г. Калуга |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А84-3957/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.08.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Лукашенковой Т.В. |
|
Смирнова В.И. |
| ||||
При участии в заседании от: |
|
|
||
общества с ограниченной ответственностью "Судоремонтный завод "Южный Севастополь" 299014, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Правды, д. 24 ОГРН 1149204046970 |
|
Шорохова И.С. - представителя по доверенности от 20.12.2016; |
||
Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя 299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Демидова, д.13 ОГРН 1149204005598 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом; |
||
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2 ОГРНИП 315920400070818 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 (судьи: Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А84-3957/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Судоремонтный завод "Южный Севастополь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными сообщений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление) об отказе в государственной регистрации от 27.09.2016 за исх. N N 91/001/107/2016-6, 91/001/107/2016-999 прав Общества на объекты недвижимого имущества - сооружения (весы автомобильные) площадью 7,5 кв.м., кадастровый (условный) номер 91:02:004006:149, и сооружения (разгрузчик автомобилей) площадью 237,7 кв.м., кадастровый (условный) номер 91:02:004006:150, расположенные по адресу: г.Севастополь, ул. Правды, 24, а также о возложении обязанности на Управление зарегистрировать право собственности на указанные объекты недвижимого имущества за Обществом (с учетом уточнения).
В качестве третьего лица в деле участвовал Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2016 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 решение суда первой инстанции отменено и заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В своих кассационных жалобах Управление и Департамент выражают несогласие с постановлением арбитражного апелляционного суда, просят его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Департамент в своей жалобе указывает, что спорные объекты расположены на земельном участке, который является составной частью целостного имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности и переданного в аренду Обществу. В связи с чем, полагает, что возведенные Обществом сооружения являются улучшениями объекта аренды и по условиям соответствующего договора не могут являться собственностью арендатора.
Управление в своей жалобе обращает внимание на то, что при проведении правой экспертизы государственным регистратором был установлен факт проводящейся работы Департаментом по включению спорных объектов в Реестр собственности города Севастополя. Поэтому до разрешения спора о праве у Управления отсутствовали законные полномочия для совершения регистрационных действий.
В своих отзывах Общество указывает, что право собственности на спорные объекты установлены свидетельством на право собственности на зерноперевалочный комплекс, расположенный по адресу: г.Севастополь, ул. Правды, 24, в составе: весы автомобильные лит. "Э" общей площадью 7,5 кв.м, с операторской, с грузовой платформой, с пандусами; разгрузчик автомобилей лит. "Ю" общей площадью 237,7 кв.м с пристройками лит. "ю1", "ю2", "юЗ", с подвалом лит. "ю", с подвалом лит. "ю1", с пандусами, с крыльцом. Свидетельство на этот объект от 26.01.2012 серии САЕ N 543979 было оформлено по законодательству Украины и зарегистрировано 26.01.2012 Государственным предприятием "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества г.Севастополя". Поэтому, по мнению Общества, как составные элементы общего объекта, подлежат государственной регистрации по законодательству Российской Федерации. Просит оказать в удовлетворении кассационных жалоб Управления и Департамента.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Общества, обсудив доводы жалоб и отзывов, арбитражный суд округа полагает необходимым отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда города Севастополя по настоящему делу.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что Департаментом на основании договоров аренды как в редакции 2003 года, так и в редакции 2012 года, спорные объекты расцениваются, как неотделимые улучшения, которые признаются государственной собственностью арендованного имущества. Поэтому на эти объекты не может быть зарегистрировано право собственности за Обществом.
Учитывая данные обстоятельства, арбитражный суд города пришел к выводу, что в отношении спорных объектов имеется спор о праве, который надлежит рассматривать по иным правилам и в ином производстве.
Отменяя решение суда первой инстанции, и, удовлетворяя заявленные требовании, арбитражный апелляционный суд указал, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, а притязания Департамента - незаконными в связи с тем, что спорные объекты недвижимости, ранее входившие в состав арендованного Обществом имущества до 2002 года, были созданы Обществом на арендованном земельном участке с соблюдением всех законных требований, право собственности возникло на законных основаниях в результате реконструкции приватизированных объектов.
Указанное право было признано государством в лице регистрирующего органа, о чем было выдано свидетельство о праве собственности от 26.01.2012 серии САЕ N 543979.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что спорное имущество принадлежит на праве собственности Обществу на основании ранее заключенных договоров в отношении государственного имущества входившего в состав целостного имущественного комплекса и в последствие реконструированного.
По мнению арбитражного суда округа, арбитражный апелляционный суд при рассмотрении настоящего спора не учел ряд юридически значимых обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о государственной регистрации (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Федерального закона N 122- ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления (абзац 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с абзацами 2, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Законом; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в силу названного Закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Общество обратилось за государственной регистрацией права собственности на отдельные объекты - весы автомобильные площадью 7,5 кв.м., кадастровый (условный) номер 91:02:004006:149 и разгрузчик автомобилей площадью 237,7 кв.м., кадастровый (условный) номер 91:02:004006:150, расположенные по адресу: г.Севастополь, ул. Правды, 24.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
По смыслу указанных положений право собственности может быть зарегистрировано в Реестре прав лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Кроме того, не являются объектами капитального строительства сооружения временного характера.
