г. Калуга |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А36-13492/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ю.В. Бутченко |
судей |
Л.В. Леоновой Л.В. Солодовой |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО "Имперские сладости" |
Новикова А.В., представителя по доверенности от 02.04.2018; |
от ответчика: Будаева Алана Магомедовича |
не явились, извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имперские сладости" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.10.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А36-13492/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Имперские сладости" (далее - ООО "Имперские сладости", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Будаеву Алану Магомедовичу (далее - Будаев А.М., ответчик) об обязании в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать ООО "Имперские сладости" по месту нахождения его единоличного исполнительного органа следующие документы:
1.1. Корпоративные и финансовые документы ООО "Имперские сладости" за период с 05.11.2013 по 02.03.2016:
1.1.1. Протокол N 1 собрания учредителей ООО "Имперские сладости" от 16.10.2013;
1.1.2. Договор об учреждении ООО "Имперские сладости" от 16.10.2013;
1.1.3. Приказ N 01-11/13 от 05.11.2013 о вступлении в должность генерального директора ООО "Имперские сладости" Будаева А.М.;
1.1.4. Приказ N 02-11/13 от 05.11.2013 о возложении обязанностей главного бухгалтера ООО "Имперские сладости" на Будаева А.М.;
1.1.5. Лист записи ЕГРЮЛ (ГРН 1134828001450 от 05.11.2013);
1.1.6. Свидетельство ИНН ООО "Имперские сладости";
1.1.7. Свидетельство ОГРН ООО "Имперские сладости";
1.1.8. Протокол N 2 собрания учредителей ООО "Имперские сладости" от 21.07.2014;
1.1.9. Лист записи ЕГРЮЛ (ГРН 2144827301606 от 07.08.2014);
1.1.10. Налоговые декларации по транспортному налогу за 2014 год, 2015 год;
1.1.11. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2013 год, налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2013 год, бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках (отчет о финансовых результатах) за 2013 год, сведения о среднесписочной численности работников за 2013 год;
1.1.12. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2014 года, налоговый расчет по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года;
1.1.13. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за I полугодие 2014 года, налоговый расчет по налогу на имущество организаций за I полугодие 2014 года;
1.1.14. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2014 года, налоговый расчет по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 года;
1.1.15. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2014 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 год, налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2014 год, бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках (отчет о финансовых результатах) за 2014 год, 2-НДФЛ за 2014 год;
1.1.16. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2015 года, налоговый расчет по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2015 года;
1.1.17. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, налоговый расчет по налогу на имущество организаций за I полугодие 2015 года;
1.1.18. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2015 года, налоговый расчет по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2015 года;
1.1.19. Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2015 год, налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2015 год, бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках (отчет о финансовых результатах) за 2015, 2-НДФЛ за 2015 год;
1.1.20. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (за 2013 год, 1 квартал 2014 год, I полугодие 2014 год, 9 месяцев 2014 года, 2014 год, 1 квартал 2015 года, I полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 2015 год);
1.1.21. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за 2013 год, 1 квартал 2014 года, I полугодие 2014 года, 9 месяцев 2014 года, 2014 год, 1 квартал 2015 года, I полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 2015 год);
1.2. Бухгалтерские учетные документы ООО "Имперские сладости" за период с 05.11.2013 по 02.03.2016:
1.2.1. Платежные поручения по исходящим платежам по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК": N 315, 316, 317, 318 от 25.09.2014, N 426 от 20.11.2014, N 466 от 10.12.2014, N 467, 468, 469 от 11.12.2014, N 470, 471 от 12.12.2014, N 472, 474, 475, 476, 477, 478, 479 от 15.12.2014, N 502 от 30.12.2014, N 529 от 03.02.2015;
1.2.2. Банковские ордеры по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК": N 7572273 от 04.08.2014, N 7990071 от 25.09.2014, N 8310027 от 20.11.2014, N 6079942 от 10.12.2014, N 8443107, 8446087 от 10.12.2014, N 8450322 от 11.12.2014, N 8457120, 8460555, 6079943 от 12.12.2014, N 8464714 от 15.12.2014, 8580743 от 30.12.2014.
