г.Калуга |
|
6 июля 2017 г. |
Дело N А08-5456/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2017.
Полный текст постановления изготовлен 06.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Бессоновой Е.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Паритет" (ОГРН 1043109203642, ИНН 3128046371, м-н Зеленый Лог, г.Старый Оскол, Белгородская область, 309516) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белгороду (ОГРН 1043107046531, ИНН 3123021768, ул.Садовая, 7, г.Белгород, 308007) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области (ОГРН 1043109215050, ИНН 3128001998, мкр.Макаренко, 40-а, г.Старый Оскол, Белгородская область, 309516) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Белая птица - Курск" (ОГРН 1154614000012, ИНН 4604006115, в районе урочища Катюшин сад, Солдатский с/совет, Горшеченский р-н, Курская область, 306800)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Паритет" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2016 (судья Полухин Р.О.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу N А08-5456/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Паритет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области (далее - инспекция, уполномоченный орган), инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белгороду с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 01.06.2015 N 1170А об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и возложении обязанности на уполномоченный орган осуществить государственную регистрацию ликвидации общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Белая птица - Курск".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Уполномоченный орган в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Белая птица - Курск" считает жалобу общества не подлежащей удовлетворению.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзывах на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 24.12.2014 единственным участником ООО "Бизнес-Паритет" принято решение о ликвидации Общества и назначении ликвидатора юридического лица.
По завершении ликвидационных процедур 19.05.2015 в Межрайонную ИФНС России N 4 по Белгородской области было представлено заявление, подписанное ликвидатором, о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и документы: квитанция об уплате государственной пошлины от 19.05.2015, ликвидационный баланс по состоянию на 19.05.2015, утвержденный решением единственного участника общества от 19.05.2015, справка УПФ в г. Старый Оскол и Старооскольском районе, сопроводительное письмо, квитанция о приеме налоговой декларации, копия объявления о начале процедуры ликвидации в журнале "Вестник государственной регистрации", копия решения единственного участника о ликвидации общества и назначении ликвидатора от 24.12.2014, заявление о признании должника банкротом от 19.03.2015 N33/03, копия определения Арбитражного суда Белгородской области об оставлении заявления о признании должника банкротом без движения от 31.03.2015, копия определения Арбитражного суда Белгородской области о возвращении заявления от 28.04.2015.
Решением Инспекции от 01.06.2015 отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с решением уполномоченного органа, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области.
Решением Управления от 29.06.2015 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что принятое регистрирующим органом решение не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) определяет государственную регистрацию юридических лиц как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом (статья 1).
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Закона о государственной регистрации).
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов. Так, в частности, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Из обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, следует, что при ликвидации общества в уполномоченный орган представлено заявление и ликвидационный баланс, не отражавший действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица.
В частности, межрайонная ИФНС России N 4 по Белгородской области располагала сведениями о наличии неисполненной задолженности перед бюджетом, что подтверждается имеющимися в материалах дела справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентов организаций и индивидуальных предпринимателей.
Уполномоченным органом направлено в адрес ликвидационной комиссии заявление - требование кредитора о непогашенной задолженности (от 27.01.2015 N 09-07/000547).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что у общества имелась кредиторская задолженность перед ООО "Белая птица-Курск" в сумме 433 221,32 руб., что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Белгородской области от 25.06.2015 по делу N А08-2674/2015.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что порядок ликвидации общества "Бизнес-Паритет" нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого общества в связи с его ликвидацией документы, представленные в регистрирующий орган, содержат недостоверные сведения, соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Следовательно, решение налоговой инспекции об отказе во внесении записи о прекращении деятельности общества "Бизнес-Паритет" принято в соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ, статей 5, 9, 21, 22 Закона о государственной регистрации.
Доводы общества о верном указании в заявлении на завершение расчетов с кредиторами, в связи с тем, что недостаточно имущества ликвидируемого юридического лица, факт чего подтвержден определением Арбитражного суда Белгородской области от 28.04.2015, которым заявление ООО "Бизнес-Паритет" о признании его несостоятельным (банкротом) возвращено, суд округа считает необоснованными.
В силу абзаца 2 части 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 224 Закона о банкротстве в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
Из материалов дела следует, что общество 25.03.2015 обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), которое определением арбитражного суда от 31 марта 2015 года оставлено без движения, поскольку оно подано с нарушением требований, установленных статьей 126 АПК РФ, статьями 37-38 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве"), пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве".
Заявителю было предложено в срок до 27.04.2015 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 28.04.2015 заявление возвращено ООО "Бизнес-Паритет" на основании статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как документов во исполнение определения об оставлении без движения заявления, либо ходатайств о продлении предоставленного судом срока для представления документов от заявителя не поступило.
Из указанного определения следует, что обществом не соблюден порядок подачи заявления о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд, а не факт отсутствия у общества имущества, достаточного для погашения задолженности перед кредиторами и бюджетом.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что представленные на государственную регистрацию заявление по форме N P16001 и ликвидационный баланс ООО "Бизнес-Паритет" содержат недостоверные сведения, поскольку не отражают сведений о размере кредиторской задолженности перед бюджетом и ООО "Белая птица - Курск", о чем было известно единственному участнику общества Аладьевой Е.Н. при утверждении ликвидационного баланса (15.05.2015 обществом заявлено ходатайство об отложении судебного заседания по делу N А08-2674/2015, в котором было рассмотрено исковое заявление ООО "Белая птица-Курск" о взыскании с ООО "Бизнес-Паритет" 433 221 руб. 32 коп. кредиторской задолженности).
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС от 13.10.2011 N 7075/11.
Учитывая, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанции применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 по делу N А08-5456/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.