инстанции Смольяниновой Т.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Бутур" (ОГРН 1149204015729, ИНН 9204007988, ул. Костомаровская, д. 1/46, оф. 20, г. Севастополь, 299011); |
Бодалева С.Р. - представителя по доверенности от 15.06.2017 N 1/92-37/4; Власенко Е.Г. - представителя по доверенности от 19.05.2017; |
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г.Севастополь, 299011); от Управления контроля городского хозяйства города Севастополя (пр. Октябрьской Революции, д. 8, г.Севастополь, 299057); |
- Сучу Я.С. - представителя по доверенности от 23.01.2017 N 01-10/155;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бутур" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02.11.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А84-3714/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бутур" (далее - заявитель, общество, ООО "Бутур") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент, уполномоченный орган), Управлению контроля городского хозяйства города Севастополя (далее - Управление) о признании недействительными п. п. 25, 26, 27, 28 приложения к поручению Департамента от 26.07.2016 N 4547-Д/03-03-исх, п. п. 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 приложения к поручению Департамента от 16.08.2016 N 03-03/4944-Д-исх о демонтаже объектов наружной рекламы, а также признать за обществом право на демонтаж рекламных конструкций только по решению суда.
Решением суда от 02.11.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, судами неверно истолкованы положения постановления Правительства Севастополя от 08.10.2014 N 422 и Закона о рекламе.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, Департамента, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" 30.12.2014 Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя и ООО "Бутур" заключен договор N 03-06/30, по условиям которого последнему предоставлено право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, согласно приложения N 1 к указанному договору.
Пунктом 2.1 договора N 03-06/30 предусмотрено, что договор вступает в силу с 01.01.2015 и действует на период действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с Постановлением N 422.
20.04.2015 между Управлением архитектуры и градостроительства и ООО "Бутур" заключено дополнительное соглашение к договору от 30.12.2014 N 03-06/30.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", п. 6.1 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192, во исполнение предупреждения о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, вынесенного 24.03.2016 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю 31.03.2016 Департаментом вынесено предписание N 8, согласно которому Обществу предписывалось в срок до 29.04.2016 демонтировать рекламные конструкции с истекшим сроком действия разрешений, а также удалить информацию, размещенную на таких рекламных конструкциях, в течение трех дней со дня выдачи данного предписания: разрешение N 90 срок действия до 27.10.2014 по адресу пр. Окт. Революции, р-н ост. "Степаняна" в центр; разрешение N 157 срок действия до 29.06.2015 по адресу ул. Вакуленчука, п. 73; разрешение N 158 срок действия до 14.07.2015 по адресу ул. Репина, ост. "Репина", п. 63; разрешение N 160 срок действия до 14.07.2015 по адресу ул. Руднева, ост. "Карантинная балка; разрешение N 162 срок действия до 21.07.2015 по адресу ул. Хрусталева, р-н д. 67.
На основании вышеуказанных положений законодательства 24.06.2016 Департаментом вынесено предписание N 51, которым обществу предписывалось в срок до 24.07.2016 демонтировать рекламные конструкции с истекшим сроком действия разрешения, а также удалить информацию, размещенную на таких рекламных конструкциях, в течение трех дней со дня выдачи данного предписания: разрешение N 1221 срок действия до 15.06.2016 по адресу ул. Адм. Фадеева, 19; разрешение N 1368 срок действия до 15.06.2016 по адресу пр. Окт. Революции, 21; разрешение N 1369 срок действия до 15.06.2016 по адресу ул. Борисова; разрешение N 1370 срок действия до 15.06.2016 по адресу пр. Окт. Революции, 67.
В связи с неисполнением Обществом в добровольном порядке предписаний N 8 и N 51 Департамент поручил Управлению контроля городского хозяйства города Севастополя в принудительном порядке демонтировать рекламные конструкции.
Посчитав, что поручения Департамента от 26.07.2016 N 4547-Д/03-03исх и от 16.08.2016 N 03-03/4944-Д-исх являются незаконными, так как демонтаж рекламных конструкций во внесудебном порядке возможен только в том случае, если рекламная конструкция установлена без соответствующего разрешения органа местного самоуправления. Во всех остальных случаях при нарушении владельцем рекламной конструкции законодательства о порядке распространения наружной рекламы и невыполнении указания органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции добровольно принудительный демонтаж рекламной конструкции возможен по решению суда, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение Закона N 6-ФКЗ и, руководствуясь Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Правительство Севастополя 28.10.2014 приняло постановление N 422 "в целях координации вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (далее - Постановление N 422).