1.2.3. Чековая книжка и денежные чеки (дебет) по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК" за период с 10.01.2014 по 30.04.2015 с номерами с 6079901 по 6079905, с 6079907 по 6079914, с 6079917 по 6079924, с 6079926 по 6079938, 6079940, 6079943, с 6079945 по 5223451, с 5223453 по 5223455;
1.2.4. Объявления на взнос наличными (кредит) по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК" за период с 14.01.2014 по 27.11.2014 с номерами 1756, 3393, 2097, 1266, 4463, 4672, 4661, 3816, 1799, 3871, 2916, 2337, 3778, 1805, 4218, 3755, 2610, 2226, 3304, 1493, 2073, 3298, 1413, 3982;
1.2.5. Платежные поручения по входящим платежам по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК": N 341 от 25.09.2014, N 225 от 20.11.2014, N 344, 547, 548 от 10.12.2014, N 171 от 11.12.2014, N 134 от 12.12.2014, N 616, 807 от 15.12.2014, N 434 от 30.12.2014, N 159, 609 от 30.01.2015, N 614 от 03.02.2015;
1.2.6. Платежные поручения по исходящим платежам по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 23.09.2015 по 30.12.2015 с номерами с 1 по 29.
1.2.7. Банковские ордеры по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 18.08.2015 по 29.02.2016 с номерами 321838, 321842, 321837, 409115, 321841, 321272, 323884, 731702, 979309, 879850, 698125, 698118, 795535, 772885, 980727, 887470, 194069, 508486, 925980, 863927, 254275, 828409, 986438, 31091, 914531, 639713, 721158, 646037, 570637;
1.2.8. Квитанции о взносе денежных средств по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 18.08.2015 по 30.12.2015 с номерами 693811, 795535, 787482;
1.2.9. Платежные поручения по входящим платежам по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 17.09.2015 по 11.02.2016 с номерами 2669, 503, 537, 302, 776449, 754, 5361;
1.2.10. Инкассовые поручения по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 29.09.2015 по 25.01.2016 с номерами 270, 558, 256, 1400, 1398, 1397, 1399;
1.2.11. Договоры с контрагентами за период с 05.11.2013 по 02.03.2016, за исключением договоров, перечисленных в уточненном исковом заявлении;
1.2.12. Акты (ОС-1, ОС-2, ОС-3, ОС-4, ОС-14, ОС-15, СО-16, приема передачи работ или услуг, инвентаризации расчетов ИНВ-17, инвентаризации активов и обязательств, инвентаризации денежных средств, о приемке товаров ТОРГ-1, о списании товаров ТОРГ-16);
1.2.13. Инвентарные карточки ОС-6;
1.2.14. Накладные (приходные, расходные, товарные ТОРГ-12, на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары ТОРГ-13, расходно-приходные ТОРГ-14, товарно-транспортные), за исключением товарных накладных номера и даты которых, указаны в уточненном исковом заявлении;
1.2.15. Карточки учета материалов М-17;
1.2.16. Товарные отчеты ТОРГ-29;
1.2.17. Платежные ведомости;
1.2.18. Кассовые ордера (приходные КО-1, расходные КО-2);
1.2.19. Кассовая книга КО-4;
1.2.20. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров КО-3;
1.2.21. Авансовые отчеты АО-1;
1.2.22. Журнал кассира-операциониста КМ-4;
1.2.23. Кассовые отчеты;
1.2.24. Банковские выписки с расчетного счета;
1.2.25. Счета-фактуры выданные и полученные, за исключением счетов-фактур, указанных в уточненном исковом заявлении;
1.2.26. Лимитно - заборные карты;
1.2.27. Расчетные ведомости Т-53, платежные ведомости Т-51, расчетно-платежные ведомости Т-49;
1.2.28. Инвентаризационные описи ИНВ-3 (товарно-материальных ценностей, основных средств и денежных средств);
1.2.29. Сличительные ведомости результатов инвентаризации ИНВ-19 (товарно-материальных ценностей, основных средств и денежных средств);
1.2.30. Ведомости учета результатов инвентаризации ИНВ-26;
1.2.31. Журналы учета счетов-фактур;
1.2.32. Книги продаж;
1.2.33. Книги покупок;
1.2.34. Z-отчеты кассового аппарата;
1.3. Кадровые документы и документы по охране труда ООО "Имперские сладости" за период с 05.11.2013 по 02.03.2016:
