г. Калуга |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А35-742/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при ведении протокола в судебном помощником судьи |
заседании кассационной инстанции Частиковой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от Администрации Большеанненковского сельсовета Фатежского района Курской области (ОГРН 1024600809760, ИНН 4625001580, д. Большое Анненково Фатежского района Курской области, 307126); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123, ИНН 4629015760, ул. Марата, 9, г. Курск, 305000); от областного бюджетного учреждения "Фонд имущества Курской области" (ОГРН 1024600965982, ИНН 4629026949, ул. Моковская, 2-г, г. Курск, 305007); |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017 (судья Суходольская Н.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-742/2017,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Большеанненковского сельсовета Фатежского района Курской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС, антимонопольный орган, Управление) от 13.12.2016 по делу N 02/08-123-2016.
Дело рассматривалось с участием областного бюджетного учреждения "Фонд имущества Курской области" (далее - ОБУ "Фонд имущества Курской области").
Решением суда от 18.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.08.2017, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Администрации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 20.06.2016 за муниципальным образованием - Большеанненковский сельсовет Фатежского района Курской области зарегистрировано право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:25:000000:742 площадью 4 127 600 м 2, выделенный в счет земельных долей, принадлежащих на праве собственности данному муниципальному образованию.
28.06.2016 в газете "Курская правда" N 77 (25971) Администрацией Большеанненковского сельсовета опубликовано извещение о возможности приобретения земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742 на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона об обороте сельхозземель.
На неоднократные обращения (06.07.2016, 06.10.2016) ООО "Курск-Агро" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742 без проведения торгов в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона об обороте сельхозземель, Администрация ответила отказами (04.10.2016, 17.10.2016), так как посчитала, что ООО "Курск-Агро" не представило доказательств использования этого земельного участка. Данные отказы не были оспорены ООО "Курск-Агро".
12.10.2016 глава КФХ Шматов В.В., глава КФХ Овсянников В.И., глава КФХ Березников Р.В. обратились в Администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742 на праве аренды путем проведения торгов в форме аукциона.
11.11.2016 Администрацией вынесено постановление N 86 об объявлении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742.
16.11.2016 извещение N 161116/0147177/02 и документация об аукционе размещены на сайте www.torgi.gov.ru. Срок подачи заявок на участие в торгах установлен до 14.12.2016, дата проведения аукциона 20.12.2016.
30.11.2016 в УФАС поступила жалоба ООО "Солдатское" на действия Администрации. ООО "Солдатское" по итогам мониторинга торгов на сайте www.torgi.gov.ru выявило извещение N 161116/0147177/02 о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742. По мнению ООО "Солдатское", организация и проведение торгов ранее истечения шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 10 Закона об обороте сельхозземель, нарушает права лиц, имеющих преимущественное право на предоставление такого земельного участка в собственность или в аренду.
06.12.2016 Администрацией вынесено постановление N 92, которым внесены изменения в документацию об аукционе. Аукцион назначен на 27.12.2016 в 10 часов 00 минут. Заявки на участие в аукционе принимаются с 16.11.2016 по 21.12.2016. Определение участников аукциона производится 23.12.2016 в 14 часов 30 минут.
13.12.2016 комиссией УФАС вынесено решение по делу 02/08-123-2016, которым жалоба ООО "Солдатское" признана обоснованной.
Этим решением Администрация признана нарушившей порядок организации торгов на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, обусловленный требованиями пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте сельхозземель, в части несоблюдения срока, в течение которого гарантируется реализация преимущественного права аренды земельного участка.
Также Администрации выдано предписание об аннулировании открытого аукциона N 161116/0147177/02 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742.
Посчитав решение УФАС незаконным, Администрация оспорила его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101- ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам (пункт 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (абзац 2 пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101- ФЗ).
Вывод антимонопольного органа, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что Администрация допустила нарушение требований статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), основан на том, что торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742 проведены до окончания шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
На момент принятия резолютивной части оспариваемого решения (09.12.2016) постановлением Администрации от 06.12.2016 N 92 "О внесении изменений в документацию об аукционе", были внесены изменения в документацию об аукционе: аукцион назначен на "27" декабря 2016 в 10 час. 00 мин. Документация об аукционе предоставлялась бесплатно по письменному заявлению с "16" ноября 2016 года по "21" декабря 2016. Заявки на участие в аукционе принимались по месту проведения аукциона (каб. 409) - с "16" ноября 2016 года по "21" декабря 2016 года. Определение участников аукциона производилось по месту проведения торгов "23" декабря 2016 в 14 час. 30 мин.
О том, что антимонопольный орган не обладал этой информацией, материалы дела такой позиции УФАС не содержат.
Поскольку до истечения 6-ти месячного срока с момента, когда за Администрацией было зарегистрировано право собственности (20.06.2016) и после истечения этого срока не было установлено лица, которое имело бы право приобрести в собственность или аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 46:25:000000:742, то у Администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения об отказе в проведении аукциона по заявлениям главы КФХ Шматова В.В., главы КФХ Овсянникова В.И., главы КФХ Березникова Р.В.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах в случаях если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Действующее законодательство разграничивает порядок рассмотрения жалоб по Закону о защите конкуренции и по Закону о контрактной системе, тем самым разделяя содержание и объём отстаиваемых прав и интересов заявителя, в том числе и в зависимости от признания за ним статуса участника торгов.
На основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, судом установлено, что ООО "Солдатское" не подавало заявку на участие в торгах в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:742, его жалоба направлена на предмет проверки нарушения пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ по итогам мониторинга торгов на сайте www.torgi.gov.ru.
Однако пункт 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель не регулирует порядок размещения информации о проведении торгов.
Какие-либо нарушения порядка размещения информации о проведении торгов в рамках статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольным органом не выявлены. По сути ООО "Солдатское" в своей жалобе не согласно с положениями аукционной документации в той части, что земельный участок с кадастровым номером 46:25:000000:742 может быть предметом аукциона.
Оспоренный ненормативный акт вынесен по результатам осуществления антимонопольным органом проверки соответствия процедуры организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, установленной Законом N 101-ФЗ, в связи с чем предметом рассмотрения жалобы ООО "Солдатское" должна являться именно проверка соответствия процедуры организации и проведения аукциона, а значит, Управление вышло за пределы проверки, поскольку им установлены иные нарушения в порядке реализации права аренды земельных участков, а не в процедуре организации и проведения аукциона.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А35-742/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.