г.Калуга |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А84-2596/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола в судебном помощником судьи при участии в заседании: |
заседании кассационной инстанции Шабалиным И.А. |
от Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" (ул. Севастопольская зона ЮБК, д.11, г. Севастополь); |
Журавлёв А.С. - представителя по доверенности от 08.12.2016; |
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь); |
Карнишаускене В.А. - представителя по доверенности от 07.07.2017; |
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь); |
Сарахман С.А. - представителя по доверенности от 12.01.2017 N 20; |
от Правительства Севастополя (ул. Ленина, д. 2 г. Севастополь); |
Черногорова А.В. - представителя по доверенности от 05.04.2017 N 1253/31/2-7; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магит-Д" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.12.2016 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 (судьи Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А84-2596/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" (далее - ООО "МАГИТ-Д", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными 50-ти отказов Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление), изложенных в сообщениях от 15.04.2016, в государственной регистрации права собственности на объекты, расположенные по адресу: г.Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д.11, урочище Ласпи, и возложении на Управлении обязанности зарегистрировать право собственности Общества на эти объекты.
Дело рассматривалось с участием Правительства Севастополя (далее - Правительство) и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Решением суда от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно договору купли - продажи от 22.09.2006 N 8667 (далее - договор от 22.09.2006), заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Суэста" (Продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" (Покупатель), продавец обязуется передать в собственность покупателю следующее индивидуально определенное имущество: незавершенное строительство пансионата на 500 мест для родителей с детьми (база отдыха "Изумруд"); домики N 11-21 (лит. А1 - А11); домик N1 (лит. Б); гостевой (Верходановский) дом (лит. В); дом столовой-сауны с навесом (лит. Б1, б1); топочная (лит. В1); домик N3 (лит. Д); домик N4 (лит. Е); домик N5 (лит. Ж); административное здание с пристройками (лит. З, з, з1); домик N6 (лит. И); столовая (лит. К); бар - бильярдная - дом (лит. Л); домик N9 (лит. М); домик N10 (лит. Н); домик N7 с пристройками и навесом (лит. О, о1, о2); летний дом (директорский домик) (лит. З2 ); склад (лит. Л1); сарай (лит. П); сарай (лит. П1); сарай (лит. П2); домик (бочка) (лит. П3); навес (лит. П4); навес (лит. П5); сарай (лит. Р); уборная (лит. С); сторожка (лит. Т); навес (лит. Т1); трансформаторная подстанция (лит. У); сарай (лит. Ф); сторожка (лит. Х); уборная (лит. Ц); уборная (лит. Ч); проходная (лит. Ш); навес (лит. Щ); сарай (лит. Э); сарай (лит. Э1); насосная (лит. Ю); душ-уборная (лит. И 1); уборная (лит. Л3); электрощитовая (лит. Л2); сарай (лит. Я); сарай (лит. Я1); другие сооружения и ограждения: ворота металлические N1; ворота металлические N2; ограждение N3; ограждение N4; ограждение N8; ворота металлические N11; калитка N17; ограждение N22; лестница N9; лестница N10; лестница N13; лестница N14; лестница N15; лестница N18; лестница N19; подпорная стенка бутобетонная N5; подпорная стенка бутобетонная N6; подпорная стенка бутобетонная N12; подпорная стенка бутобетонная N16; емкость металлическая N20; емкость металлическая N21; емкость металлическая N23; беседка деревянная N25; другие сооружения: настил N7; мощение I; мощение II; беседка деревянная N24; система канализации и водоснабжения; комплексная трансформаторная подстанция КТПН-66- 160/10КК; кабельные линии и линии наружного освещения; расположенное по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона ЮБК, N11, урочище Ласпи.
Между государством Украина в лице Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и городе Севастополе и обществом с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" заключен договор купли - продажи объекта государственной собственности группы А, подлежащего продаже путем выкупа от 19.06.2013 (далее - договор от 19.06.2013), предметом которого является здание для отдыха литера "Г" с цокольным этажом, балконами, лестницей, крыльцом, общей площадью 135,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, N 11/2, переданное Обществу по акту от 19.06.2013.
