г.Калуга |
|
23 августа 2017 г. |
Дело N А14-1504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Якимова А.А. |
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Шабалиным И.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Воронежгидроспецфундаментстрой" (г.Воронеж, ул.Димитрова, д.148): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (г.Воронеж, ул.Донбасская, д.2): Дубкова О.В. - представитель по доверенности от 28.12.2016 N 51Д;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Воронежгидроспецфундаментстрой" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 (судья Маскимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А14-1504/2016,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Воронежгидроспецфундаментстрой" (далее - заявитель, ОАО "Воронежгидроспецфундаментстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение - надземный и подземный газопровод высокого, среднего и низкого давления протяженностью 443-м, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Димитрова, д.148, кадастровый номер 36:34:0305003:535, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации права от 15.01.2016 N 36/001/093/2015-5343, и просит обязать Управление Росреестра по Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "Воронежгидроспецфундаментстрой" путем осуществления государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 по делу N А14-1504/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 по делу N А14-1504/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением и постановлением заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, поскольку сооружение газопровода не требовало получения разрешения на строительство в силу вспомогательного характера газопровода и его соответствия требованиям Закона Воронежской области, правоустанавливающими документами на земельные участки являются договор аренды и ордера на производство земляных работ, основания для отказа в государственной регистрации права отсутствовали.
В отзыве Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направило, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы отзыва, поскольку обществом не было представлено разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ордера на производство земляных работ выданы органом местного самоуправления, в то время как данные земельные участки, по которым проходит подземная часть газопровода, находятся в федеральной собственности, никаких документов от собственника участков по поводу газопровода не имеется, спорный объект является газопроводом высокого, среднего и низкого давления, поэтому он может использоваться для подсоединения различных объектов газопотребления и к вспомогательным объектам, не требующим получения разрешения на строительство, не относится.
Заслушав объяснения представителя Управления, изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Судами установлено, что общество 01.12.2015 обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект: сооружение (надземный и подземный газопровод высокого, среднего и низкого давления), кадастровый номер 36:34:0305003:535, назначение: нежилое, сооружения газохимического комплекса, протяженностью 443-м, расположенный по адресу: Воронежская область, г.Воронеж, ул.Димитрова, д.148 (далее - спорный газопровод).
На государственную регистрацию были представлены:
- кадастровый паспорт сооружения от 24.10.2014 N 36-00/5001/2014- 419564;
- ордер N 170 от 18.07.2013 на производство земляных работ: прокладка сети газоснабжения, ордер N 170-А от 09.08.2013 на производство земляных работ: прокладка сети газоснабжения, выданные муниципальным казенным учреждением г.Воронежа "Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства";
- справка Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж от 02.09.2013 N 518 о том, что газопровод нанесен на планшеты г.Воронежа М1:500;
- акт разграничения балансовой принадлежности газопровода от сентября 2013 года.
Регистрация была приостановлена 14.12.2015 в связи с необходимостью представить правоустанавливающие документы на объект недвижимости и на земельный участок, на котором расположен объект.
Общество 13.01.2016 дополнительно представило на регистрацию технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от 30.04.2013.
Сообщением от 15.01.2016 N 36/001/093/2015-5343 Управление Росреестра отказало обществу в регистрации права собственности на спорный объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) - не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель полагая, что отказ Управления Росреестра в регистрации права не соответствует действующему законодательству, а именно: пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области", статье 25.3 Закона N 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не представил документы, необходимые для регистрации права собственности на спорный газопровод.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 по делу N А14-1504/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с данными судебными актами заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемым на государственную регистрацию прав, определены в статье 18 Закона N 122-ФЗ.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании абзаца 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в котором в том числе предусмотрено не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, общество в порядке статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - газопровод.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Согласно части 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
В пункте 7 раздела II "Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества", утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, указано, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Соответственно для регистрации объекта капитального строительства, требующего получение разрешения на строительство, требуется представление правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Не предоставляя регистрирующему органу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию общество сослалось на то, что строительство газопровода не требовало получения разрешения на строительство, так как данный газопровод является вспомогательным объектом, либо подпадает под исключения, установленные Законом Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области".
Суд округа считает, что в обжалуемых судебных актах приведенным доводам общества дана надлежащая правовая оценка.
