г.Калуга |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А36-2749/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Аникиной Е.А., Шильненковой М.В.
при ведении протокола помощником судьи Савенковой Т.Г.,
при участии от акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" Пономаревой Д.А. по доверенности от 25.12.2017 N 238,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КрафтБетон" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.12.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 по делу N А36-2749/2017,
установил:
акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания", ОГРН 1094823016617, ИНН 4825066916 (далее - АО "ЛГЭК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КрафтБетон", ОГРН 1064823052535, ИНН 4823028016 (далее - ООО "КрафтБетон") о взыскании 306 875 руб. 52 коп. задолженности по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации по договору от 01.12.2015 N 162446 за период сентябрь - ноябрь 2016 года.
Определением от 23.03.2017 арбитражный суд принял исковое заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 17.05.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.12.2017 (судья Мещерякова Я.Р.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 (судьи Маховая Е.В., Мокроусова Л.М., Серегина Л.А.), исковые требования удовлетворены, с ООО "КрафтБетон" в пользу АО "ЛГЭК" взыскано 306 875 руб. 52 коп. основного долга и 9138 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ООО "КрафтБетон" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что в цехе по производству железобетонных изделий канализационная сеть от собственной скважины отсутствует, в связи с чем объем воды из данного источника водоснабжения не может приниматься к расчету объема сточных вод. Кроме того, принимаемый объем технической воды из скважины поступает в цех в специальный резервуар для воды и используется исключительно для производства железобетонной продукции. Указывает, что в связи с отсутствием канализационной сети энергоснабжающей организацией снят с контроля прибор учета на скважине.
АО "ЛГЭК" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят судебные акты первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО "КрафтБетон", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя АО "ЛГЭК", судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, 01.12.2015 АО "ЛГЭК" (гарантирующая организация) и ООО "КрафтБетон" (абонент) заключен договор N 162446 холодного водоснабжения и водоотведения (в редакции дополнительного соглашения от 23.03.2016 N 1) (далее - договор), в соответствии с которым гарантирующая организация приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода), а абонент, в свою очередь, оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном договором.
Кроме того, гарантирующая организация обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, узлов учета (пункт 1.1 договора).
Пунктами 4.1.16, 4.1.17 договора на гарантирующую организацию возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Абонент, в свою очередь, обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения (пункт 4.3.19 договора).
В силу пункта 5.5 договора количество поданной холодной воды и принятых гарантирующей организацией сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила), коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
В соответствии с пунктом 5.6 договора объем отведенных абонентом сточных вод, принимается равным объему воды, поданной абоненту из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжение, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с Правилами. Объем сбрасываемых сточных вод от использования горячей воды и пара определяется по данным теплоснабжающих организацией, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод приведены в приложении N 4 (в редакции протокола согласования разногласий), сведения о местах отбора проб воды, сточных вод приведены в приложении N 1 (пункт 8.2 договора).
Согласно пункту 9.2 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и (или свойствам) сточных вод, установленных для абонента приведены в приложении N 6.
Контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет гарантирующая организация. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирующая организация ежемесячно определяет размер объема отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива водоотведения (пункт 9.3 договора).
Срок действия договора определен сторонами с 01.12.2015 по 30.11.2016 с условием ежегодной пролонгации (пункт 17.1 договора).
27.09.2016 сотрудниками ОАО "ЛГЭК" в присутствии представителя ООО "КрафтБетон" произведен отбор проб сточных вод в местах контрольных точек (выходной контрольный колодец), о чем составлен акт отбора проб сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения г. Липецка N 1, подписанный представителем ответчика без замечаний.
По результатам санитарно-химических исследований, проведенных Лабораторией контроля качества вод ОАО "ЛГЭК" (аттестат аккредитации N RA.RU.510941 от 26.05.2015) содержание загрязняющих веществ в отобранных пробах превысило нормативы сброса по конкретным показателям, что отражено в протоколе санитарно-химического исследования качества вод от 04.10.2016 N 660с.
В связи с допущенными нарушениями истцом в адрес ответчика направлена претензия от 07.02.2017 N 343, полученная последним 13.02.2017, с требованием об оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации за период сентябрь - ноябрь 2016 года в размере 306 875 руб. 52 коп.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения ОАО "ЛГЭК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируют Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Правила N 644 вступили в силу с 14.08.2013, в связи с чем в Правила N 167 внесены изменения, в частности: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил N 167, при этом остальные пункты силу не утратили.
На основании пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 112 Правил N 644 запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения.
В пункте 113 Правил N 644 указано, что сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118 Правил N 644).
В пунктах 18 и 22 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) определено, что отбор проб осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (пункт 27 Правил N 525).
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений (пункт 28 Правил N 525).
Согласно пунктам 29 и 30 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств; в этом случае осуществляется отбор резервной пробы.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанных положений постановлением администрации города Липецка от 16.04.2013 N 971 утверждены "Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для абонентов, осуществляющих сброс в централизованную систему водоотведения города Липецка".
Как видно из материалов дела, абонент, исходя из пункта 4.3.19 договора, обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Факт превышения ответчиком нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах подтвержден материалами дела, в том числе актом отбора проб сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения г. Липецка от 27.09.2016 N 1 и протоколом санитарно-химического исследования качества вод от 04.10.2016 N 660с.
При этом акт отбора проб сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения г. Липецка от 27.09.2016 N 1 подписан представителями сторон, в том числе абонентом, без замечаний и возражений. Кроме того, при отборе проб абонент не воспользовался правом параллельного отбора, о чем также указано в акте.
Расчет платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов за период с сентября по ноябрь 2016 года произведен в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 и составил 306 875 руб. 52 коп.
Представленные истцом расчеты ответчиком по существу не оспорены. Контррасчет подлежащей взысканию суммы не представлен.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности в размере 306 875 руб. 52 коп.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы, применительно к фактическим обстоятельствам дела, сводятся прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку судом апелляционной инстанции. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.12.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2018 по делу N А36-2749/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.