26.02.2015 Общество обратилось в Управление за государственной регистрацией права собственности на комплекс зданий и сооружений, расположенных по адресу: г.Севастополь ЮБК N 11, состоящих из 50-ти объектов недвижимого имущества.
К заявлению в качестве документов, подтверждающих основание возникновения у общества права собственности на объекты обществом были приложены заверенные копии договоров от 22.09.2006 и от 19.06.2013.
По результатам проведения правовой экспертизы, представленных Обществом документов, государственный регистратор на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20, действовавшего на момент отказов Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), направил в адрес Общества сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.04.2016.
Основанием для принятия указанных решений послужили полученные Управлением ответы Департамента, согласно которым в отношении данного имущества решается вопрос о передаче в собственность города федерального значения Севастополя и включении их в реестр собственности города Севастополя.
Полагая, что отказы Управления являются незаконными, нарушающими права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 6-ФЗ.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ (ред. от 29.12.2015) до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Федеральным конституционным законом от 23.06.2016 N 5-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внесены в часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6 - ФКЗ изменения, заменены слова "До 1 января 2017 года" словами "До 1 января 2019 года".
Законом города Севастополя от 23.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон N 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Согласно пункту 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 1 Закона N 3-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Таким образом, земли, находившиеся в государственной собственности Украины стали государственной собственностью города Севастополь.
Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46- ЗС, права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
К правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 N 122 - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 7 Закона N 46- ЗС).
Порядок регистрации ранее возникших прав (обременений прав) закреплен в статье 7 Закона N 46-ЗС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Суды установили, что регистратор указал на нарушение Обществом части 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 4 Закона N 122-ФЗ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ при проведении государственной регистрация прав осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу названной нормы понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимостью в случае, если они созданы как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил.
Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.09.2013 N 1160/13, требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права; если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.
Большинство объектов, о регистрации права собственности на которые заявило Общество, такие как сараи, уборные, летние домики, электрощитовая, топочная, насосная в силу статьи 130 Гражданского кодекса РФ не относятся к недвижимому имуществу и не являются самостоятельными объектами гражданских прав, право собственности на которые подлежат государственной регистрации.
Ссылка заявителя жалобы на проведение в отношении спорного имущества технического и кадастрового учета не может быть принята во внимание, поскольку документы технического учета не относятся к правоустанавливающим, их составление является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимого имущества, а осуществление в отношении того или иного имущества технического учета (инвентаризации) автоматически не может служить основанием для признания объекта недвижимостью.
В соответствии со статьей 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" согласно пункту 4 статьи 25 Закона N 122-ФЗ в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Сообщением от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-709 (т.2, л.д. 81) Управление отказало обществу в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, строительство которого согласно договору от 22.09.2006 было начато - 05.1990, прекращено 12.1993 и на момент продажи строительная готовность этого объекта составляла 4,73526 %.
По заявлению представителя Общества строительные работы после покупки в отношении этого объекта не велись.
Согласно этого договора проданное имущество находится на земельном участке СГП "Атлантика".
ООО "Суэста", продавшее имущество Обществу по договору от 22.09.2006, в качестве обладателя каких-либо прав на земельный участок в нем не указано. Кроме того, ООО "Суэста" само приобрело права на спорное имущество за несколько дней до этого - 14.09.2006.
Таким образом, обращаясь в Управление с заявлением о регистрации права на незаконченный строительством объект, Общество не представило никаких правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором он расположен, нет разрешительной документации и на его строительство.
Кроме того, распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" имущественный комплекс военного городка N Б-34 (мыс Ай-Я, Севастопольская зона ЮБК N 41), передан в федеральную собственность для нужд Министерства обороны Российской Федерации, актом приема-передачи указанное имущество передано ФГКУ "Крымское ТУИО" в соответствии с нормативными документами, указанными в данном распоряжении.
Таким образом, выводы судов о том, что Управление, принимая оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации, действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим распоряжением N 195-РП, являются законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.12.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 по делу N А84-2596/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.