г.Калуга |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А64-8041/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Елагиной О.К., Платова Н.В. |
|
|
при участии в заседании: ИП Стрыгиной О.Н.: |
представителя Валькова Д.Н. по доверенности от 09.10.2015, |
от ответчика МО ГО город Тамбов в лице Администрации г.Тамбова:
от третьих лиц Комитета по управлению имуществом города Администрации города Тамбова:
Управления по регулированию тарифов Тамбовской области:
АО "Тамбовские коммунальные системы": |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.01.2017 (судья Краснослободцев А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (судьи Ушакова И.В., Поротиков А.И., Щербатых Е.Ю.) по делу N А64-8041/2015,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Стрыгина Ольга Николаевна (далее - ИП Стрыгина О.Н., истец) (ОГРН 305682929200026, ИНН 683210028527) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Муниципальному образованию городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова (далее - ответчик) (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) о взыскании 380 813 руб. 60 коп. ущерба (с учетом произведенной замены ненадлежащих ответчиков).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Администрации города Тамбова, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области, акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.01.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017, исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что объекты инженерной инфраструктуры (сети водоотведения), расположенные по адресу: г.Тамбов, ул.Сенько, д.20 и 22, в реестре муниципального имущества не числятся, ответчик не обслуживает централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, а гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения определено акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы".
От Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в суд поступил отзыв на кассационную жалобу, содержащий в том числе ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель истца, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Стрыгина О.Н., является собственником нежилого помещения, назначение: нежилое, площадь: общая 308,3 кв.м, этаж: цокольный, кадастровый номер 68:29:0311023:2277, местоположение: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Сенько, д.20, N 172, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68АБ 847282 от 25.07.2014.
В соответствии с договором от 15.01.2015 N 492/14ЖКТИС на содержание и ремонт общего имущества управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 20 по ул.Сенько г.Тамбова является ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис".
01.11.2011 между Стрыгиной О.Н. и ОАО "ТКС" заключен договор N 3050 на отпуск (получение) воды и прием сточных вод, по условиям которого ОАО "ТКС" обязалось подавать абоненту воду и принимать от абонента отводимые сточные воды.
11.07.2015 произошло затопление нежилого помещения N 172 в многоквартирном жилом доме N 20 по ул.Сенько г.Тамбова сточными (фекальными) водами.
Определив размер ущерба в соответствии с отчетом об оценке ООО "Эталон" N 15/08/338 от 12.08.2015 в сумме 380 813 руб. 60 коп., предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства спора и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 15, 210, 225, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу, что причиной возникновения убытков на стороне истца является ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по содержанию и ремонту городской канализационной сети, не обеспечение должного контроля за безопасностью эксплуатации канализационных сетей, своевременному устранению засоров канализационного колодца.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как следует из статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из системного анализа положений названных норм права и существа заявленных требований в предмет доказывания по данному делу входят: противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие убытков и их размер, а также причинная связь между допущенным ответчиком нарушением и возникшими убытками.
Обращаясь с рассматриваемыми требованиями, истец ссылался на факт залития нежилого помещения N 172 по ул.Сенько, д.20, г.Тамбова, собственником которого является ИП Стрыгина О.Н., сточными (фекальными) водами, полагая, что залитие произошло в связи с бездействием Администрации, не обеспечившей должный контроль за безопасностью эксплуатации канализационных сетей.
Причиной затопления спорного помещения явилась авария подпор (засор) канализационного колодца сточными водами на уличных канализационных сетях, которые являются собственностью ответчика.
Судом для установления причины затопления нежилого помещения была назначена судебная экспертиза, при производстве которой сделаны следующие выводы: система канализации спорного объекта соответствует требованиям СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий"; точный источник залития может быть установлен на момент залития; причиной залива нежилого помещения N 172 расположенного по адресу г.Тамбов, ул.Сенько, д.20, произошедшего 11.07.2015, по всей видимости, является подпор (засор) канализационного колодца сточными водами.
В ходе экспертного осмотра также установлены подпоры (засоры) колодцев около помещения истца и около домов N N 20, 22 ул.Сенько г.Тамбова.
Доказательств залития спорного помещения в результате неисправности внутридомовых сетей ответчиком не представлено.
Суды признали экспертное заключение допустимым доказательством по делу, соответствующим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, не содержащим неясностей и неполноты выводов или противоречий.
Размер причиненных истцу убытков в результате затопления помещений и имущества установлен экспертным путем. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил в дело доказательств причинения истцу ущерба на иную сумму.
Из материалов дела усматривается, что Администрация указывает на отсутствие у Муниципального образования обязанности по возмещению ущерба, возникшего в результате затопления помещений, поскольку объекты инженерной инфраструктуры (сети водоотведения), расположенные по адресу: г.Тамбов, ул.Сенько, д.20 и 22, не являются муниципальной собственностью и у ответчика отсутствует обязанность по ее содержанию в надлежащем состоянии.
Возражения рассмотрены судами предыдущих инстанций и получили правильную правовую оценку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность").
Постановлением администрации города Тамбова от 06.07.2015 N 5186 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов" АО "Тамбовские коммунальные системы" определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов. АО "Тамбовские коммунальные системы" осуществляет деятельность на территории города Тамбова на основании долгосрочных договоров аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, объектов инженерной инфраструктуры.
Между ОАО "Тамбовские коммунальные системы" и Муниципальным образованием городской округ город Тамбов заключен договор аренды недвижимого имущества (долгосрочный) N 2 от 07.10.2005, согласно которому ОАО "Тамбовские коммунальные системы" арендует муниципальные объекты нежилого фонда (инженерной инфраструктуры) для оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, транспортировке электрической энергии на территории г.Тамбова. ОАО "Тамбовские коммунальные системы" по акту приема-передачи передано имущество, в том числе канализационные сети по ул.Сенько 10 г.Тамбова протяженностью 31 и 32 метра к зданию МАОУ СОШ N 35 после реконструкции в 1996 году.
В дело не представлено доказательств того, что бремя содержания спорного участка сетей передано Муниципальным образованием ОАО "Тамбовские коммунальные системы" или другому лицу.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи на баланс спорного участка сетей водоотведения как бесхозяйного объекта АО "Тамбовские коммунальные системы" либо иному лицу.
В связи с чем довод ответчика о том, что канализационные сети, не внесенные в реестр муниципального имущества не могут быть собственностью муниципального образования, является несостоятельным.
Таким образом, суды обоснованно возложили гражданско-правовую ответственность в виде возмещения причиненного вреда именно на Муниципальное образование, поскольку собственником объектов инженерной инфраструктуры (сети водоотведения), расположенных по адресу: г.Тамбов, ул.Сенько, д.20 и 22, является Муниципальное образование городской округ город Тамбов, которое должно нести бремя содержания данного имущества в силу статьи 210 ГК РФ.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.01.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А64-8041/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.