1.3.1. Учетную политику за 2013 год, 2014 год, 2015 год, 2016 год;
1.3.2. Правила внутреннего трудового распорядка;
1.3.3. Положение о защите персональных данных работников;
1.3.4. Штатное расписание;
1.3.5. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
1.3.6. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
1.3.7. Положение об оплате труда, премировании и стимулировании;
1.3.8. Графики отпусков;
1.3.9. Должностные инструкции, приказы о приеме на работу, приказы о переводе на другую работу, приказы об увольнении, приказы о предоставлении отпусков, заявления работников о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, личные карточки работников, трудовые книжки работников, договоры о полной материальной ответственности, в отношении следующих работников: Абдулгусейнова В.В., Антонян Л.С., Асташевой Ю.Н., Беловой Н.С., Боева А.О., Будаевв А.М., Будаева А.М., Бутовой О.А., Быткина Р.Н., Горшковой Е.Н., Должникова С.М., Должниковой О.И., Егорова А.Ю., Елчина Е.С., Ершовой Т.А., Зайчикова С.Н., Зиборова А.А., Иванова С.А., Ивановой С.А., Иншакова Ю.В., Карасевой А.А., Карасевой Е.В., Климовой Т.Ю., Колесникова Н.А., Колесниковой А.В., Коротаевой С.А., Красиковой Е.В., Красовской Т.А., Леоновой Т.А., Макуриной О.Н., Мартынова А.В., Мартыновой Г.П., Моревой Е.Ю., Недобежиной Л.В., Овсянниковой О.В., Ореховой А.Н., Паршенцевой И.Д., Печикиной И.В., Положенцевой Т.С., Прокуратовой К.В., Просянниковой Н.А., Сапрыкина М.А., Сапрыкиной И.В., Симонова А.А., Смирновой Г.М., Соколова А.В., Соколовой О.В., Суворовой Т.В., Тлакадуговой А.М., Третьяковой Г.А., Трубицына Н.С., Трубицыной Г.Н., Трубицыной Н.Н., Трушковой Г.И., Фалина А.А., Федюшиной С.Ю., Фоминой М.В., Фоминой Н.В., Хугаевой А.В., Чинченко Н.М., Чурляевой К.С., Шеламовой Л.Н.;
1.3.10. Трудовые договоры в отношении следующих работников: Боева А.О., Будаева А.М., Бутовой О.А., Быткина Р.Н., Горшковой Е.Н., Должникова С.М., Егорова А.Ю., Елчина Е.С., Зайчикова С.Н., Зиборова А.А., Ивановой С.А., Карасевой А.А., Колесникова Н.А., Колесниковой А.В., Красовской Т.А., Леоновой Т.А., Макуриной О.Н., Овсянниковой О.В., Ореховой А.Н., Прокуратовой К.В., Сапрыкина М.А., Просянниковой Н.А., Симонова А.А., Соколова А.В., Соколовой О.В., Тлакадуговой А.М., Третьяковой Г.А., Трубицына Н.С., Трубицыной Г.Н., Фалина А.А., Федюшиной С.Ю., Фоминой Н.В., Чинченко Н.М., Чурляевой К.С.;
1.3.11. Приказы по основной деятельности;
1.3.12. Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;
1.3.13. График сменности;
1.3.14. Журнал учета проверок юридического лица;
1.3.15. Инструкции по охране труда по профессиям;
1.3.16. Журнал инструктажа (ознакомления с инструкциями);
1.3.17. Журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования;
1.3.18. Отчет о проведении специальной оценки условий труда;
2. Об обязании Будаева А.М. в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать ООО "Имперские сладости" по месту нахождения его единоличного исполнительного органа печать ООО "Имперские сладости";
3. В случае неисполнения Будаевым А.М. решения суда по настоящему делу в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу взыскать с него в пользу ООО "Имперские сладости" компенсацию за ожидание исполнения решения суда в следующем размере: за первую неделю неисполнения решения - 1000 руб., за вторую неделю - 2000 руб., за третью - 4000 руб., за четвертую - 8000 руб., начиная с пятой недели - по 16 000 руб. за каждую полную неделю просрочки исполнения решения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.10.2017 (судья Малышев Я.С.) исковые требования ООО "Имперские сладости" удовлетворены частично. Суд обязал Будаева А.М. в течение пятнадцати календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу передать ООО "Имперские сладости" следующие документы:
