г.Калуга |
|
1 августа 2017 г. |
Дело N А84-2133/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 августа 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Платова Н.В., Шильненковой М.В., |
|
|
при ведении протокола помощником судьи:
при участии в судебном заседании от истца Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя: |
Карапетян М.С.,
представителя Остапенко В.А. по доверенность от 10.01.2017 N 8, |
от ответчика АО "Электронный архив":
от третьего лица Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя: |
представителей Глушаева Д.В. по доверенности от 29.05.2017 N 13, Коваленко Е.И. по доверенности от 06.06.2017,
представителя Погребняка Д.С. по доверенности от 06.04.2017, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.01.2017 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 (судьи Черткова И.В., Баукина Е.А., Гонтарь В.И.) по делу N А84-2133/2016,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, (далее - департамент) (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к акционерному обществу "Электронный архив" (далее - АО "ЭЛАР", общество) (ОГРН 1037700057780, ИНН 7743028263) о взыскании 37 022 070 руб. неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 04.07.2016 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя (ОГРН 1149204005598, ИНН 9204002997).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.01.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017, в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на невыполнение ответчиком обязательств по государственному контракту.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель АО "Электронный архив", считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя указал на пригодность результатов работ для целей их выполнения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса департамент (заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственный контракт от 03.09.2015 N 25-ГК, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по переносу сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, в государственный кадастр недвижимости, а заказчик обязуется принять и оплатить их.
В приложении N 1 к контракту стороны согласовали техническое задание, согласно пункту 2.4 которого предметом работы является: создание электронных копий архивных документов (поземельных книг, входящих в состав кадастрового дела, государственных актов и регистрационных дел); осуществление перевода на русский язык, содержащихся в поземельных книгах, государственных актах и регистрационных делах документов, изготовленных на украинском языке; подписание перевода усиленной электронной подписью; формирование электронных документов в формате XML для дальнейшего внесения сведений в государственный кадастр недвижимости; анализ имеющихся материалов об объектах недвижимости в части земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства; подготовка акта.
В пункте 4.4 технического задания указано ориентировочное количество исходных документов: поземельных книг и кадастровых дел - не менее 85 тыс.ед., государственных актов - не менее 80 тыс.ед., распорядительных документов - не менее 62 тыс., регистрационных дел - не менее 38 тыс., ранее учтенных земельных участков - не менее 90 тыс.ед., количество страниц переводимого текста - не менее 1,5 млн.ед.
Согласно пункту 2.3 контракта общая цена контракта составляет 37 022 070 рублей, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных пунктом 2.2 контракта.
В целях исполнения контракта обществу в 2015 году по актам передано в обработку 213 859 исходных документа, в том числе 110 539 поземельных книг, кадастровых дел, договоров аренды, регистрационных дел, 92 135 государственных акта, а также 11 185 распорядительных документа из архива Законодательного собрания.
По акту о передаче выходного информационного ресурса общество передало департаменту результаты по 68 807 земельным участкам в виде соответствующего количества (68 807) XML-файлов и 145 115 PDF-файлов. По акту от 04.07.2016 общество дополнительно передало департаменту 44 021 PDF-файла на аннулированные объекты.
По акту приема-сдачи выполненных работ от 23.12.2015 департамент принял выполненные работы в полном объеме как соответствующие техническому заданию без замечаний относительно полноты по количеству переданных в обработку документов и полученных результатов в виде количества окончательно переданных истцу XML- и PDF-файлов.
Платежным поручением от 30.12.2015 N 322911 департамент перечислил обществу 37 022 070 рублей.
Ссылаясь на то, что денежные средства в размере 37 022 070 рублей уплачены при оплате объемов работ, которые не были фактически выполнены, а неоднократные обращения к ответчику с требованием о возврате указанных денежных средств оставлены без ответа и удовлетворения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что работы по контракту выполнены в соответствии с условиями технического задания, и, руководствуясь статьями 309, 310, 702, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание результаты судебной экспертизы, пришли к выводам о несостоятельности доводов заказчика о выполнении работ подрядчиком не в полном объеме.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).
В силу статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702, статьями 711, 720 ГК РФ заказчик обязан оплатить выполненную подрядчиком работу после сдачи результатов работ в сроки и в порядке, предусмотренные условиями договора.
Судами установлено, что в государственном контракте от 03.09.2015 N 25-ГК определена твердая цена, а состав и объем работ должны соответствовать техническому заданию.
С учетом положений технического задания и Частного технического требования, являющегося неотъемлемой частью технического задания, судами обоснованно указано, что целью государственного контракта является создание полного и достоверного источника информации о земельных участках, исполнение требований порядка включения сведений в ГКН о ранее учтенных объектах недвижимости, а основным числовым показателем, определяющим объем работ, подлежащих выполнению, является количество земельных участков, сведения о которых подлежат обработке и внесению в файловое хранилище в виде соответствующих XML-файлов и электронных образов относящихся к этим участкам документов (PDF-файлов).
Поскольку в пункте 4.4 технического задания стороны прямо указали на ориентировочный характер количественных показателей исходных документов, суды справедливо отметили, что количество исходных документов не является прямо определяющим объем работ по предмету государственного контракта и лишь косвенно влияет на количество подлежащей выполнению ответчиком работы - целью работ является создание массива электронных сведений о всей совокупности земельных участков, задокументированных органами государственной власти и местного самоуправления в городе Севастополе. Следовательно, объем выполняемой работы определяется количеством фигурирующих в документах земельных участков, которое является константой, в отличие от примерного количества составленных в отношении этих участков документов, которое на момент заключения контракта являлось ориентировочным в силу отсутствия достоверных об этом сведений.
Для установления стоимости выполненных работ и пределов допущенных отклонений в объемах и стоимости выполненных работ от условий контракта, по ходатайству ответчика определением суда первой инстанции от 20.09.2016 назначена судебная экспертиза.
По результатам судебной экспертизы представлено экспертное заключение от 22.11.2016 ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, которое содержит выводы о полном достижении целей государственного контракта и исполнение его обществом в полном объеме путем передачи заказчику необходимого количества XML-файлов и комплектов файлов на земельные участки.
Экономия затрат общества, обусловленная передачей в обработку документов в количестве, меньшем от ориентировочного числа, установленного в государственном контракте, составила 521 518 руб. 59 коп., что составляет 1,4% от цены государственного контракта.
В заключении экспертизы установлена стоимость ряда номинальных единиц услуг, оказываемых АО "Электронный архив" по государственному контракту от 03.09.2015 N 25-ГК, исходя из условий контракта и технической специфики его исполнения.
По результатам исследования государственного контракта, отчета общества об исполнении государственного контракта и непосредственно результатов выполненных работ, приобщенных к материалам дела на электронном носителе (жесткий диск), экспертами выявлен объем выполненных работ и их общая стоимость в размере, на 5,7% превышающем цену договора - 39 143 781 руб. 08 коп.
При названных обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что уменьшение объема перерабатываемых исходных документов не повлекло неполноты исполнения государственного контракта.
Доводы заявителя кассационной жалобы о передаче исполнителем результатов работ в меньшем объеме, чем для производства судебной экспертизы, документально не подтвержден. Кроме того, данный довод не был заявлен в судах первой и апелляционной инстанций, а, соответственно, не был предметом их исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.01.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 по делу N А84-2133/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Н.В. Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.