г. Калуга |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А84-387/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2017.
Постановление в полном объёме изготовлено 12.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.В. Циплякова |
судей |
Е.В. Гладышевой Л.В. Солодовой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
А.С. Коваленко |
при участии в заседании: |
|
от ООО "Севастополь":
от ГУП Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя":
от Правительства Севастополя:
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя:
от иных третьих лиц: |
представителя Филонова А.О. по доверенности от 19.05.2017;
представителя Новиковой Е.Ю. по доверенности от 12.01.2016; представителя Зыкова В.А. по доверенности от 19.09.2016;
представителя Каюмовой Н.Н. по доверенности от 10.01.2017; не явились, извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастополь", г. Севастополь, Республика Крым, на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А84-387/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севастополь" (ОГРН 1149204019249, ИНН 9204009713, далее - ООО "Севастополь") обратилось в Хозяйственный суд города Севастополя с иском к Государственному унитарному предприятию Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (ОГРН 1144920408787, ИНН 9204009470, далее - ГУП Севастополя "УК оптово - розничных, торговых комплексов Севастополя") о признании права собственности на недвижимое имущество - комплекс торговых павильонов для мелкорозничной торговли в целом состоящий из павильонов с N 100 по N 195, расположенных в лит. "А", лит. "Б", лит. "В", лит. "Г", общей площадью 873,1 кв.м по улице Щербака, 1/5 в городе Севастополе и истребовании из незаконного владения ГУП Севастополя "УК оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" указанного недвижимого имущества.
Правительством Севастополя был заявлен иск к ООО "Севастополь" о признании зарегистрированного права собственности Потребительского общества "Севастополь" на павильоны с N 100 по N 195, расположенные в лит. "А", лит. "Б", лит. "В", лит. "Г" по ул. Щербака, 1/5 в г. Севастополе, общей площадью 873,1 кв.м, - отсутствующим и признании свидетельства о праве частной собственности Потребительского общества "Севастополь" на комплекс торговых павильонов для мелкорозничной торговли, выданного 03.10.2009 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета на основании Приказа Фонда комимущества Севгорсовета от 29.09.2009 N 1261, - недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, общество с ограниченной ответственностью "Этруск", индивидуальные предприниматели Агабабова Надежда Григорьевна, Астраханцева Наталия Геннадиевна, Баласян Ашот Ервандович, Басун Валентина Владимировна, Басун Леонид Александрович, Безверхняя Ирина Васильевна, Белоус Светлана Александровна, Брагина Оксана Васильевна, Буханова Жанна Анатольевна, Буякевич Ольга Юрьевна, Буяновский Владимир Викторович, Вагина Мария Владимировна, Варнакова Наталья Юрьевна, Воробьева Анна Алексеевна, Высоцкая Анна Николаевна, Гануленко Александр Валентинович, Гирчук Лариса Николаевна, Гонтарь Наталья Васильевна, Горват Валентина Михайловна, Григорян Ануш Альбертовна, Гриценко Наталья Ивановна, Дрогальцов Сергей Михайлович, Дубцова Валентина Петровна, Еременко Алеся Валентиновна, Земская Надежда Николаевна, Иванова Наталья Анатольевна, Илюхина Тамара Андреевна, Коваленко Наталья Михайловна, Копылова Оксана Николаевна, Котляр Анжелика Валериановна, Кравченко Павел Николаевич, Кулик Игорь Васильевич, Курдина Татьяна Ивановна, Курлыпо Михаил Владимирович, Левченко Галина Васильевна, Леонова Марина Валериевна, Лукичев Владимир Васильевич, Лукьянчикова Людмила Семеновна, Ляхова Людмила Феликсовна, Максимова Ольга Александровна, Марталог Георгий Иванович, Меликишвили Дали Артемовна, Мельник Алла Леонидовна, Нагирная Жанна Игоревна, Никифорова Елена Михайловна, Новик Татьяна Ивановна, Оганнисян Артак Гайки, Оленников Артем Леонидович, Павлюк Вадим Григорьевич, Папуця Елена Викторовна, Пашукевич Светлана Петровна, Пелих Татьяна Павловна, Петренко Ирина Владимировна, Полищук Александр Петрович, Полозкова Валентина Григорьевна, Пятецкая Ирина Михайловна, Романов Максим Александрович, Рубанова Ирина Евгеньевна, Рябушко Марина Витальевна, Савицкая Елена Федоровна, Сафронов Александр Александрович, Сивый Алексей Михайлович, Скороход Ольга Александровна, Сычева Наталья Владимировна, Тихоблаженко Вера Евгеньевна, Тужикова Зоя Федоровна, Турищева Валентина Викторовна, Турова Юлия Ивановна, Фахуртдинова Яна Михайловна, Хадыка Людмила Николаевна, Хазов Александр Петрович, Холопова Светлана Михайловна, Черныховский Владимир Дмитриевич, Шевченко Ирина Анатольевна, Шмойлова Елена Александровна, Якунин Михаил Юрьевич.