г. Калуга |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А83-10146/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Ермакова М.Н. |
|
Ключниковой Н.В. |
| ||||
При участии в заседании от: |
|
|
||
Акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" 298403, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул. Македонского, д. 1 ОГРН 1149102129923 |
|
Васильева А.Ю. - представителя по доверенности N 18 от 20.07.2017; |
||
Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым 298403, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул. Симферопольская, д. 3 ОГРН 1149100000070 |
|
Булат О.В. - представителя по доверенности N 02-20/06726 от 22.11.2017, Безверхой Ю.А. - представителя по доверенности N 09-20/00087 от 11.01.2017; |
||
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым 295006, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Александра Невского, д. 29 ОГРН 1147746357153 |
|
Булат О.В. - представителя по доверенности N 07-28/01691@ от 08.02.2017, Безверхой Ю.А. - представителя по доверенности N 06-21/13073 от 10.10.2017 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.05.2017 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 (судьи: Омельченко В.А., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-10146/2016,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым (далее - Инспекция) N 10 от 19.08.2016 об отказе в осуществлении зачета налога (сбора, пени, штрафа) (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество указывает на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов. Полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что судами неправильно применены нормы материального и нормы процессуального права. Просит отменить решение и постановление арбитражных судов.
В своем отзыве УФНС России по Республике Крым и Инспекция возражают доводам жалобы. Полагают, что судами всесторонне и полно исследованы доводы сторон и доказательства, представленные в подтверждение своей позиции, правильно применены нормы материального и процессуального права. Просят жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд округа приходит к выводу об отсутствии основании для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом оспариваемых судебных актов является решение Инспекции от 19.08.2016 N 10, которым Обществу отказано в проведении зачета в связи с отсутствием переплаты в заявленном размере и рекомендовано провести сверку расчетов с бюджетом во избежание спорных ситуаций.
При этом основанием для принятия такого решения послужило заявление Общества от 09.08.2016, в соответствии с которым оно просило произвести зачет суммы уплаченного акцизного налога. По мнению Общества, оно исчисляло и платило предварительные платежи по акцизному налогу по правилам, которые были установлены украинским налоговым законодательством, применявшимся в течение переходного периода. Сумма переплаты по этому основанию сложилась в течение 2014 и на 11.12.2014 составила 246 947 077,18 руб.
Сумма акциза в размере 74 485 792,18 руб., уплаченная Обществом в декабре 2014, по мнению налогоплательщика, является предварительным платежом по акцизу, исчисленному как среднеарифметическое сумм начисленных налоговых обязательств за сентябрь, октябрь и ноябрь 2014 года. Внесение такого платежа было обусловлено пунктом 1.4 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 12.11.2014 N 212-1/14 "Об особенностях налогообложения и предоставления отчетности в связи с завершением бюджетного 2014 года для налогоплательщиков Республики Крым".
Рассматривая заявленные требования, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию новых субъектов и до 01.01.2015 действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015. До 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулировались нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Нормами пункта 1 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 определено, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.2014, если иное не предусмотрено Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в переходном периоде определяющими являлись нормы Налогового кодекса Украины, регулирующие порядок установления налоговых обязательств и переплаты.
В соответствии с нормами пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины излишне оплаченные денежные обязательства - суммы средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату.
То есть, соответствующие суммы приобретали статус излишне уплаченных денежных обязательств, в случае зачисления в бюджет сверх начисленных.
Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 N 1030, который действовал в переходном периоде в Республике Крым, утверждены формы Декларации акцизного налога и Порядок заполнения и представления Декларации акцизного налога (далее - Порядок заполнения Декларации).
В силу пункта 54.1 статьи 54 Налогового кодекса Украины и пункту 1 раздела III Порядка плательщик налогов самостоятельно исчисляет сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, которую определяет в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, которые подаются контролирующему органу в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом. Такая сумма денежного обязательства и/или пени считается согласованной.
Не подлежит обжалованию денежное обязательство самостоятельно определенное плательщиком налогов (подпункт 56.11 статьи 56 Налогового кодекса Украины).
Плательщик обязан погасить налоговое обязательство самостоятельно определенное им в такой декларации, в течение сроков, установленных Налоговым кодексом Украины (пункт 15 раздела III Порядка заполнения Декларации).
Доказательств того, что сведения, содержащиеся в предоставленных Обществом декларациях, внесены им не самостоятельно, в материалы не представлено. Сам факт представления деклараций с исчисленными в них суммами налога к уплате, Обществом не оспаривается. При этом Налоговой службой Республики Крым не было установлено фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях плательщиком налога действующего на тот период законодательства.
В силу пункта 54.1 статьи 54 Налогового кодекса Украины денежные обязательства, определенные в налоговой декларации являются согласованными.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу, что в переходном периоде действовали нормы законодательства, когда налогоплательщик самостоятельно устанавливал и определял налоговые обязательства по налогам и такие суммы являлись согласованными, то есть налогоплательщик, самостоятельно регулировал состояние расчетов с бюджетом.