Протокол N 1 собрания учредителей ООО "Имперские сладости" от 16.10.2013; Договор об учреждении ООО "Имперские сладости" от 16.10.2013; Приказ N 01-11/13 от 05.11.2013 о вступлении в должность генерального директора ООО "Имперские сладости" Будаева А.М.; Приказ N 02-11/13 от 05.11.2013 о возложении обязанностей главного бухгалтера ООО "Имперские сладости" на Будаева А.М.; Лист записи ЕГРЮЛ (ГРН 1134828001450 от 05.11.2013); Свидетельство ИНН ООО "Имперские сладости"; Свидетельство ОГРН ООО "Имперские сладости"; Протокол N 2 собрания учредителей ООО "Имперские сладости" от 21.07.2014; Лист записи ЕГРЮЛ (ГРН 2144827301606 от 07.08.2014); Налоговые декларации по транспортному налогу за 2014 год, 2015 год; Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года, за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2014 года, за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года; Налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2013 года, за 1-й квартал 2014 года, за 1-е полугодие 2014 года, за 9-ть месяцев 2014 года, за 2014 год, за 1-й квартал 2015 года, за 9-ть месяцев 2015 года, за 2015 год; Сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2014, 2015 годы; Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах) за 2013 год, за 2014 год и за 2015 год; Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (за 2013 год, 1 квартал 2014 год, I полугодие 2014 год, 9 месяцев 2014 года, 2014 год, 1 квартал 2015 года, I полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 2015 год); Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за 2013 год, 1 квартал 2014 года, I полугодие 2014 года, 9 месяцев 2014 года, 2014 год, 1 квартал 2015 года, I полугодие 2015 года, 9 месяцев 2015 года, 2015 год); Сведения о среднесписочной численности работников за 2013 год; Платежные поручения по исходящим платежам по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК": N 315, 316, 317, 318 от 25.09.2014, N 426 от 20.11.2014, N 466 от 10.12.2014, N 467, 468, 469 от 11.12.2014, N 470, 471 от 12.12.2014, N 472, 474, 475, 476, 477, 478, 479 от 15.12.2014, N 502 от 30.12.2014, N 529 от 03.02.2015; Банковские ордеры по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК": N 7572273 от 04.08.2014, N 7990071 от 25.09.2014, N 8310027 от 20.11.2014, N 6079942 от 10.12.2014, N 8443107, 8446087 от 10.12.2014, N 8450322 от 11.12.2014, N 8457120, 8460555, 6079943 от 12.12.2014, N 8464714 от 15.12.2014, 8580743 от 30.12.2014; Чековая книжка и денежные чеки (дебет) по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК" за период с 10.01.2014 по 30.04.2015 с номерами с 6079901 по 6079905, с 6079907 по 6079914, с 6079917 по 6079924, с 6079926 по 6079938, 6079940, 6079943, с 6079945 по 5223451, с 5223453 по 5223455; Объявления на взнос наличными (кредит) по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК" за период с 14.01.2014 по 27.11.2014 с номерами 1756, 3393, 2097, 1266, 4463, 4672, 4661, 3816, 1799, 3871, 2916, 2337, 3778, 1805, 4218, 3755, 2610, 2226, 3304, 1493, 2073, 3298, 1413, 3982; Платежные поручения по исходящим платежам по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 23.09.2015 по 30.12.2015 с номерами с 1 по 29; Банковские ордеры по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 18.08.2015 по 29.02.2016 с номерами 321838, 321842, 321837, 409115, 321841, 321272, 323884, 731702, 979309, 879850, 698125, 698118, 795535, 772885, 980727, 887470, 194069, 508486, 925980, 863927, 254275, 828409, 986438, 31091, 914531, 639713, 721158, 646037, 570637; Квитанции о взносе денежных средств по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 18.08.2015 по 30.12.2015 с номерами 693811, 795535, 787482; Инкассовые поручения по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 29.09.2015 по 25.01.2016 с номерами 270, 558, 256, 1400, 1398, 1397, 1399; Платежные