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 13.07.2015 оба дела объединены в одно производство с присвоением N А84-387/2015.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.08.2016 (судья В.О. Головко), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (судьи Е.А. Остапова, А.И. Проценко, Н.И. Сикорская) в удовлетворении иска ООО "Севастополь" отказано. Иск Правительства Севастополя удовлетворен частично. Признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Потребительского общества "Севастополь" на павильоны с N 100 по N 195, расположенные в лит. "А", лит. "Б", лит. "В", лит. "Г" по ул. Щербака, 1/5 в г. Севастополе, общей площадью 873,1 кв.м. В остальной части в удовлетворении иска Правительства Севастополя отказано.
Дополнительным постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 ООО "Севастополь" из федерального бюджета возвращено 18 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ООО "Севастополь" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, удовлетворить иск ООО "Севастополь", в удовлетворении иска Правительства Севастополя отказать.
Заявитель жалобы ссылается на то, что реконструкция спорного объекта недвижимости произведена арендатором земельного участка (Крымским республиканским союзом потребительских обществ) на земельном участке, отведенном для этой цели, с соблюдением установленных норм и правил; объект в установленном законом порядке принят в эксплуатацию, ввиду чего выводы судов о том, что спорные торговые павильоны возведены самовольно, являются ошибочными. Заявитель жалобы указывает, что регистрация права собственности на отдельные объекты не влияет на предназначение имущественного комплекса и его использование в качестве единого объекта. Также заявитель жалобы обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права собственности города Севастополя на объекты недвижимости, входящие в состав рынка "Центральный". Кроме того, по мнению заявителя жалобы, в иске о признании отсутствующим права на павильон отрицается само основание иска, так как он направлен на защиту права владения и пользования земельным участком, при этом своих прав истец на спорные объекты не заявляет.
В судебном заседании представитель ООО "Севастополь" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственного унитарного предприятия Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя", возражали против доводов кассационной жалобы, считают вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении иска ООО "Севастополь" и частично удовлетворяя иск Правительства Севастополя, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положений законодательства Украины, обоснованно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и Крымским республиканским союзом потребительских обществ "Крымпотребсоюз" (арендатор) 30.03.2007 заключен договор аренды земельного участка (кадастровый номер по реестру Украины: 8536600000:01:005:0043), площадью 1,8551 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1 (далее - Договор аренды земли), зарегистрированный в Севастопольском городском филиале ГП "Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" (запись от 17.05.2017 N 040766000021), предметом которого является срочное платное пользование земельным участком для обслуживания зданий и сооружений рынка.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 16.07.2007 N 617-р "О разрешении реконструкции территории, зданий и сооружений Центрального рынка по ул. Щербака, 1" Крымскому республиканскому союзу потребительских обществ "Крымпотребсоюз" (далее - Крымпотребсоюз) разрешена реконструкция территории, зданий и сооружений Центрального рынка по ул. Щербака, 1, при выполнении следующих условий: разработать рабочий проект, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке; до начала строительства зарегистрировать объект в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля и получить разрешение на производство строительных работ; после окончания строительства предъявить объект государственной приемочной комиссии для ввода в эксплуатацию.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе Крымпотребсоюзу 25.12.2007 выдано разрешение N 1108 на выполнение строительных работ по реконструкции территории, зданий и сооружений Центрального рынка по ул. Щербака, 1 (II очередь реконструкции), которое 28.03.2008 было перерегистрировано. Срок действия разрешения - до 31.12.2009.