В силу пункта части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, перечень объектов, при строительстве которых получение разрешения на строительство не требуется, предусмотренный Градостроительным кодексом, не является исчерпывающим и часть 17 статьи 51 указанного Кодекса представляет собой отсылочную норму, предусматривающую возможность субъектов Российской Федерации самостоятельно определять случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно статье 5.1. Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области" (далее - Закон N 61-ОЗ), введенной законом Воронежской области от 05.05.2015 N 49-ОЗ, установлен перечень случаев, при которых не требуется выдача разрешения на строительство на территории Воронежской области, в том числе к таким случаям относятся:
- строительство и (или) реконструкция подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением до 0,3 мегапаскаля включительно с диаметром до 200 миллиметров, в том числе газопроводов- вводов от точки присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, при условии, что расстояние, измеренное по прямой линии, составляет не более 200 метров, и сооружений на них, а также строительства средств электрохимической защиты от коррозии данных газопроводов, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) (пункт 4);
- строительство и (или) реконструкция подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением от 0,3 до 1,2 мегапаскаля включительно, пунктов редуцирования газа, средств электрохимической защиты от коррозии газопроводов и иных сооружений, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) (пункт 5).
В своей жалобе общество указывает на соответствие спорного газопровода требованиям пункта 5 статье 5.1 Закон N 61-ОЗ.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, в том числе ордерами на производство земляных работ, что спорный газопровод выходит за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона). При этом администрация отрицала факт направления обществу письма от 28.08.2016 N 3406721.
Кроме того, согласно представленным заявителем на государственную регистрацию документам, строительство объекта было начато в июле 2013 года и закончено в сентябре 2013 года, в то время как статья 5.1 Закона N 61-ОЗ, устанавливающая случаи, не требующие выдачу разрешения на строительство, введена в действие 05.05.2015 и вступила в силу 16.05.2015.
Указаний на то, что Закон N 61-ОЗ имеет обратную силу, в самом нормативном правовом акте не содержится.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
Аналогичные указания изложены в подпункте 2 пункта 12 "Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества", утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Оценивая газопровод, как объект вспомогательного использования необходимо учитывать позицию Минрегионразвития Российской Федерации, изложенную в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", согласно которой под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Сам по себе факт присоединения газопровода к зданию модульной котельной не свидетельствует о невозможности использования данного объекта как самостоятельного объекта.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, в частности: технические условия, акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы газопроводов высокого, среднего и низкого давления, сведения о котельной общества, письмо Управления Главного архитектора городского округа от 24.10.2016 (т.2, л.52) суды пришли к выводу о не доказанности материалами дела вспомогательного характера газопровода. Ходатайства о проведении экспертизы вспомогательного характера газопровода обществом не заявлялось.
В этой связи спорный газопровод по имеющимся в материалах дела доказательствам нельзя признать сооружением пониженного уровня ответственности и объектом вспомогательного значения.
Довод жалобы общества о том, что земельные участки по которым проходит подземная часть газопровода, были на время строительства предоставлены в установленном порядке согласно ордерам на производство земляных работ не может быть принят.
Частью 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Согласно части 8 статьи 90 ЗК РФ, в редакции действовавшей до 24.06.2014, то есть в период строительства газопровода, земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, для государственной регистрации права собственности на линейное сооружение, требующее получение разрешения на строительство, владельцу сооружения было необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок, а в отношении земельного участка по которой проходит подземная часть газопровода - документы, свидетельствующие о согласии собственника участка на его предоставление под строительство и о его возвращении собственнику.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждено материалами дела, что общество не представляло на государственную регистрацию документы от собственника земельных участков, на которых расположена подземная часть спорного газопровода, которым является Российская Федерация.
Вопреки доводам жалобы ордера на производство земляных работ от 18.07.2013 N 170 и от 09.08.2013 N 170-А, выданные муниципальным казенным учреждением г.Воронежа "Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства" в соответствии с постановлением администрации городского округа города Воронеж от 09.04.2010 N 240 "Об утверждении Положения о порядке производства земляных работ на территории городского округа город Воронеж" не являются безусловным подтверждением наличия такого согласия собственника земельных участков на производство работ, поскольку отсутствуют доказательства представления такого согласования при обращении с заявлением о выдаче ордеров.
При таких обстоятельствах нормы права применены судами правильно.
Изложенные обществом доводы в кассационной жалобе не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергнуть выводы судов, вследствие чего не могут служить поводом для пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по делу N А14-1504/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.