ведомости; Кассовые ордера (приходные КО-1, расходные КО-2); Кассовая книга КО-4; Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров КО-3; Авансовые отчеты АО-1; Журнал кассира-операциониста КМ-4; Кассовые отчеты; Журналы учета счетов-фактур; Книги продаж с 01.10.2014 года по 02.03.2016 года; Книги покупок с 05.11.2013 по 02.03.2016; Z-отчеты кассового аппарата; Правила внутреннего трудового распорядка; Штатное расписание; Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; Графики отпусков; Должностные инструкции, приказы о приеме на работу, приказы о переводе на другую работу, приказы об увольнении, приказы о предоставлении отпусков, заявления работников о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, личные карточки работников, трудовые книжки работников, договоры о полной материальной ответственности, в отношении следующих работников: Абдулгусейнова В.В., Антонян Л.С., Асташевой Ю.Н., Беловой Н.С., Боева А.О., Будаевв А.М., Будаева А.М., Бутовой О.А., Быткина Р.Н., Горшковой Е.Н., Должникова С.М., Должниковой О.И., Егорова А.Ю., Елчина Е.С., Ершовой Т.А., Зайчикова С.Н., Зиборова А.А., Иванова С.А., Ивановой С.А., Иншакова Ю.В., Карасевой А.А., Карасевой Е.В., Климовой Т.Ю., Колесникова Н.А., Колесниковой А.В., Коротаевой С.А., Красиковой Е.В., Красовской Т.А., Леоновой Т.А., Макуриной О.Н., Мартынова А.В., Мартыновой Г.П., Моревой Е.Ю., Недобежиной Л.В., Овсянниковой О.В., Ореховой А.Н., Паршенцевой И.Д., Печикиной И.В., Положенцевой Т.С., Прокуратовой К.В., Просянниковой Н.А., Сапрыкина М.А., Сапрыкиной И.В., Симонова А.А., Смирновой Г.М., Соколова А.В., Соколовой О.В., Суворовой Т.В., Тлакадуговой А.М., Третьяковой Г.А., Трубицына Н.С., Трубицыной Г.Н., Трубицыной Н.Н., Трушковой Г.И., Фалина А.А., Федюшиной С.Ю., Фоминой М.В., Фоминой Н.В., Хугаевой А.В., Чинченко Н.М., Чурляевой К.С., Шеламовой Л.Н.; Трудовые договоры в отношении следующих работников: Боева А.О., Будаева А.М., Бутовой О.А., Быткина Р.Н., Горшковой Е.Н., Должникова С.М., Егорова А.Ю., Елчина Е.С., Зайчикова С.Н., Зиборова А.А., Ивановой С.А., Карасевой А.А., Колесникова Н.А., Колесниковой А.В., Красовской Т.А., Леоновой Т.А., Макуриной О.Н., Овсянниковой О.В., Ореховой А.Н., Прокуратовой К.В., Сапрыкина М.А., Просянниковой Н.А., Симонова А.А., Соколова А.В., Соколовой О.В., Тлакадуговой А.М., Третьяковой Г.А., Трубицына Н.С., Трубицыной Г.Н., Фалина А.А., Федюшиной С.Ю., Фоминой Н.В., Чинченко Н.М., Чурляевой К.С.; Табель учета рабочего времени; Журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования; Арбитражный суд области обязал Будаева А.М. в течение пятнадцати календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу передать ООО "Имперские сладости" печать ООО "Имперские сладости".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В случае неисполнения решения суда в установленный пятнадцатидневный срок взыскать с Будаева А.М. в пользу ООО "Имперские сладости" судебную неустойку в следующем размере: за первую неделю неисполнения решения суда - 1000 руб., за вторую неделю неисполнения решения суда - 2000 руб., за третью неделю неисполнения решения суда - 4000 руб., за четвертую неделю неисполнения решения суда - 8000 руб., начиная с пятой недели - по 15 000 руб. за каждую полную неделю просрочки исполнения решения суда, но не более 105 000 руб. в общей сумме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 (судьи Серегина Л.А., Сурненков А.А., Колянчикова Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении требований об обязании Будаева А.