Между Крымпотребсоюзом и ПО "Севастополь" (правопреемником которого является ООО "Севастополь") 10.01.2008 заключен договор N 5 на долевое участие в строительстве торговых павильонов, предметом которого являлась реконструкция рынка, строительство и обслуживание комплекса торговых павильонов на Центральном рынке по вышеуказанному адресу и по окончании строительства и сдачи объекта в эксплуатацию в установленном порядке Крымпотребсоюз обязался передать ПО "Севастополь" торговые павильоны, ориентировочной площадью 800 кв.м, которые подлежат регистрации в БТИ, как отдельный объект недвижимости, на праве собственности ПО "Севастополь".
Актом государственной приемочной комиссии о принятии в эксплуатацию завершенного строительством объекта от 17.10.2008, утвержденным распоряжением Ленинской районной государственной администрации г. Севастополя от 28.10.2008 N 1198-р, объект "Реконструкция Центрального рынка в г. Севастополе. Торговые павильоны для мелкорозничной торговли на территории Центрального рынка по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1", характер строительства - новое строительство, - принят в эксплуатацию, согласно справке Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации от 04.12.2008 N 5-2/5148 торговым павильонам присвоен адрес: г. Севастополь, ул. Щербака, N 1/5.
На основании постановления Окружного административного суда города Севастополя от 04.06.2009 по делу N 2а-526/09/2770 и дополнительного постановления от 18.06.2009 по делу N 2а-526/09/2770 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета издан приказ N 1261 "Об оформлении права собственности на объект недвижимого имущества", в соответствии с которым ПО "Севастополь" на указанный объект недвижимости выдано свидетельство о праве собственности от 03.10.2009.
Распоряжением Правительства Севастополя от 25.09.2014 N 244 "О закреплении имущества за ГУП "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя", созданным после принятия Закона N 6-ФКЗ, комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу:
г. Севастополь, ул. Щербака, 1 (Центральный рынок), включен в Реестр собственности города Севастополя и закреплен за ГУП "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения (справка от 12.01.2015 N 02-02/1).
По акту приема-передачи государственного имущества города Севастополя от 25.09.2014 в хозяйственное ведение ГУП "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" передано имущество, в том числе, комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1 (Центральный рынок).
Правительством Севастополя 20.11.2014 издано распоряжение N 436 "О закреплении имущества за Государственным унитарным предприятием "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения, которым конкретизирован перечень имущества, передаваемого ГУП "УК оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" в хозяйственное ведение, в том числе в части имущества, входящего в состав имущественного комплекса, расположенного в г. Севастополе по ул. Щербака, 1 (Центральный рынок).
В последующем, распоряжением Губернатора города Севастополя от 22.01.2015 N 13-РП в распоряжение от 20.11.2014 N 436 внесены соответствующие изменения.
ГУП "УК оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" по Акту приема-передачи государственного имущества города Севастополя от 22.01.2015 (после конкретизации перечня имущества), в хозяйственное ведение передано имущество, в том числе расположенное на территории Центрального рынка по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1.
ГУП "УК оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" 01.10.2014 заключило с предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими торговую деятельность на территории Центрального рынка, договоры аренды недвижимого имущества - торговых павильонов с N 100 по N 195 с подписанием в этот же день актов приема-передачи.
В обоснование заявленных требований ООО "Севастополь" ссылалось на то, что заключив указанные выше договоры, ГУП "УК оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" фактически присвоило себе правомочия собственника, в связи с чем ООО "Севастополь" в адрес ответчика направлено требование от 28.10.2014 N 1 о расторжении этих договоров, которое было получено последним 28.10.2014 и осталось без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с указанным иском.
