г.Калуга |
|
29 ноября 2017 г. |
Дело N А62-6890/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Аникиной Е.А. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Толкачевой И.Ю.
Малиновской А.Н. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: ПАО "МРСК Центра"
от ответчика: АО "АтомЭнергоСбыт"
от третьих лиц: ООО Управляющая компания "Сервис-Плюс" ООО "Норд-1" ООО "Профессионал" Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области |
Быстрова А.М. (дов. от 01.06.2017),
Косарева А.В. (дов. от 04.04.2017),
не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Смоленскэнерго" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 по делу N А62-6890/2016,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, (далее -ПАО "МРСК Центра") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт", ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, (далее - АО "АтомЭнергоСбыт") о взыскании 36 097 руб. 36 коп. задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в апреле 2016 года в многоквартирные дома, расположенные в городах Сафоново, Вязьма и в Смоленском районе Смоленской области (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО Управляющая компания "Сервис-Плюс", ООО "Норд-1", ООО "Профессионал", Администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.05.2017 (судья Еремеева В.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 (судьи Селивончик А.Г., Токарева М.В., Заикина Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ПАО "МРСК Центра" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Смоленской области от 04.05.2017 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 и направлении дела на новое рассмотрение в суд области.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель АО "АтомЭнергоСбыт" доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё ответчика, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.06.2014 между АО "АтомЭнергоСбыт" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра", в настоящее время ПАО "МРСК Центра", в лице филиала "Смоленскэнерго" (исполнитель) заключен договор N 67528-1УП оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, и (или) территориальным сетевым организациям (ТСО), а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
В соответствии с пунктом 6.2 договора сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему договору определены сторонами в приложении N 1 к нему.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к договору заказчик оплачивает фактически оказанные в интересах обслуживаемых им потребителей услуги по передаче электрической энергии в расчетном периоде, определенные в соответствии с разделом 3 приложения, в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно п. 6.3 договора расчетным периодом по договору является один календарный месяц.
Акт от 30.04.2015 N 67/04/2016 об оказанных услугах по передаче электрической энергии за апрель 2016 года, составленный сетевой организацией, подписан гарантирующим поставщиком с разногласиями относительно объема и стоимости оказанных услуг (письмо от 13.05.2016 N 67/952).
Ссылаясь на наличие задолженности ответчика в размере 36 097 руб. 36 коп. по оплате услуг по передаче электрической энергии в апреле 2016 года в многоквартирные жилые дома, расположенные в городах Сафоново, Вязьма и в Смоленском районе, ПАО "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В силу п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. При этом потребителями услуг по передаче электрической энергии являются, в том числе, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
В соответствии с п.п. 136-137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), определение, в том числе объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; а при отсутствии приборов учета и в определенных законом случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим Положениями.
Приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, за которые осуществляются расчеты, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, быть допущенными в эксплуатацию в установленном порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
В соответствии с п. 152 Основных положений N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке с определением готовности такого прибора учета к использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и оформлением соответствующего документа о результатах допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств потребителя; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Процедура проверки места установки и схемы подключения прибора учета при допуске его в эксплуатацию установлены пунктом 154 Основных положений N 442.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Из материалов дела усматривается, что в отношении спорных многоквартирных домов, расположенных в Смоленском районе Смоленской области, приборы учета электрической энергии были установлены сетевой организацией на линейных и площадных объектах электроэнергетики, принадлежащих ПАО "МРСК Центра", а не на внешней стене таких многоквартирных домов.
Судом установлено, что допуск приборов учета в отношении многоквартирных домов в городах Вязьма, Сафоново и в Смоленском районе в соответствии с регламентом, установленным Основными положениями N 442, не осуществлялся. Техническая документация на приборы учета в отношении спорных домов подписана истцом в одностороннем порядке либо отсутствует.
Указанные обстоятельства не были опровергнуты истцом путем предоставления документальных доказательств обратного.
Доказательства принятия общими собраниями собственников помещений спорных многоквартирных домов соответствующих решений о включении участков сети от места установки приборов учета до внешней границы многоквартирных домов в состав общего имущества или об использовании установленных истцом приборов учета в качестве расчетных средств измерения для определения объема поставленной электроэнергии, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не были представлены.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно указал, что при отсутствии технической документации и в отсутствие согласования с собственниками помещений в многоквартирных домах возможности использования приборов учета, расположенных за пределами внешней границы домов, в качестве средств коммерческого учета, определение сетевой организацией объема электроэнергии при расчете стоимости оказанных услуг по её передаче на основании показаний таких приборов учета является неправомерным.
Возложение на собственников помещений (в том числе физических лиц) обязанности оплачивать электрическую энергию, потребленную в точке поставки, расположенной на объекте электроэнергетики (трансформаторной подстанции, опоре линии электропередач), и находящейся не на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома, существенно изменяет обязанности собственников по оплате коммунального ресурса по сравнению с законодательно установленными правилами.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об обоснованности определения объема поставленной электрической энергии в отношении данных многоквартирных домов исходя из нормативов потребления.
Установив, что в отношении многоквартирного жилого дома 13 по ул.Освобождения в г.Вязьме технологическое подключение к электросетям было произведено 10.12.2015, суд верно указал, что до момента оформления технологического подключения и допуска прибора учета в эксплуатацию у истца отсутствовали правовые основания для определения объема услуг по передаче электрической энергии по данному дому в октябре 2015 года на основании указанного истцом прибора учета, а не по установленному нормативу потребления коммунальной услуги, из которого исходил ответчик, оплачивая услуги по передаче электрической энергии по этому объекту.
Судом установлено, что постановлением Администрации Смоленской области от 04.02.2016 N 34 "О внесении изменений в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы" утвержден перечень домов, расположенных в районах Смоленской области, признанных аварийными с 2011 года, в который включены спорные многоквартирные дома, расположенные в городах Вязьма и Сафоново по адресам, указанным в расчете исковых требований.
В отношении таких домов истцом произведен расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии исходя из показаний общедомовых приборов учета, установленных ПАО "МРСК Центра" в самостоятельном порядке.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются, в том числе на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Данная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016.
С учетом изложенного, арбитражный суд признал обоснованным расчет ответчика стоимости услуг истца по передаче электроэнергии в отношении многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 01.01.2013, исходя из объема электрической энергии, определенного не выше норматива потребления.
Расчет объема электрической энергии, поставленной в спорный период в многоквартирные дома, произведен АО "АтомЭнергоСбыт" в соответствии с требованиями пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 на основании формулы 10 приложения N 2 к настоящим Правилам и исходя из площадей помещений конкретного дома и норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
Следует отметить, что в судебном заседании кассационной инстанции представитель ПАО "МРСК Центра" согласился с порядком проведения расчета объема оказанных услуг по передаче исходя из норматива потребления по спорным многоквартирным домам, сославшись на необходимость проверки исходных данных, используемых ответчиком при проведении расчета объема и стоимости услуг в отношении данных объектов с учетом норматива потребления.
Вместе с тем, какие-либо документальные доказательства, опровергающие данные, используемые ответчиком при расчете, в том числе о площадях многоквартирных домов, о количестве домов, признанных аварийными, об утвержденных уполномоченным органом нормативах потребления, действующих в спорный период, заявителем жалобы не были представлены и в материалах дела отсутствуют.
С соответствующими требованиями о необходимости представления первичных документов для проверки расчета ответчика кассатор к АО "АтомЭнергоСбыт" не обращался и обратное из материалов дела также не усматривается.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что оплата услуг истца по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных жилых домов произведена ответчиком исходя из нормативов потребления ресурса за спорный период, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении настоящего иска.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 по делу N А62-6890/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.