г. Калуга |
|
30 ноября 2017 г. |
Дело N А23-6307/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
|
Солодовой Л.В. |
Орлова А.В. Гладышевой Е.В.
| |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО "Импульс"
от ответчиков: Администрация муниципального образования сельское поселение "Село Климов Завод" Автономное учреждение Управление государственной экспертизы проектов Калужской области" Государственное казенное учреждение Калужской области "Калугадорзаказчик"
от третьих лиц: ОАО "Калугаавтодорпроект" Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Управление областных автомобильных дорог" Министерство дорожного хозяйства Калужской области Министерство экономического развития Калужской области |
Рыбочкиной Н.А.-директор Пискарева Г.Е.- представитель (ордер N 26 от 30.11.2017)
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импульс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А23-6307/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Импульс" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к администрации муниципального образования сельское поселение "Село Климов Завод", автономному учреждению "Управление государственной экспертизы проектов Калужской области", государственному казенному учреждению Калужской области "Калугадорзаказчик" о признании установки барьерного ограждения на участке с км 69+350 по км 69+550 на объекте "Реконструкция автодороги "Вязьма-Калуга" на участке с км 67+938 по км 70+61 в Юхновском районе спроектированной с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, о производстве ее демонтажа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Калугаавтодорпроект", Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Управление областных автомобильных дорог", Министерство дорожного хозяйства Калужской области, Министерство экономического развития Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, ООО "Импульс" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителя истца, кассационная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, ООО "Импульс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:24:181002:16, площадью 300 (+/-12 кв. м), местоположение относительно ориентира: Калужская область, Юхновский район, с. Климов Завод и расположенное на нем здание магазина площадью 126,8 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.11.2013.
В 2016 году произведена реконструкция автодороги Вязьма-Калуга на участке с км 67+938 по км 70+671 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км 67+938 по км 68+040, с км 70+200 по км 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км 69+350 по км 69+550, искусственных неровностей (6 шт.) в с. Климов Завод.
Ссылаясь на то, что в результате реконструкции автодороги, на участке напротив принадлежащего истцу магазина были установлены металлические ограждения, в связи с чем отсутствует возможность остановки транспортных средств и снижается потребительская привлекательность данного объекта как пункта общественного питания, а также создается угроза безопасности дорожного движения при разгрузке транспортных средств, которые доставляют товар в магазин истца, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что дав оценку всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом правомерно руководствовались следующим.
В силу положений ст.ст.304, 305 ГК РФ собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из установленных судами фактических обстоятельств дела следует, что на основании приказа Министерства экономического развития Калужской области от 18.08.2011 N 604-п автодорога "Вязьма-Калуга" закреплена за ГКУ КО "Калугадорзаказчик" на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.02.2012 и размещена на земельном участке с кадастровым номером 40:24:000000:417, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании ГКУ КО "Калугадорзаказчик" (свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2014).
На основании государственного контракта от 08.11.2013 N 0137200001213006862_81029 между ГКУ КО "Калугадорзаказчик" и ОАО "Калугаавтодорпроект" в соответствии с техническим заданием, последним была выполнена проектная документация на реконструкцию автодороги Вязьма-Калуга на участке с км 67+938 по км 70+671 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км 67+938 по км 68+040, с км 70+200 по км 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км 69+350 по км 69+550, искусственных неровностей (6 шт.) в с. Климов Завод.
При этом, основанием для разработки проектной документации на реконструкцию автодороги является долгосрочная целевая программа "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог в Калужской области на период 2010-2017 годов и перспективу до 2020 года" и обеспечение безопасности дорожного движения.
Проектная документация выполнена в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и имеет положительное заключение государственной экспертизы от 30.04.2014 N 40-1-5-0116-14, утвержденное АУ Калужской области "Управление государственной экспертизы проектов Калужской области".
Все необходимые согласования при разработке проектной документации были выполнены и учтены.
Проектной документацией предусмотрены все существующие пересечения и примыкания, оформленные в установленном законом порядке к моменту начала реконструкции автодороги.
