г.Калуга |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А83-7956/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Пульман-Инвест" (Украина, г.Запорожье, пр.Ленина, д.181, каб.17): Ветров Н.Н. - представитель по доверенности от 13.12.2017; Майдиков И.С. - представитель по доверенности от 08.02.2018;
от Администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта пл.Советская, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, пл.Советская, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, д.21): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-7956/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пульман-Инвест" (далее - ООО "Пульман-Инвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит: признать незаконной бездеятельность Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым; понудить Администрацию города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым направить в адрес ООО "Пульман-Инвест" подписанный договор аренды земельного участка, являющегося предметом договора аренды земельного участка площадью 63 485 м?, расположенного по адресу г.Ялта, пгт.Виноградное, ул.Магобитская, д.3 от 07.10.2013; признать незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 22.12.2016 N 5413-п; обязать Администрацию города Ялты заключить с заинтересованным лицом договор аренды земельного участка общей площадью 63 485 м?, с кадастровым номером 90:25:050801:138, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Виноградное, ул.Магобитская, д.3"В".
Дело рассмотрено при участии третьих лиц - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 04.05.2017 объединены дела N А83-7956/2016 и N А83-1486/2017 в одно производство с присвоением объединенным номером N А83-7956/2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 отменено. Требования общества удовлетворены частично в части признания незаконным постановления Администрации от 22.12.2016 N 5413-п. Суд апелляционной инстанции обязал Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и совершить действия, предусмотренные пунктами 9, 10 "Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 и направленные на заключение с обществом договора аренды земельного участка.
Не согласившись с постановлением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, приняв по делу новый судебный акт, поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства будет не соответствовать действующему Генеральному плану, который относит данную территорию к лесопаркам, что является основанием для принятия муниципальным органом решения об отказе в заключении (перезаключении) договора аренды земельного участка.
ООО "Пульман-Инвест" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики пояснений суду не представил.
Рассмотрение кассационной жалобы определением суда округа от 21.02.2018 было отложено.
Представители общества в судебном заседании поддержали позицию по отзыву, просили отказать в удовлетворении жалобы с учётом дополнительно представленных пояснений.
Иные представители сторон в судебное заседание не явились, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела ООО "Пульман-Инвест" является иностранным юридическим лицом, зарегистрированном в городе Запорожье.
22.07.2016 общество с целью приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации действующего договора аренды земельного участка, обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты с заявлением о переоформлении арендуемого им земельного участка площадью 6,3485 га по договору N 116 от 07.10.2013 в пгт.Виноградное, г.Ялты, ул.Магобитская, д.3"В".
Ранее, решением Ливадийского поселкового совета от 19.06.2013 N 20 "О даче разрешения ООО "Пульман - Инвест" на составление проекта землеустройства по отводу в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 6,3485 га, для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса по адресу: АРК, г.Ялта, пгт.Виноградное, ул.Магобитская, дом N 3"В", на землях Ливадийского поселкового совета" ООО "Пульман - Инвест" было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в аренду земельного участка, сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 6,3485 га, для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса по адресу: АРК, г. Ялта, пгт.Виноградное,ул. Магобитская, дом N 3в, с изменением целевого назначения, на землях Ливадийского поселкового совета.
Решением Ливадийского поселкового совета от 03.10.2013 N 91 "Об утверждении проекта землеустройства по отводу в аренду, сроком на 49 лет, земельного участка площадью 6,3485 га, для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса по адресу: АРК, г.Ялта, пгт.Виноградное, ул.Магобитская, дом N 3"В", Ливадийского поселкового совета" утвержден проект землеустройства по отводу в аренду земельного участка, площадью 6,3485 га, для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса по адресу: АРК, г.Ялта, пгт.Виноградное, ул.Магобитская, дом N 3"В", Ливадийского поселкового совета.
07.10.2013 передан ООО "Пульман - Инвест" в аренду сроком на 49 лет по договору N 116, земельный участок, площадью 6,3485 га (кадастровый номер 0111947900:08:001:0973), для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса по адресу: АРК, г.Ялта, пгт.Виноградное, ул.Магобитская, дом N 3"В", из земель коммунальной собственности Ливадийского поселкового совета.
Как дополнительно указано в договоре аренды земельный участок является: по целевому назначению КВЦНЗ 07.01 - земли не переданные в собственность и не предоставленные в пользование в границах населенного пункта; по виду земельных угодий - вода всего, в том числе искусственные водохранилища; по целевому использованию - земли коммерческого использования, рекреационного назначения.
