г. Калуга |
|
26 октября 2017 г. |
Дело N А84-5179/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
|
Смолко С.И. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от индивидуального предпринимателя Лавриневой Натальи Владимировны (ОГРНИП 314920434300312); |
|
|
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011);
от Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011);
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН 1149204005598, ИНН 9204002997, ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011);
от индивидуального предпринимателя Левченко Виктора Петровича (ИНН 2199622338);
от Главного управления потребительского рынка и лицензирования города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь); |
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лавриневой Натальи Владимировны на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.04.2017 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Привалова А.В., Горошко Н.П., Омельченко В.А.) по делу N А84-5179/2016,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лавринева Наталья Владимировна (далее - заявитель, ИП Лавринева Н.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными и отмене уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление, регистрирующий орган) от 12.09.2016 N 91/001/134/2016-813 о приостановлении государственной регистрации, сообщения Управления от 11.10.2016 N 91/001/134/2016-813 об отказе в государственной регистрации договора уступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 91:02:001010:440, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Шевченко, 17-Б, площадью 140 кв.м., заключенного 09.08.2016 между Левченко Виктором Петровичем (Арендатор) и Лавриневой Натальей Владимировной (Новый арендатор) и возложении обязанности на Управление осуществить государственную регистрацию данного договора.
Дело рассмотрено с участием Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент, ДИЗО), индивидуального предпринимателя Левченко Виктора Петровича (далее - ИП Левченко В.П.).
Решением суда от 05.04.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2017, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Севастопольского городского Совета (далее - Горсовет) от 18.05.2005 N 3160 ИП Левченко В.П. предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,0140 га для строительства и обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания в сборно-разборных конструкциях, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Шевченко, 17-Б.
17.11.2005 между Горсоветом (арендодатель) и ИП Левченко В.П. (арендатор) заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка на срок до 01.05.2030, который был зарегистрирован 17.11.2005 на территории Украины в соответствии с действующим в Украине на тот период законодательством.
Между ИП Левченко В.П. (арендатор) и ИП Лавриневой Н.В. (новый арендатор) 09.08.2016 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору от 17.11.2005.
06.09.2016 ИП Лавринева Н.В. обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации договора уступки прав от 09.08.2016.
Уведомлением от 12.09.2016 N 91/001/134/2016-813 Управление сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации договора уступки прав аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Шевченко, 17-Б, кадастровый (условный) номер: 91:02:001010:440, на срок до 11.10.2016 в связи с отсутствием в Едином государственном реестре прав сведений о регистрации договора аренды от 17.11.2005 года и дополнительных соглашений к нему, непредставлением на государственную регистрацию согласия арендодателя и передаточного акта.
22.09.2016 заявителем были представлены дополнительные документы, а именно: план границ земельного участка, распоряжение ДИЗО от 29.01.2016 N 253-РДЗ, договор аренды земельного участка от 17.11.2005 года, дополнительное соглашение к нему от 11.02.2013 года, договор субаренды земельного участка от 15.07.2008, дополнительное соглашение к нему от 14.09.2009.
Сообщением от 11.10.2016 N 91/001/134/2016-813 Управление уведомило предпринимателя об отказе в государственной регистрации на основании абзацев 4, 7, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений (далее - Закон N 122-ФЗ).
Посчитав уведомление от 12.09.2016 и сообщение от 11.10.2016 незаконными, предприниматель оспорил их в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности, Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 2 Закона о торговой деятельности, стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 6 статьи 2 Закона о торговой деятельности, нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанных норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
В данном случае предпринимателю Левченко В.П. в 2005 году предоставлялся земельный участок площадью 0,0140 га (140 кв.м.) из земель жилой и общественной застройки, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Шевченко, 17-Б, для строительства и обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания в сборно-разборных конструкциях, то есть нестационарного торгового объекта.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Законом N 381-ФЗ. Частью 3 статьи 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарные торговые объекты определяются как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В пункте 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Из указанного следует, что с момента вступления в силу Закона N 381-ФЗ предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов не осуществляется.
Законом установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования.
То обстоятельство, что предприниматель Левченко В.П. ранее арендовал вышеуказанный земельный участок, уступив права и обязанности ИП Лавриневой Н.В. по договору от 09.08.2016, в данном случае не имеет значения, поскольку порядок размещения нестационарных торговых объектов изменен законом.
В настоящее время по адресу: г. Севастополь, ул. Шевченко, 17-Б расположен принадлежащий ИП Лавриневой Н.В. киоск площадью 12 кв.м, включенный в Схему размещения нестационарных торговых объектов, что подтверждается договором от 25.12.2015 N 7 (т. 1, л.д. 46-49).
В рамках настоящего дела заявленные требования направлены на получение оснований владения земельным участком, но в ином порядке, а также на реализацию действий в нарушение положений статьи 10 Закона о торговой деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемые уведомление 12.09.2016 N 91/001/134/2016-813 и сообщение от 11.10.2016 N 91/001/134/2016-813 Управления не нарушают юридических прав и законных интересов заявителя, а поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.04.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А84-5179/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В пункте 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Из указанного следует, что с момента вступления в силу Закона N 381-ФЗ предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов не осуществляется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 октября 2017 г. N Ф10-4281/17 по делу N А84-5179/2016