В дальнейшем, в соответствии с указанной проектно-сметной документацией, на основании государственного контракта от 25.11.2014 N 0137200001214008111_81029 между ГКУ КО "Калугадорзаказчик" и СОГБУ "Смоленскавтодор" последним были выполнены работы по реконструкции автодороги Вязьма-Калуга на участке с км 67+938 по км 70+671 в Юхновском районе (устройство электроосвещения, тротуаров, автобусных остановок на участке с км 67+938 по км 68+040, с км 70+200 по км 70+300, барьерного ограждения автодороги на участке с км 69+350 по км 69+550, искусственных неровностей (6 шт.) в с. Климов Завод.
В соответствии с положениями ст. ст. 3, 20, 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.
Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Все съезды, подъезды, примыкания, пересечения, а также иные конструктивные элементы и дорожные сооружения организуются и устанавливаются в соответствии с нормативными документами и закрепляются в паспорте автомобильной дороги.
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного частями 1, 4 или 5 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние.
Полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Судами установлено, что за разрешением на строительство примыкания (съезда) к автомобильной дороге истец к владельцу автодороги не обращался.
Из материалов дела следует, что для осуществления подъезда к торговому объекту истца устроены два съезда на км 69+632 (право) и на км 69+863 (право) на расстоянии 50 метров от объекта, которые сохранены при установке барьерного ограждения и указаны в техническом паспорте автодороги, и соответствуют требованиям п. 11.9 СП 42.13330.2011.
Факт наличия съезда также подтверждается проведенным в ходе рассмотрения дела осмотром сторон.
Автомобильная дорога Вязьма-Калуга является автодорогой III категории.
Согласно СНиП 2.05.02.-85 "Автомобильные дороги" ширина проезжей части составляет 7 метров.
В данном случае, проектной документацией предусмотрено устройство тротуаров с использованием повышенного бордюра на протяжении всего населенного пункта с двух сторон автодороги с сохранением ширины проезжей части 7 метров.
Согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования." тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Таким образом, установленное барьерное ограждение автодороги на участке с км 69+350 по км 69+550, в том числе на протяжении дороги рядом с магазином истца, соответствует требованиям вышеуказанных нормативно-технических правил.
Необходимость установки барьерного ограждения на участке автодороги Вязьма-Калуга на территории Юхновского района подтверждается перепиской по данному вопросу.
Прокуратурой Юхновского района в ответ на обращение истца по вопросу подъезда и входа в торговое помещение указано, что проектная документация, в рамках которой выполнены работы по устройству барьерного ограждения, утверждена заключением государственной экспертизы, а возможность съезда к магазину для выгрузки товара предусмотрена в 53 метрах от объекта.
По результатам обращения истца, на совместном совещании Министерства дорожного хозяйства Калужской области и ГКУ КО "Калугадорзаказчик" было принято решение в целях безопасности движения водителей и пешеходов оставить барьерное ограждение с ПК13+85 по ПК 15+26 (право), при этом истцу рекомендовано для подъезда к магазину и организации стоянки автотранспорта воспользоваться уже существующими съездами.
Представленный истцом технический отчет от 07.09.2016 N 386/16-Э, согласно выводам которого, реконструкция исследуемого участка автодороги Вязьма-Калуга спроектирована и выполнена с нарушением требований нормативно-технической документации в части установки дорожного ограждения вдоль земельного участка с кадастровым номером 40:24:181002:16 с расположенным на нем пунктом общественного питания и торговли и об отсутствии необходимости установки барьерного ограждения в этом месте, правомерно не принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку указанные в нем выводы опровергаются заключением государственной экспертизы проектной документации.
При этом заключение государственной экспертизы истцом не оспорено, ходатайство о проведении соответствующей экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы на отсутствие факта проведения публичных слушаний для согласования установки барьерных ограждений, правомерно отклонен судом как несостоятельный и не имеющий правового значения для настоящего спора.
Иные доводы заявителя были предметом исследования судов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что в силу ст.286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 10.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А23-6307/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В.Солодова |
Судьи |
А.В.Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.