Согласно пункту 1 названного постановления разрешения на размещение рекламных конструкций, выданные в установленном законом порядке и срок действия которых не истек по состоянию на 21 марта 2014 года, действуют до окончания срока их действия.
Пунктом 7 Постановления N 422 предписывалось юридическим и физическим лицам, владеющим рекламными конструкциями на праве собственности или ином вещном (обязательственном) праве, расположенными на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в срок до 1 января 2015 года заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с уполномоченным органом государственной власти - Управлением архитектуры и градостроительства в соответствии с ранее выданными разрешениями на срок их действия, установленный настоящим Постановлением.
Во исполнение статьи 12 Закона N 6-ФКЗ и пункта 7 Постановления N 422 и был заключен 30.12.2014 договор N 03-06/30 между Управлением и Обществом.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 422 после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного до 21.03.2014, на рекламную конструкцию, соответствующую Схеме размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденной в установленном законом порядке, соответствующее место размещения рекламной конструкции считается свободным (далее - свободное место) до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления N 22 предписывалось, что до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, являющемся свободным местом, разрешение на размещение рекламных конструкций на свободном месте, оформленное в установленном порядке по состоянию на 21 марта 2014 года, срок действия которого истекает после этой даты, считается действующим.
Доказательств того, что имеется утвержденная в установленном законом порядке Схема размещения рекламных конструкций в городе Севастополе (далее - Схема) и что спорные 13 мест вошли в эту Схему, предпринимателем не представлено.
Так как указанные пункты могли применяться только при наличии утвержденной в установленном законом порядке Схемы и в случае, если место размещения рекламной конструкции вошло в эту Схему, а подтверждение этого не имеется, то пункты 3 и 5 Постановления N 422 к рассматриваемому случаю неприменимы.
Кроме того, по результатам рассмотрения протеста прокуратуры города Севастополя от 02.02.2015 N 7-13-2015 Постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП Постановление Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 признано утратившим силу.
Решением Севастопольского городского суда от 28.04.2015 N 3-2/2015-М-8/2015 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП.
В соответствии со статьей 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Постановлением правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192 утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Севастополе (далее - Правила N 192), согласно которым установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Севастополя без договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы не допускается (п. 5.3.8); после прекращения действия договора рекламораспространитель обязан в течение 10 дней демонтировать объект наружной рекламы и информации; в случае невыполнения этого обязательства уполномоченный орган в сфере архитектуры и градостроительства осуществляет принудительный демонтаж объекта (п. 5.3.13).
Судами установлено, что представленные в материалы дела разрешения на размещение внешней рекламы по адресам, перечень которых указан в приложениях к оспариваемым поручениям, выданные в 2007-2011 годах Городской государственной администрацией города Севастополя, содержат в себе указания на определенные сроки действия разрешений, которые на момент выдачи предписаний истекли, следовательно, разрешения не являются действующими.
То обстоятельство, что договор от 30.12.2014 N 03-06/30 не содержал в себе данных о конкретном сроке его действия не свидетельствует о бессрочном характере разрешений на установку рекламных конструкций.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается.
Таким образом, после истечения срока действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций у общества не имелось правовых оснований для эксплуатации рекламных конструкций и участков.
Часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе (как в прежней, так и в новой редакции) допускает заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в публичной собственности, исключительно на торгах.
Владелец ранее установленной рекламной конструкции не наделен Законом о рекламе какими-либо преимуществами, в том числе по сохранению своей рекламной конструкции на прежнем месте.
При ином подходе будет возможным продление разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на неопределенный срок, что противоречит смыслу законодательства о рекламе и разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.11.2010 N 8263/10.
В соответствии с частями 21, 21.2 и 22 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ начиная с 08.05.2013 статьей 19 Закона о рекламе не предусмотрен такой способ защиты права как демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда, данной нормой установлен административный порядок демонтажа рекламной конструкции, эксплуатируемой без разрешения.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения арбитражного суда, не опровергают выводов суда первой и апелляционной инстанций, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводах. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 02.11.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А84-3714/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.