г. Калуга |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А35-5847/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Егорова Е.И.
Радюгиной Е.А.
при участии в судебном заседании: | |
от АО "Тандер" (ОГРН 1022301598549; г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185) |
Пряхина А.А. - представителя (доверен. от 31.07.2018 г.) |
от Курской таможни (ОГРН 1024600942904, Курская область, г. Курск, ул. Коммунистическая, д. 3а |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2017 г. (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 г. (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу N А35-5847/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Курской таможни от 29.12.2016 г. N 10108000-21-21/000763 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара, ввезенного по декларации на товары N 10108082/140116/0000115, о признании незаконным и отмене решения Курской таможни, выраженного в письме от 20.03.2017 г. N 18-31/3904 об оставлении без рассмотрения заявления АО "Тандер" о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10108082/140116/0000115, об обязании Курской таможни возвратить АО "Тандер" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 54509 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 04.12.2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Курская таможня просит отменить решение и постановление судов, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с компанией "SUN TASTE S.A.R.L.A.U" (Марокко), АО "Тандер" по ДТ N 10108082/140116/0000115 ввезло товар: томаты свежие сорт "CALVI" (Кальви), калибр 57-90 мм, класс 1, вес нетто 19 500 кг, стоимостью 25 935 долларов США. Отправитель товара - компания ALMA TRANSITAIRE-PERPIGNAN-FRANCE (Франция).
Курской таможней принято решение от 29.12.2016 г. N 10108000-21-21/000763 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара, ввезенного по ДТ N 10108082/140116/0000115, мотивированное тем, что товар не отвечает правилу прямой поставки на единую таможенную территорию.
АО "Тандер" направило Курской таможне заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 09.03.2017 г. N 143-13/2, а в ОТО и ТК N 2 Орловского таможенного поста Курской таможни - заявление от 07.03.2017 г. N 138-13/2 о внесении изменений в декларацию на товары с комплектом документов, обосновывающих необходимость вносимых корректировок.
Решением Курской таможни, изложенном в письме от 20.03.2017 г. N 18-31/3904, заявление АО "Тандер" о возврате излишне уплаченных таможенных платежей оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием излишней уплаты таможенных платежей.
Решением Центрального таможенного управления от 14.04.2017 г. N 83-12/243 отказано в удовлетворении жалобы АО "Тандер", поданной на решение от 29.12.2016 г. N 10108000-21-21/000763.
Не согласившись с решениями Курской таможни, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу п. 1 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно ст.74 ТК ТС (действующего в спорный период) тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 18, Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. N 130 утверждены Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 г. N 8 также утвержден Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, в который аналогично прежнему Перечню включен товар - овощи из группы 07 ТН ВЭД ЕАЭС (овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды).
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 г. утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
В силу положений раздела VI этих Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств Сторон без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Разделом VII названных Правил установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
В обоснование своей позиции таможенный орган указывает, что обществом задекларирован по ДТ N 10108082/140116/0000115 товар, который был загружен в транспортное средство во Франции, то есть в стране, на которую не распространяется тарифный преференциальный режим. При этом в представленной СМR 000328, свидетельствующей о перемещении товара из Марокко во Францию, отсутствует информация, позволяющая соотнести партию товара, перемещаемого из Марокко во Францию, с партией товара, перемещаемого из Франции в Россию по другой СМR.
Отклоняя эти доводы таможенного органа о невыполнении условий прямой поставки, суды исходили из того, что страной происхождения ввезенного товара, задекларированного по указанной декларации, является Марокко, и посчитали, что противоречий в сведениях, содержащихся в CMR, ДТ, транзитной декларации, инвойсе, не выявлено.
Между тем, вывод судов о том, что во Франции был загружен в автомобиль тот же товар, который был приобретен в Марокко, нельзя признать обоснованным и документально подтвержденным.
Из установленных судами обстоятельств следует, что товар, приобретенный в Марокко, был выгружен из опломбированного транспортного средства и погружен на другое транспортное средство на складе ТОМ SUD по адресу: ул. Турин, Перпиньян, Франция. Причины того, почему товар из Марокко на пути следования был выгружен во Франции, и каким образом во Франции производилось таможенное оформление товара, когда товар был выгружен и помещен на склад, судами не выяснялись.
Кроме того, следует учесть, что перевозка товаров с перемещением из одного транспортного средства в другое производилась обществом не один раз (дело N А09-9536/2017).
Поскольку судами не были выяснены, исследованы и оценены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2017 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 г. по делу N А35-5847/2017 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.