Полагая, что право собственности приобретено ООО "Севастополь" с нарушениями действующего законодательства, Правительство Севастополя как лицо, осуществляющее от имени города федерального значения Севастополя правомочия собственника в отношении государственного имущества, к которому относится земельный участок, переданный в аренду Крымпотребсоюзу по договору от 30.03.2007, обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Севастополь" о признании зарегистрированного права собственности ПО "Севастополь" отсутствующим и признании свидетельства о праве собственности недействительным.
Согласно статье 9 Закона N 6-ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим - это исключительный способ защиты при имеющемся между сторонами споре о правах на недвижимое имущество, который, в свою очередь, возможен, когда нарушенное право истца не может быть защищено иными способами защиты (виндикационный, негаторный иски, иски о признании права).
Обращаясь с иском о признании права собственности отсутствующим необходимо доказать факт того, что у ответчика нет основания для владения и пользования спорным имуществом (факт неправомерности возникновения права на стороне ответчика), и у него отсутствовали основания к приобретению имущества, или они являются недействительными.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статья 131 ГК РФ указывает на необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение; при этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 304-ЭС15-11476 позиции пришли к правильному выводу, что для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо помимо прочной связи с землей, чтобы этот объект был создан в установленном законом порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. При этом для строительства и последующего получения правоустанавливающих документов на вновь созданный объект недвижимости установлен особый порядок. Этот порядок включает в себя отвод земельного участка для строительства, получение разрешения компетентных органов на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно Временным правилам использования и застройки территории города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 18.11.1999 N 392, с изменениями внесенными решением Севастопольского городского Совета от 12.06.2007 N 2083, любой вид строительства осуществляется только с разрешения на это строительство. Решение Севастопольского городского Совета о предоставлении земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства, является разрешением на строительство этого объекта. Севастопольская городская государственная администрация при делегировании ей этих полномочий выдает только такие разрешения на строительство, которые соответствуют целевому использованию, указанному в правоустанавливающих документах на земельный участок. В то же время в соответствии с договором аренды земельный участок Крымпотребсоюзу для размещения объекта градостроительства не передавался.
С учетом положений статьи 25 Закона Украины "Об аренде земли", части 1 статьи 413, части 2 статьи 215, статьи 228 и части 1 статьи 638 ГК Украины, а также положений пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.2009 N 9 "О судебной практике рассмотрения гражданских дел о признании сделок недействительными" суды пришли к правильному выводу о том, что договор от 10.01.2008 N 5 и дополнительное соглашение к нему от 27.09.2009, заключенные между ПО "Севастополь" и Крымпотребсоюзом являются недействительными в силу ничтожности, поскольку при заключении указанного договора была нарушена норма о получении письменного согласия собственника земли, т.е. фактически Крымпотребсоюз распорядился земельным участком, не имея права заключать такую сделку, а у ПО "Севастополь" на момент обустройства спорных павильонов отсутствовало согласие собственника земельного участка на проведение строительных работ по созданию самостоятельных объектов недвижимости.
По указанным основаниям в результате данной ничтожной сделки право собственности у ООО "Севастополь" не возникло и не могло возникнуть в связи с порочностью основания, а ООО "Севастополь" приобрело право собственности на объект недвижимого имущества с нарушением закона, в отсутствие правовых оснований.
Регистрация права собственности на спорные павильоны нарушает право собственности города федерального значения Севастополя на землю, а поэтому защита этого права, с учетом вышеприведенных разъяснений, возможна только путем признания зарегистрированного права собственности ПО "Севастополь" (ООО "Севастополь") отсутствующим.
Таким образом, довод кассатора о невозможности использования Правительством Севастополя избранного способа защиты нарушенного права подлежит отклонению.
Довод заявителя жалобы о том, что регистрация права собственности на отдельные объекты не влияет на предназначение имущественного комплекса и его использование в качестве единого объекта не может быть принят во внимание, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, рынок является единым сооружением, состоящим из земельного участка и строений, а павильоны не могут являться самостоятельными недвижимыми вещами, в связи с чем на них не может быть зарегистрировано право собственности.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, а так же не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточными основаниями для пересмотра судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе отраженной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, а принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части считает законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.08.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А84-387/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ципляков |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.