При этом признание объекта в качестве объекта гражданских прав (объекта недвижимости) невозможно лишь на том основании, что он прочно связан с землей и на него оформлен технический (кадастровый) паспорт.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент выдачи кадастрового паспорта) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Следовательно, кадастровый паспорт должен содержать характеристики объекта недвижимости, т.к. предназначен для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Проведение в отношении сооружений технического и кадастрового учета не может служить основанием для признания объекта недвижимостью.
Органы технической инвентаризации и кадастрового учета не осуществляют проверку соответствия объекта требованиям недвижимой вещи, предусмотренным статьям 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а лишь фиксируют факт наличия объекта, имеющего связь с земельным участком, в связи с чем наличие технического и кадастрового паспортов само по себе не означает, что такой объект является недвижимым имуществом.
Вопрос о том, относится ли конкретный объект к недвижимому имуществу, является правовым, и его разрешение не входит в компетенцию органов технической инвентаризации, определяющих возможность технического учета по внешним признакам объекта и формальному наличию необходимого пакета документов. Поэтому само по себе оформление технического паспорта не имеет правоустанавливающего значения и не свидетельствует автоматически о наличии у прошедшего инвентаризацию объекта всех признаков недвижимого имущества.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6), сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23).
В кадастровых паспортах, представленных в материалы дела (т.1 л.д. 28, 29) отсутствуют вообще какие-либо идентифицирующие признаки объекта недвижимости, позволяющие, в силу природных свойств или на основании закона, отнести их к недвижимым объектам.
Сославшись на Аудиторское заключение по вопросу подтверждения неотделимых улучшений арендованного имущества от 19.12.2002 N исх. N67/з и экспертное заключение "Об идентификации улучшений арендованного имущества-павильона - П-47 "Ветерок" инв. N900064, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Правды, 24, в качестве доказательства, арбитражный апелляционный суд не учел, что в этих документах вообще ничего не говорится о спорных объектах.
Поскольку весы автомобильные площадью 7,5 кв.м и разгрузчик автомобилей площадью 237,7 кв.м, расположенные по адресу: г.Севастополь, ул. Правды, 24, были созданы Обществом в период пребывания города Севастополя в составе Украины и в рамках правоотношений по договору аренды, то судом первой инстанции правомерно проанализировано Украинское законодательство.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Украины предприятие является единым целостным имущественным комплексом, которое используется в предпринимательской деятельности. В состав предприятия как единого имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также право на торговую марку или другое обозначение и другие права, если иное не установлено договором или законом. Предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" арендой является основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Статьей 4 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" в частности установлено, что объектами аренды по данному Закону являются целостные имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков). Целостным имущественным комплексом является хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором он размещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения.
Частью 3 статьи 23 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" арендатор наделен правом по согласованию с арендодателем, если иное не предусмотрено договором аренды, за счет собственных средств осуществлять реконструкцию, техническое переоснащение, улучшение арендованного имущества.
При этом если в результате улучшения, сделанного арендатором при согласии арендодателя, создана новая вещь, арендатор становится ее собственником в части необходимых расходов на улучшение, если иное не предусмотрено договором аренды (часть 4 статьи 23 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества").
Судом первой инстанции правильно указано, что договорами аренды как в редакции 2003 года, так и в редакции 2012 года, не предусмотрено возникновение у Общества прав собственника на осуществленные им неотделимые улучшения объекта аренды. Согласно указанным договорам аренды согласованные с арендодателем неотделимые улучшения арендованного имущества признаются государственной собственностью, а у арендатора, в свою очередь, возникает право на компенсацию стоимости таких улучшений.
Судом первой инстанции установлен, что не оспаривается участниками судебного процесса, факт того, что по состоянию на 17.03.2014 арендованный Обществом целостный имущественный комплекс бывшего головного завода производственного судоремонтного объединения "Югрыбсудоремонт" (в том числе земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости) находился в государственной собственности Украины.
Законом города Севастополя от 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон N 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Согласно пункту 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 1 Закона N 3-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17.03.2014, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Поэтому суд первой инстанции правильно указал, что находившийся в государственной собственности Украины целостный имущественный комплекс бывшего головного завода производственного судоремонтного объединения "Югрыбсудоремонт" (в том числе земельный участок, на котором расположены спорные объекты недвижимости), стал государственной собственностью города Севастополя.
Частями 1 и 5 статьи 8 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон N 56-ЗС) установлено, что объекты собственности города Севастополя подлежат учету в Реестре собственности города Севастополя. Организацию учета и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляет исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно доводам Департамента, возведенные Обществом сооружения - весы автомобильные площадью 7,5 кв.м и разгрузчик автомобилей площадью 237,7 кв.м., расположенные по адресу: г.Севастополь, ул. Правды, 24, являются неотделимым улучшением арендованного государственного имущества, а поэтому в соответствии со статьей 23 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" и условиями договора аренды не могут находиться в собственности Общества, в связи с чем, Департаментом проводится работа по включению указанного недвижимого имущества, как составной части целостного имущественного комплекса бывшего головного завода производственного судоремонтного объединения "Югрыбсудоремонт", в Реестр собственности города Севастополя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд округа соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 по делу N А84-3957/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2016 по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.