г.Калуга |
|
11 октября 2017 г. |
Дело N А14-15419/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2017.
Полный текст постановления изготовлен 11.10.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма "ЗДОРОВЬЕ" (ОГРН 1023601581431, ИНН 3666021697, Ленинский проспект, д.77А, г.Воронеж, 394033) -- Вавакиной Л.В. (дов. от 10.02.2017), Ливинской Г.В. (дов. от 10.02.2017),
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300, ул.Пушкинская, д.5а, г.Воронеж, 394036) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2017 (судья Козлов В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу N А14-15419/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма "ЗДОРОВЬЕ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда) от 10.08.2016 N 263 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 28 749 рублей, доначисления пеней в размере 25 844,07 рублей, предложения уплатить недоимку в размере 143 745 рублей.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, решение управления Пенсионного фонда от 10.08.2016 N 263 в оспоренной части признано недействительным.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права.
Общество в отзыве на кассационную жалобу считает доводы управления необоснованными, поскольку основания для уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствовали в связи с занятостью работников (врачей-рентгенологов и рентген-лаборантов) не полный рабочий день, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены решения и постановления судов.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда в результате проведенной плановой проверки ООО "МФ "Здоровье" (акт проверки от 30.06.2016 N 263) установлено, что в нарушение статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) страхователь не уплачивал в 2013-2015 гг. дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочную пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях - Список N 1, утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в котором, в том числе, указаны профессии "врач-рентгенолог", "рентген-лаборант".
Решением управления Пенсионного фонда от 10.08.2016 N 263 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" общество привлечено, в том числе, к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 28 749 руб. за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу, а также ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в размере 143 745 руб., пени за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 25 844,07 руб.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительным в оспоренной обществом части решение управления Пенсионного Фонда, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у общества обязанности по начислению взносов по дополнительному тарифу с выплат, произведенных врачам рентгенологам и рентген-лаборанту, ввиду занятости работников менее 80% рабочего времени от полного рабочего дня.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Согласно п. 1, 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 9 указанного Закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, а в силу статьи 20 уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"( а с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") применяются с 01.06.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с перечнем профессий.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержденные.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Указанные Правила и Списки предусматривают, что при определении стажа на соответствующих видах работ, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применять Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
К работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXI "Общие профессии" Списка N 1 относятся рентгенологи, врачи-рентгенологи.
Таким образом, с учетом изложенного для установления обязанности работодателя для начисления взносов по дополнительному тарифу, которые применяются медицинскими учреждениями в отношении работающих во вредных и опасных условиях, к которым относятся врачи-рентгенологи, рентген-лаборанты недостаточно наличия факта ссылки на наименование профессии, но и необходимо фактическое наличие признака опасности и вредности, что может быть подтверждено специальной оценкой условий труда либо иными документами подтверждающими факторы (показатели) вредный условий труда.
Управлением Пенсионного фонда при проведении проверки установлено, материалами дела подтверждается, что обществом была проведена специальной оценки условий труда на рабочих местах рентген-лаборанта и врача-рентгенолога. Согласно отчету о проведении специальной оценки от 29.08.2014, заключению эксперта N 27-39, картам специальной оценки условий труда установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3,1, что свидетельствует о вредных условиях труда.
Однако управлением не принято во внимание, как справедливо указали суды, что согласно представленным обществом трудовым договорам и дополнительным соглашениям к ним, заключенным между заявителем и Бойко А.В. (врач-рентгенолог рентгенологического кабинета по внешнему совместительству на 0,25 ставки; трудовой договор от 20.07.2011 N 189), Казаковой Т.Н.(врач-рентгенолог рентгенологического кабинета по внешнему совместительству на 0,25 ставки; трудовой договор от 01.12.2011 N 324-11), Воронцовой Н.Н. (рентгенолаборант рентгенологического кабинета по внешнему совместительству на 0,25 ставки ; трудовой договор N 169 от 02.09.2013), Гридневой Н.М. (рентгенолаборант рентгенологического кабинета по внешнему совместительству на 0,25 ставки; трудовой договор N 20/13 от 03.08.2013), Денисовой С.В. (рентгенолаборант рентгенологического кабинета по внешнему совместительству на 0,25 ставки ;т рудовой договор N 99/13 от 17.06.2013), приказами о приеме на работу указанных лиц, названные лица были заняты в ООО "Медицинская фирма "Здоровье" на условиях работы по внешнему совместительству на 0,25 ставки.
Согласно имеющимся в деле табелям учета рабочего времени за проверенные периоды, названные лица, фактически, были заняты у Общества менее 80% рабочего времени от полного рабочего дня.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (6 Правил).
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Пунктом 5 указанных Разъяснений предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу, что для возникновения у застрахованного лица права на досрочный выход на пенсию и, соответственно, возникновения у страхователя обязанности по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу необходимо два обязательных условия - класс условий на рабочих местах, установленных законом, соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, и продолжительность труда в особых (вредных) условиях превышает или равна 80% рабочего времени от полного рабочего дня.
В рассматриваемой ситуации управлением Пенсионного Фонда не представлено доказательств, что занятые на работах с особыми условиями труда врачи рентгенологи и рентген-лаборанты, работали 80% и более рабочего времени от полного рабочего дня.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают. Суд округа считает, что фактические обстоятельства по рассматриваемому делу установлены двумя судебными инстанциями в результате полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств в их совокупности и взаимосвязи. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права так же не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу N А14-15419/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
...
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (6 Правил)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2017 г. N Ф10-3959/17 по делу N А14-15419/2016