На протяжении переходного периода Общество имело возможность уточнять свои декларации (статья 50 Налогового Кодекса Украины) до момента принятия Постановления Государственного совета Республики Крым от 12.11.2014 N 212-1/14 "Об особенностях налогообложения и предоставления отчетности в связи с завершением бюджетного 2014 года для налогоплательщиков Республики Крым" (далее - Постановление ГС РК N 212- 1/14).
Пунктом 1.10 Постановления ГС РК от N 212-1/14 установлено, что уточняющие налоговые декларации (расчеты) за отчетные (налоговые периоды) 2014 года не представляются, и уточнение показателей, сформированных по первоначальным декларациям (расчетам), не производится.
Принятие данного Постановления было обусловлено тем, что налогоплательщикам необходимо было завершить операции с бюджетом Республики Крым по уплате налогов, сборов, обязательных платежей, по предоставлению отчетности за 2014 год в предшествии окончания переходного периода.
В связи с этим перенесение сальдовых остатков (переплаты), возникших в переходный период, в карточку расчетов с бюджетом по перерегистрированному налогоплательщику, осуществляющему свою деятельность по законодательству Российской Федерации, не предусмотрено.
Так же, согласно пункту 7 приказа Минфина Республики Крым от 17.12.2014 N 77 ликвидационная комиссия Налоговой службы Республики Крым и ее территориальные органы по результатам отработки сумм невыясненных, ошибочно/излишне уплаченных платежей по налогам, сборам (обязательным платежам) и единому социальному взносу на основании заявлений плательщиков, поданных до 22.12.2014, формируют заключения и платежные документы на возврат ошибочно уплаченных сумм и предоставляют их в органы Казначейской службы до 25.12.2014.
Доказательств обращения с письменным заявлением Общества по вопросу возврата ошибочно/излишне уплаченных платежей в органы Налоговой службы Республики Крым не представлено.
Распоряжениями Совета Министров Республики Крым от 31.12.2014 N 1637-р и от 31.12.2014 N 1638-р утвержден ликвидационный баланс Налоговой службы Республики Крым, а также отменена регистрация Налоговой службы Республики Крым и налоговых инспекций, в том числе, Налоговой инспекции в Бахчисарайском районе Налоговой службы Республики Крым.
В силу норм статей 49, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность - способность иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью гражданские обязанности. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Таким образом, Налоговая служба Республики Крым и Налоговая инспекция в Бахчисарайском районе Налоговой службы Республики Крым прекратили свою деятельность и утратили правоспособность с 31.12.2014 без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Кроме того, судами установлено, что Инспекция не является функциональным правопреемником Налоговой инспекции в Бахчисарайском районе Налоговой службы Республики Крым, на которую были возложены функции по администрированию налогов и сборов, уплачиваемых в переходный период налогоплательщиками, не приведшими свои учредительные документы в соответствии с нормами российского законодательства.
Сведения об Обществе внесены в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации 12.12.2014. С момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. К тому же, указанная дата (12.12.2014 - дата постановки на учет в Инспекции) - это дата начала правовых отношений между Обществом и органами Федеральной Налоговой Службы России.
В связи с этим Инспекция осуществляет учет платежей Общества по КБК 18210302110011000110 в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при уплате акциза в бюджет соответственно с 12.12.2014.
37 575 400 руб., уплаченных по платежным поручениям от 31.12.2014 N 14 и N 15, после постановки на налоговый учет в Инспекции, не учитывались при принятии решения об отказе в проведении зачета, поскольку были автоматически зачтены в счет уплаты налоговых обязательств по декларациям за апрель-май 2015 года.
Учитывая, что Общество в переходном периоде осуществляло уплату акцизного налога в бюджет Республики Крым на КБК 14020200, КБК 14020300 (кроме 37 575 400 руб.), то суды пришли к правильному выводу, что на соответствующий счет Федерального казначейства (КБК 18210302110011000110) уплата акцизного налога налогоплательщиком в размере 311 428 100,15 руб. не осуществлялась.
В переходный период суммы акцизного налога исчислялись и уплачивались налогоплательщиком в соответствии с нормами законодательства, действовавшими в этот период в Республике Крым.
При этом, суды пришли к выводу о недоказанности Обществом факта переплаты акцизного налога в переходный период, так как суммы заявленного Обществом налога к зачету как излишне уплаченного налога (заявление о зачете от 09.08.2016) самостоятельно налогоплательщиком декларировались (начислялись) и уплачивались в бюджет Республики Крым.
Доказательств зачисления в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств налогоплательщиком не представлено.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд обязан сначала исследовать каждое доказательство в отдельности, а потом установить взаимосвязь их в совокупности.
Арбитражный суд округа полагает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не было нарушено положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценки доказательств. В связи с этим арбитражный суд округа соглашается с выводами судов об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы арбитражными судами. Они не опровергают правильность выводов, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем арбитражным судом округа отклоняются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.05.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А83-10146/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.