г.Калуга |
|
21 марта 2018 г. |
ДелоN А14-19093/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Смирнова В.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
|
|
при участии в заседании представителей:
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Ситникова Т.В. по доверенности от 20.01.2017,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции здравоохранения - структурного подразделения Центральной дирекции здравоохранения - филиала открытого акционерного общества "Российский железные дороги": Липехина Ю.Ю. по доверенности от 12.05.2016, от 18.08.2016,
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2017 (судья Козлов В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 (судьи Михайлова Т.Л., Донцов П.В., Осипова М.Б.) по делу N А14-19093/2016,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции здравоохранения - структурного подразделения Центральной дирекции здравоохранения - филиала открытого акционерного общества "Российский железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги", акционерное общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страховщик) о признании незаконным решения от 02.11.2016 N 654осв в части требования об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 12 461,38 руб., пеней в сумме 953,39 руб., штрафа в сумме 2 492,28 руб., и об обязании возвратить указанные суммы (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2017, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017, требования акционерного общества в соответствующей части были удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В настоящем судебном заседании представитель Фонда и акционерного общества изложили позиции по кассационной жалобе.
Представитель налогового органа в заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами, фондом была проведена документальная выездная проверка общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции здравоохранения - структурного подразделения Центральной дирекции здравоохранения - филиала открытого акционерного общества "Российский железные дороги" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой был составлен акт от 29.09.2016 N 654осв.
Рассмотрев акт и материалы проверки с учетом возражений акционерного общества, заместитель директора филиала N 9 отделения Фонда социального страхования вынес решение от 02.11.2016 N 654осв "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Указанным решением акционерное общество было привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 2 492,28 руб. за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов. Также данным решением страхователю были начислены пени в сумме 953,39 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 12 461,38 руб. Кроме того, страхователю было предложено перечислить доначисленные суммы страховых взносов, пеней, штрафа на расчетный счет отделения Фонда социального страхования; внести необходимые изменения в документы бухгалтерского учета.
Основанием для принятия данного решения послужил, в том числе, вывод фонда о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов вследствие необоснованного невключения в нее компенсаций за санаторно-курортное лечение и выплат единовременного поощрения при увольнении в связи с уходом на пенсию.
На основании решения от 02.11.2016 N 654осв фонд направил страхователю требование об уплате доначисленных сумм страховых взносов, пеней и штрафа от 18.11.2016 N 654, исполненное страхователем путем перечисления в бюджет Фонда социального страхования страховых взносов в сумме 12 461,38 руб., пени в сумме 953,39 руб., штрафа в сумме 2 492,28 руб. по платежным поручениям от 30.11.2016 N 98127, 98133, 98134.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно пришли к выводу, что выплаты компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников акционерного общества и единовременного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию закреплены в коллективном договоре общества на 2014-2016 годы как носящие социальный характер и не связанные с оплатой труда, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам за труд и не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд округа находит данные выводы обоснованными, учитывая следующее.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в соответствующей редакции) страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Из приведенных положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Верно применяя указанные нормы в совокупности в положениями статей 129, 132, 135, 164, 165 Трудового кодекса РФ, суды обоснованно заключили, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Судами при рассмотрении настоящего дела обоснованно принято во внимание, что между трудовым коллективом (работниками) и администрацией (работодателем) общества "Российские железные дороги" в 2014-2016 годах был заключен коллективный договор, регулирующий их социально-трудовые отношения. В числе прочего коллективным договором предусматривались меры социальной и корпоративной поддержки работников акционерного общества. В частности, частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, а также выплата единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении в связи с уходом на пенсию произведены на основании положений пунктов 5.3.4 и 5.3.8 коллективного договора. Основанием выплат являлись такие обстоятельства, как выход на пенсию впервые и осуществление расходов работником на санаторно-курортное лечение.
Подтверждающие документы (положения об оплате труда, штатное расписание, приказы, сводные ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета, оборотно-сальдовые ведомости, кассовые и банковские документы и другие) были исследованы фондом в ходе проведения документальной выездной проверки, на что указано в акте от 29.09.2016 N 654осв.
Давая пояснения суду округа по вопросу о том, каким образом фондом при проведении выездной проверки устанавливалась зависимость произведенных спорных выплат от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, представитель сослался исключительно на текст решения. Тем не менее, подобный анализ ни в акте проверки, ни в решении не приводился, а восполнение данных недостатков проверки в стадии судебного разбирательства невозможно.
Следовательно, судами сделан обоснованный вывод о том, что такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Ввиду изложенного, на спорные выплаты не подлежали начислению пени, поскольку в силу положений статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ее пунктом 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказаны факты неполной уплаты страховых взносов на обязательное социальное с сумм компенсаций за санаторно-курортное лечение, а также единовременной выплаты при увольнении в связи с выходом на пенсию, то при изложенных обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для начисления обществу штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в сумме 2 492,28 руб.
Таким образом, решение отделения Фонда социального страхования от 02.11.2016 N 654осв "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в оспариваемой части обоснованно признано судами недействительным.
Поскольку полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 передано налоговым органам, то, исходя из положений статьи 21 названного Федерального закона суд обоснованно возложил обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов как на отделение Фонда социального страхования, так и на межрайонную инспекцию N 1 по Воронежской области.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 по делу N А14-19093/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.