Так же в договоре аренды отмечено, что на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества принадлежащие арендатору на праве собственности по договору купли-продажи от 31.10.2012.
Договор N 116 аренды земельного участка от 07.10.2013 заключен в соответствии с детальным планом территории земельного участка (детальный план территории - план зонирования территории), который был разработан ЯФ ГП "КрымНИИПроект" и согласован с Главным управлением градостроительства архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета и утверждённый решением Ливадийского поселкового совета от 05.04.2013 N 16. Сам земельный участок находится вокруг искусственного водного объекта согласно схеме к договору аренды не затрагивая защитной полосы вокруг него, ранее участок находился в землях водного фонда, но до заключения договора аренды был переведен в коммерческие, рекреационные.
Постановлением Хозяйственного суда АРК от 21.05.2009 по делу N 2-1/6720-2008 А, вступившим в законную после принятия решения Севастопольским апелляционным административным судом от 28.10.2013, признан незаконным "Генеральный план Большой Ялты с учетом корректировок", утвержденный постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 N 618 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты", который учитывался сторонами при заключении договора аренды и относил спорную территорию частично к территории общественных зданий и сооружений, зеленых насаждений населенных пунктов, лесопарков, парков, совхозов-заводов. В постановлении хозяйственного суда отмечено, что оспариваемые акты приняты Городским советом Ялты и Советом министров республики Крым с превышением полномочий, без согласования с Ливадийским сельским поселением, без проведения экспертизы градостроительной документации, без утверждения научно-проектной документации границ исторических ареалов.
Не получив ответа на свое обращение о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления, 18.10.2016 заявитель направил ответчику претензию о нарушении срока переоформления договора и с просьбой представить подписанный Департаментом имущественных и земельных отношений проект соответствующего соглашения.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 22.12.2016 N 5413-п обществу отказано в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав, земельного участка общей площадью 63 485 м?, с кадастровым номером 90:25:050801:138, из категории земель - "Земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Виноградное, ул.Магобитская, д.3"В", в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (часть 6 статья 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношениях на территории Республики Крым").
Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 26.09.2016 N 02-08/6140, на который ссылается администрация, следует, что размещение земельного участка, противоречит "Генеральному плану "Большая Ялта", утвержденному постановлением Совета министров АРК от 15.06.1993 (территория проектируемых лесопарков). (далее - Генплан 1993 года).
Из пояснений администрации в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций так же следовало, что заявителю отказано в предоставлении земельного участка в связи с его несоответствием градостроительной документации по планировке территории, а именно несоответствие его по видам территориальных зон и его составу. По мнению ответчика, перезаключить договор аренды на ранее действующих условиях невозможно, поскольку классификация угодий (согласно классификатору видов целевого назначения земли) будет отличаться, в договоре не упоминаются земли проектируемых лесопарков.
В материалах дела представлена кадастровая выписка о земельном участке 90:25:050801:138 по состоянию на 26.03.2015, разрешенное использование - природно-познавательный туризм, соответствующее Генплану 1993 года.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 заявление оставлено без удовлетворения, поскольку суд пришел выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям законодательства с учетом признания хозяйственным судом Украины незаконным "Генерального плана Большой Ялты с учетом корректировок", утвержденного постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 N 618 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты" (далее - Генплан 2007 года).
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 отменено требования удовлетворены в части, так как приводимые администрацией обстоятельства могут являться основанием для расторжения договора аренды, но не для отказа в его переоформлении, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, вследствие признания незаконным Генплана 2007 года, не произошло.
Не согласившись с постановлением Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым обратился с кассационной жалобой.
Суд округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 9, 12, 14, 16-18 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 8-ЗРК (ред. от 28.12.2017) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
При этом с даты государственной регистрации права аренды, залога или сервитута земельного участка заключенные до вступления в силу Федерального конституционного закона договор аренды или договор об установлении сервитута считаются расторгнутыми.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Частями 1 и 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 и действовавших на эту дату.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
На основании части 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" утвержден соответствующий Порядок как переоформления прав, так и завершения оформления прав (далее - Порядок N 313).
Настоящий Порядок N 313 устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон). Переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона.
При этом до 01.06.2018 действие отдельных пунктов Порядка N 313 приостановлено распоряжением Главы республики Крым от 12.04.2017 N 180-рг, в связи с разработкой документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым, проведением мониторинга обоснованности принятия решений о предоставлении земельных участков в порядке завершения оформления прав, а также с целью обеспечения соблюдения прав лиц на предоставление земельных участков.
