г.Калуга |
|
27 ноября 2017 г. |
Дело N А62-4104/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 27.11.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от автономной некоммерческой организации "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (ОГРН 1046758306649, ИНН 6730052130, ул.Октябрьской революции, д.14-А, г.Смоленск, 214000) -- Осина И.В. (дов. от 26.06.2017), Тимощенковой Т.А. (дов. от 08.07.2016),
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Смоленска (ОГРН 1036758304692, ИНН 6730042967, ул.Ленина, 16, г.Смоленск, 214000) -- Перехожевой О.В. (дов. от 15.12.2016 N 6), Луниной В.В. (дов. от 20.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.05.2017 (судья Красильникова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А62-4104/2016,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Футбольный клуб "Днепр" (с 07.07.2016 изменено наименование на автономную некоммерческую организацию "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области", далее - футбольный клуб "Днепр", ФК "Днепр") обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Смоленска (далее - управление, УПФР) от 08.04.2016 N4/1686 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 06.06.2016 N 076S02160004589 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление судов, указывая: на неправильное толкование судами положений подпункта "ф" пункта 8, пункта 11 части 1 и части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статей 251 и 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации; на не согласие с выводами судов о том, что ФК "Днепр" не является профессиональным футбольным клубом.
В отзыве на жалобу организация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, настаивая на необоснованности доводов управления о необходимости в целях применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов исключения из общего объема доходов полученных целевых поступлений на содержание некоммерческой организации; деятельность футбольного клуба не связана с профессиональным спортом, поскольку в соответствии с Уставом организация создана в целях осуществления деятельности в области физической культуры и спорта и соответствует признакам массового спорта.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей АНО "СФК "ЦРФСО" и управления Пенсионного фонда, суд кассационной инстанции считает подлежащими отмене решение и постановление судов, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судами, следует из материалов дела, в результате проведенной камеральной проверки представленного ФК "Днепр" по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхования расчета за 9 месяцев 2015 г. с номером корректировки 000, представленного 19.11.2015, УПФР принято решение от 08.04.2016 N 4/1686, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 61156,57 руб., начислены пени в сумме 23233,76 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 305782,85 руб.
Основанием для начисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности послужили выводы управления о необоснованном применение футбольным клубом в отчетном периоде 9 месяцев 2015 г. пониженного тарифа страховых взносов, право применения которого предусмотрено пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку страхователем не соблюдены условия применения пониженного тарифа - футбольный клуб осуществляет деятельность в области профессионального спорта.
В связи с неисполнением в добровольном порядке решения N 4/1686 управлением в соответствии со статьями 19, 29 Закона N 212-ФЗ 06.06.2016 принято решение N 076S02160004589 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Не согласившись с решениями УПФР, ФК "Днепр" оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, учитывая обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 по делу N А62-6899/2015, пришли к выводу, что пониженный тариф страховых взносов (0%) применен футбольным клубом обоснованно, поскольку при определении доли доходов от реализации и (или) оказанных услуг по виду деятельности "прочая деятельность в области спорта" не должны учитываться поступившие ФК "Днепр" целевые поступления на его содержание.
Судами отклонены доводы УПФР о том, что ФК "Днепр" относится к организации профессионального спорта, поскольку согласились с позицией ФК "Днепр" о том, что клуб, как и все остальные футбольные клубы в Российской Федерации, не организует, а участвует в футбольных соревнованиях, организованных РФС, следовательно, правовых оснований причислять его к профессиональному спорту не имеется. Исходя из положений Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ), определяющих понятие профессионального и массового спорта, суды пришли к выводу, что, осуществляя следующие виды деятельности: участие в соревнованиях, проводимых в рамках РФС, федераций футбола Смоленской области и города Смоленска; проведение различных мероприятий по футболу в целях пропаганды спорта и здорового образа жизни; осуществление тренировочного процесса; содействие развитию детско-юношеского футбола в Смоленской области, ФК "Днепр" относится к субъектам массового спорта, в связи с чем, обладает правом на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Однако, судами не принято во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (ч.1 статьи 12 Закона N 212-ФЗ).
В статье 58 Закона N 212-ФЗ определены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2012- 2018 годов тариф страховых взносов в льготном размере применяется для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 указанной статьи.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим в качестве основного вида деятельности, в частности, деятельность в области спорта (подпункт "ф").
На основании части 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 указанного Кодекса.
Положения Налогового кодекса различают порядок определения доходов организации и порядок определения налоговой базы для исчисления соответствующего налога.
Определение доли дохода поставлено в зависимость от размера дохода, полученного футбольным клубом, и не связаны с порядком определения организацией налоговой базы по УСН.
Таким образом, при расчете доли дохода в сумме дохода от реализации товаров (работ или услуг) учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, указанные в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса.
Обоснованность расчета доходов в целях определения 70% доли доходов по основному виду деятельности с учетом поступающих целевых поступлений и пожертвований подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.11.2017 N 310-КГ17-15665.
Таким образом, для применения пониженного тарифа на условиях, предусмотренных подпунктом "ф" пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, следует установить процентное соотношение полученного футбольным клубом дохода от вида деятельности "прочая деятельность в области спорта" к доходу, определяемом по правилам пунктов 1 и 2 статьи 248 НК РФ.
Однако особенности определения дохода судами при рассмотрения настоящего спора не учтены.
Вторым самостоятельным основанием для применения пониженного тарифа в силу пункта 11 части 1 статьи 58 Законам N 212-ФЗ является осуществление некоммерческой организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в соответствии с учредительными документами деятельности в области массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Для применения пониженного тарифа по данному основанию одним из критериев является вид деятельности.
Оспоренное решение N 4/1686 основано именно на оценке управлением вида деятельности ФК "Днепр" - профессиональный или массовый спорт.
Субъект спортивного правоотношения - это участник спортивного правоотношения, наделенный правами и обязанностями. В статье 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержится список субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Согласно пункту 10.4 статьи 2 Закона N 329-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.11.2016 N 396-ФЗ, профессиональный спортивный клуб - юридическое лицо, которое является участником профессионального спортивного соревнования или которое заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 профессиональным спортом является часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.
Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях (пункт 4 статьи 2 Закона N 329-ФЗ).
Из совокупности названных положений следует, что спортивный клуб занимается профессиональным спортом, участвуя в профессиональных спортивных соревнованиях, или, заявило об участии в таких соревнованиях, но организацию таких соревнований осуществляет соответствующая федерация спорта, участником которой является такой спортивный клуб, прошедший соответствующую аттестацию.
Вопросы организации профессиональных спортивных соревнований регулируются соответствующей федерацией спорта.
В материалы дела представлен договор от 11.04.2015 N 8-3/15, заключенный между общероссийской общественной организацией "Российский футбольный союз" и ФК "Днепр", из условий которого следует, что именно РФС является организатором всероссийских и иных спортивных соревнований по футболу.
В Уставе общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" в главе 5 имеются положения об организации РФС различного рода соревнований.
Законодательство о физической культуре и спорте не запрещает спортивному клубу заниматься профессиональным спортом, но при соблюдении определенных условий, устанавливаемых РФС.
Однако, занятие профессиональным спортом даже, если организация осуществляет деятельность в области массового спорта, исключает возможность применения пониженных тарифов при исчислении страховых взносов.
Вместе с тем указанные обстоятельства не получили должной судебной оценки.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, оспоренные судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по правилам пункта 3 части 1 статьи 287 названного кодекса.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 по делу N А62-4104/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.