г.Калуга |
|
03 ноября 2017 г. |
Дело N А83-5640/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 октября 2017.
В полном объеме постановление изготовлено 03 ноября 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице филиала N 1 (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Курортная, 4): не явились, извещены надлежаще,
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 125, корпус Е): не явились, извещены надлежаще,
от Шинкарук Анастасии Андреевны (г. Симферополь, Республика Крым, 295000): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.12.2016 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Привалова А.В.) по делу N А83-5640/2016,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым) в лице Филиала N 1 (далее - Фонд социального страхования, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - Управление Пенсионного фонда) о взыскании излишне перечисленного пособия по беременности и родам в размере 45 635,40 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 27.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика была привлечена Шинкарук Анастасия Андреевна. В дальнейшем по ходатайству представителя Управления Пенсионного фонда Арбитражный суд Республики Крым своим определением от 14.11.2016 изменил ее процессуальный статус на соответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.12.2016 в удовлетворении заявленных требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым было отказано в полном объеме; производство по делу в части требований к Шинкарук А.А. было прекращено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Фонд социального страхования обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение, тем не менее, обоснованные доводы в части прекращения производства по делу в части требований к Шинкарук А.А. в кассационной жалобе не приводятся. В обоснование кассационной жалобы Фонд социального страхования ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Письменным отзывом Управление Пенсионного фонда настаивало на законности и обоснованности состоявшихся судебных актов.
Представители сторон в судебном заседание суда кассационной инстанции не явились, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшихся актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 21.08.2015 Пенсионный фонд предоставил электронный реестр с пакетом документов для расчета листка нетрудоспособности по беременности и родам в отношении своего работника - Шинкарук А.А.
На основании представленных страхователем документов и больничного листа N 189984065151 с 19.08.2015 по 28.02.2016 Фонд страхования назначил Шинкарук А.А. пособие по беременности и родам в сумме 98369,64 руб., которое 24.08.2015 суммарно было перечислено на лицевой счет Шинкарук А.А. согласно приказу N 1799 ПБ от 24.08.2015.
В дальнейшем, 01.12.2015 Шинкарук А.А. по причине смерти новорожденных обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о прерывании отпуска по беременности и родам и досрочном выходе на работу. Данное заявление было принято и удовлетворено работодателем в соответствии с приказом N 389-л от 01.12.2015. В этот же день Пенсионный фонд направил информацию о данных обстоятельствах в Фонд страхования, которая была получена последним - 02.12.2015.
14.04.2016 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице Филиала N 1 направило в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым письмо с требованием о возврате излишне выплаченного пособия по беременности и родам в сумме 45 635,40 руб.
25.05.2017 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице Филиала N 1 направило в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым претензию о возврате задолженности (сумма излишне выплаченного пособия по беременности и родам Шинкарук А.А.) в размере 45 635,40 руб.
В связи с не возвратом Пенсионным фондом указанной суммы, Фонд социального страхования обратился в Арбитражный суд Республики Крым с соответствующим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции, отказали в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствуясь следующим.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Исходя из статьи 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), которое устанавливает особый порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 установлено, что с 01.01.2015 по 31.12.2019 в реализации пилотного проекта участвует Республика Крым.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Положения, выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в срок, предусмотренный пунктом 7 настоящего Положения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 255-ФЗ - пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Из материалов дела следует, что в виду многоплодной беременности, на основании платежного поручения от 24.08.2015 N 886051, на лицевой счет Шинкарук А.А. было перечислено пособие в размере 98 369,64 руб.
Тем не менее, в результате перерасчета, в связи с прерыванием отпуска по беременности и выходом на работу - 01.12.2015, Фондом социального страхования был произведен расчет излишне выплаченного пособия, который составил - 45635,40 руб.
Нормы, регулирующие возврат излишне выплаченного пособия, исходя из совокупности норм Закона N 255-ФЗ и Положения, направлены прежде всего на исключение недобросовестного поведения страхователя и застрахованного лица. При этом принудительное взыскание возможно исключительно путем применения норм о гражданско-правовой ответственности.
Так, согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Положения за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на исчисление размера пособия, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонд социального страхования, повторяя доводы ранее изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, в кассационной жалобе, полагает, что излишне выплаченная сумма пособия в размере 45 635,40 руб. является убытком, который Пенсионный фонд обязан возместить Заявителю.
Однако, как верно указали суды, убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело, или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), возмещаются по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие вреда (его размер); противоправное поведение лица, причинившего вред; причинная связь между противоправными действиями лица, причинившего вред, и вредом, вина лица, противоправно причинившего вред (в необходимых случаях).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения Пенсионного фонда к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков в виде реального ущерба. При этом судами было правомерно учтено, что Управлением Пенсионного фонда в адрес отделения Фонда социального страхования представлена необходимая информация в полном объеме, своевременно и без каких-либо нарушений действующих требований по представлению необходимых документов, одновременно поступила и информация о выходе работника из отпуска по беременности и родам, при том что оснований для отказа в прерывании отпуска по беременности и родам действующим трудовым законодательством не предусмотрено. Доказательств представления недостоверных сведений, влияющих на исчисление размера пособия, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах. Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.12.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 по делу N А83-5640/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.