г. Калуга |
|
2 октября 2017 г. |
Дело N А09-435/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Егорова Е.И. |
|
Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: от ООО ЛПК "Навля" (ОГРН 1023202535531; Брянская область, Навлинский район, пос. Клюковники) |
Исаченко В.Г. - представителя (доверен. от 08.12.2015 г.) |
от Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Брянской области (г. Брянск, пл. Карла Маркса, 2) |
Прошиной Е.Ю. - представителя (доверен. 09.01.2017 г. N 03-44/1) Бутурлиной Е.В. - представителя (доверен. от 09.01.2017 г. N 03-44/2) |
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.03.2017 г. (судья Грахольская И.Э.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 г. (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-435/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Лесопромышленная компания "Навля" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Брянской области от 12.10.2016 г. N 6512А об отказе в государственной регистрации и обязании налогового органа принять решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ о месте нахождения общества на основании представленных 05.10.2016 г. на регистрацию документов.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.03.2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО ЛПК "Навля" 05.10.2016 г. представило в регистрирующий орган заявление по форме Р13001, решение от 03.10.2016 г. N 3 об изменении адреса места нахождения общества, выписку из ЕГРП на помещение, где будет располагаться общество по новому адресу, два экземпляра устава в новой редакции.
12.10.2016 г. Межрайонной инспекцией ФНС России N 10 по Брянской области принято решение N 6512А об отказе в государственной регистрации изменений на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", мотивированное представлением документов, содержащих недостоверные сведения: в заявлении не указаны наименование улицы и номер дома помещения по новому адресу.
Решением Управления ФНС России по Брянской области от 25.11.2016 г. N 39 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, ООО ЛПК "Навля" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, в частности, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункта 6 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
В соответствии с п.2 ст.4 и п.2 ст.12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В пунктах 1 и 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
При рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом.
Судами установлено, что адрес общества: Брянская область, Навлинский район, д. Клюковники, изменен на адрес: Брянская область, Навлинский р-н, д. Щегловка. При этом название улицы и номер дома в отношении принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимости (контора) отсутствовали, что видно из выписки из ЕГРП и свидетельства о праве собственности.
Доказательств того, что на момент обращения в регистрирующий орган с соответствующим заявлением имелись сведения о названии улицы и номере дома, где расположен объект недвижимости, равно и того, что связь с обществом по спорному адресу невозможна, инспекция не представила.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о представлении обществом надлежащего пакета документов, содержащего достоверные сведения, и отсутствии у инспекции оснований, в том числе перечисленных в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", для отказа обществу в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы инспекции, заявленные ранее, которым судами дана надлежащая оценка.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 09.03.2017 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 г. по делу N А09-435/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.