Однако на момент оспариваемого отказа администрации указанный Порядок N 313 являлся действующим.
Согласно пункту 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313 основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Согласно пункту 13 Порядка N 313 при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечивает: принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю.
Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно "Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформленных прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (далее - Правила) утверждённых решением 4 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета 30.03.2015 N 37 уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав является Администрация города Ялты в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты (часть 4 Положения).
В случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5 и 6 Правил, Департамент в течении трёх рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение в следующие инстанции.
В Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утверждённой до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешённого пользования.
В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которым осуществляют соответствующую проверку.
Отсутствие ответа от перечисленных выше органов в течении 30 дней со дня направления запроса, свидетельствует об отсутствии запрашиваемых сведений (пункты 7 - 10 Правил).
Основанием для отказа в удовлетворении заявления являются нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов, несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Решение об отказе в удовлетворении заявления заинтересованного лица подготавливается Департаментом и издаётся главой Администрации города Ялты в виде постановления (пункты 11 и 12 Правил).
Таким образом, Законом N 38-ЗРК, Порядком N 313, Правилами допускается принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в аренду по основаниям, указанным в части шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Судами на основании материалов дела установлено, что проверка заявления общества и приложенных к нему: договора аренды, решений Ливадийского поселкового совета, материалов землеустройства, показала, что размещение земельного участка, противоречит "Генеральному плану "Большая Ялта", утвержденному постановлением Совета министров АРК от 15.06.1993 (территория проектируемых лесопарков) (письмо Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 26.09.2016 N 02-08/6140). Данное несоответствие возникло в результате признания постановлением Хозяйственного суда АРК от 21.05.2009 по делу N 2-1/6720-2008 А, вступившим в силу 28.10.2013, незаконным постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 N 618 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты", который учитывался сторонами при заключении договора аренды.
Доказательств опровергающих несоответствие места расположения объекта градостроительной документации общества, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства), а именно Генплану 1993 года, обществом не представлено, судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом нельзя не учитывать, что частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Довод общества о том, что им было подано заявление о переоформлении права аренды на земельный участок, а не о завершении оформления прав на земельный участок не может быть принят, поскольку переоформление ранее возникших прав на земельный участок осуществляется не в форме внесения изменений в ранее заключённый договор аренды земельного участка, а в форме заключения нового договора, который должен соответствовать законодательству Российской Федерации. Следовательно, применение к данной категории договора пункта 6 статьи 13 Закона N 38 - ЗРК, пункта 12 Порядка N 313 и подпункта 2 пункта 11 Правил является правомерным.
В связи с наличием специального основания для отказа в предоставлении земельного участка, положения пункта 1 статьи 451 ГК РФ о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, как основание для его изменения или расторжения, в данном случае не применимы.
При вынесении решения судом первой инстанции было учтено то обстоятельство, что с момента заключения договора аренды от 07.10.2013 обществом не было получено разрешение на строительство, вместе с тем на арендуемом земельном участке находятся объекты недвижимости общества, принадлежащие ему на праве собственности.
Статьёй 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что при переходе право собственности на объект недвижимости, находящегося на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на пользование соответствующей части земельного участка, занятой объектом недвижимости и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что их прежний собственник.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением и сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.
Земельный участок по договору N 116 от 07.10.2013 был передан заявителю в аренду не в связи с переходом к нему права собственности на строения и сооружения, приобретённые им в собственность по договору купли - продажи от 30.12.2012, а для строительства и эксплуатации рекреационного комплекса, то есть, другого объекта недвижимости.
Поэтому отказ в удовлетворении заявления Общества о переоформлении земельного участка, находящегося в его пользовании по договору N 116 от 07.10.2013, не лишает его права на заключение договора аренды земельного участка по основаниям, указанным в статьи 35 ЗК РФ в общем порядке.
Кроме того, суд округа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 05.02.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данный порядок установлен статьей 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Указанные юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
Учитывая вышеизложенное и то, что спорный земельный участок расположен на территории Российской Федерации, а заявитель по делу имеет статус иностранного юридического лица, но не имеет аккредитованного в установленном законом порядке филиала, у него отсутствует право осуществлять свою экономическую деятельность на территории Российской Федерации, а следовательно, отсутствует нарушенное право в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции не соответствует нормам материального права, что является основанием для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 по настоящему делу подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 по делу N А83-7956/2016 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.