г.Калуга |
|
4 сентября 2017 г. |
Дело N А64-6435/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Якимова А.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Дорониной Л.А. |
при участии:
от акционерного общества "Санаторий "Кубань" (ОГРН 1022300525433, ИНН 2301012074, ул.Пушкина, д.30, п.Анапа, Краснодарский край, 363440) - Решетова Н.С. доверенность от 20.08.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163, ул.Державинская, д.1, г.Тамбов, 392000) - Четвертковой Т.В. от 23.01.2017 N 4-П;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу акционерного общества "Санаторий "Кубань" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.01.2017 (судья Парфенова Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.17 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А64-6435/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Санаторий "Кубань" (далее - АО "Санаторий "Кубань") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Управление) от 13.09.2016 N 78.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.01.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.17 в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе АО "Санаторий "Кубань" просит решение и постановление отменить, в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований. Считает, что антимонопольным органом не установлено наличие обстоятельств, подтверждающих факты умышленных и недобросовестных действий Общества, которые повлекли уклонение от исполнения условий контракта. Указывает, что процедура рассмотрения дела была нарушена, поскольку антимонопольный орган не исследовал обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель АО "Санаторий "Кубань" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Судами установлено, что 27.11.2015 между Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (заказчик) и ЗАО "Санаторий "Кубань" (исполнитель) заключен государственный контракт N 0164200003015005086_317184/629 на оказание услуг по санаторно-курортному лечению заболеваний и последствий травм спинного и головного мозга гражданам - инвалидам, проживающим на территории Тамбовской области, и имеющим право на получение набора социальных услуг. Цена контракта - 287760,72 руб., срок исполнения - до 31.12.2015.
Пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязался оказать услуги по санаторно-курортному лечению заболеваний и последствий травм, а Заказчик - принять и оплатить услуги на условиях, предусмотренных контрактом, извещением об осуществлении закупки на услуги, документацией о закупке, заявкой Исполнителя.
По условиям контракта Общество в сроки, согласованные с заказчиком обязано предоставить 10 путевок на санаторно-курортное лечение продолжительностью 24 дня.
График заездов к Контракту согласован сторонами с 01.12.2015.
Пунктом 10.1 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
30.11.2015 Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области перечислило в адрес ЗАО "Санаторий "Кубань" аванс по Контракту в размере 86 328,22 руб.
Путевки в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поступили 03.12.2016, в связи с чем, заказчиком письмом от 22.12.2015 N 04/6206 было направлено соглашение о расторжении государственного контракта от 11.12.2015 N 704.
В ответ на письмо от 22.12.2015 N 04-6206 ЗАО "Санаторий "Кубань" отказалось подписать соглашение о расторжении контракта и предложило пересмотреть возможность выдачи путевок, гарантируя прием и размещение отдыхающих в любое время.
11.02.2016 письмом N 04/6050 Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области повторно направило в адрес ЗАО "Санаторий "Кубань" соглашение о расторжении государственного контракта от 11.12.2015 N 704.
Ссылаясь на то, что ответчиком услуги по санаторно-курортному лечению граждан не оказаны, соглашение о расторжении не подписано, Управление социальной защиты обратилось в арбитражный суд с иском о расторжении государственного контракта N 0164200003015005086_317184/629 от 27.11.2015 и взыскании аванса в размере 86 328,22 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 по делу N А64-2559/2016 контракт N 0164200003015005086_317184/629 от 27.11.2015 расторгнут. Решение вступило в законную силу.
В связи с расторжением в судебном порядке государственного контракта от 27.11.2015 N 0164200003015005086_317184/629 с ЗАО "Санаторий "Кубань", Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 06.09.2016 направило в Тамбовское УФАС России сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
13.09.2016 приказом N 78 Тамбовским УФАС России решено включить в реестр недобросовестных плательщиков сроком на два года сведения о поставщике - ЗАО "Санаторий "Кубань".
Не согласившись с приказом от 13.09.2016 N 78, ЗАО "Санаторий "Кубань" обратилось в Арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В силу п. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 N 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (Правила N 1062).
Пунктом 12 Правил N 1062 предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что судами не была исследованы обстоятельства расторжения контракта.
Между тем, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установили суды, в рамках дела N А64-2559/2016 исследованы обстоятельства исполнения контракта. Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 по делу N А64-2559/2016 вступило в законную силу 22.07.2016. Постановлением от 24.01.2017 Арбитражного суда Центрального округа решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 по делу N А64-2559/2016 оставлено без изменения.
Установлен факт направления санаторием заказчику путевок 27.11.2016, что не может быть признано исполнением условий контракта, поскольку срок заезда определен с 01.12.2015. Установлен факт получения путевок только 03.12.2015.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями), санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
Соответственно, факт ненадлежащего исполнения условия контракта, повлекшего существенное нарушение его условий, установлен в ином деле.
В свою очередь, в соответствии с п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016), порядок, установленный в п. 12 Правил N 1062, применяется при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок в двух случаях: когда участники закупок уклонились от заключения контрактов либо имеется односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, но не в случаях, когда расторжение контракта в связи с существенным нарушением исполнителем установлено вступившим в законную силу решением суда, являющимся в силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежащим исполнению на всей территории Российской Федерации.
Тамбовским УФАС России была проведена камеральная проверка представленных Заказчиком в отношении ЗАО "Санаторий "Кубань" документов и информации, что подтверждается докладной запиской от 13.09.2016 г. N 87-сл.
Данные Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области содержали достаточные сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ЗАО "Санаторий "Кубань", проведение дополнительной проверки не требовалось, так как состоялось вышеупомянутое решение суда по делу N А64-2559/2016.
Изложенное, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, являлось основанием для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Суды установили соблюдение процедуры рассмотрения заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем вывод о соответствии оспариваемого приказа закону правомерен.
Несогласие заявителя с выводами суда первой и апелляционной инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направлено на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, чтов силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.01.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.17 по делу N А64-6435/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.