М. в течение пятнадцати календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу передать ООО "Имперские сладости" книги продаж с 05.11.2013 по 30.09.2014; налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2014 год; платежные поручения по входящим платежам по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "Пробизнесбанк": N 341 от 25.09.2014, N 225 от 20.11.2014, N 344, 547, 548 от 10.12.2014, N 171 от 11.12.2014, N 134 от 12.12.2014, N 616, 807 от 15.12.2014, N 434 от 30.12.2014, N 159, 609 от 30.01.2015, N 614 от 03.02.2015; платежные поручения по входящим платежам по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 17.09.2015 по 11.02.2016 N 2669, 503, 537, 302, 776449, 754, 5361; а так же в части установления размера судебной неустойки, ООО "Имперские сладости" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в указанной части и отменить постановление суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Будаев А.М. в судебное заседание суда кассационной инстанции представителей не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, содержащихся в ней.
Поскольку судебные акты обжалуются только в указанной части, их законность и обоснованность в силу положений статьи 286 АПК РФ проверяется судом кассационной инстанции в указанной части.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в указанной части и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что по результатам собрания учредителей ООО "Имперские сладости" от 16.10.2013, оформленного протоколом N 1, принято решение об учреждении указанного общества, об утверждении устава и назначении Будаева А.М. генеральным директором.
ООО "Имперские сладости" создано 05.11.2013, что подтверждается соответствующей записью в Едином государственном реестре юридических лиц. С указанного дня текущее руководство деятельностью ООО "Имперские сладости" стал осуществлять Будаев А.М.
Вследствие утраты связи с директором Будаевым А.М., массовым увольнением работников, вывозом оборудования и материальных ценностей, учредителями ООО "Имперские сладости" 02.03.2016 по месту нахождения общества проведено внеочередное общее собрание, на котором приняты решения об освобождении от должности генерального директора Будаева А.М. с 02.03.2016 и об избрании с 03.03.2016 генеральным директором ООО "Имперские сладости" Седова В.Ю.
ООО "Имперские сладости" 29.06.2016 направило Будаеву А.М. по адресу его регистрации в Кабардино-Балкарской Республике требование о представлении оригиналов правоустанавливающих документов, документов финансовой и бухгалтерской отчетности за период с даты создания ООО "Имперские сладости" по 03.03.2016, документов по личному составу, а также предложено сообщить о месте нахождения производственного оборудования, принадлежащего ООО "Имперские сладости" с приложением оснований передачи данного оборудования третьим лицам (договоры, акты, платежные документы).
Ответ на указанное письмо в адрес ООО "Имперские сладости" не поступил, требуемая в обращении документация не передана.
ООО "Имперские сладости" 08.12.2016 направило Будаеву А.М. по адресу его регистрации повторное требование о предоставлении указанных документов и сведений, также оставленное ответчиком без ответа и исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Имперские сладости" в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца о возложении обязанности на ответчика по передаче обществу указанных в иске документов, руководствовался пунктом 4 статьи 32, статьями 40, 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), частью 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ), пунктом 7 статьи 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", и исходил из наличия у ответчика, являющегося в спорный период единоличным исполнительным органом общества, обязанности по обеспечению ведения и сохранности названных документов, а также их восстановления в случае утраты; отсутствия доказательств передачи вновь назначенному директору общества документов, подлежащих обязательному хранению, после прекращения полномочий ответчика в указанной должности, с чем согласился суд апелляционной инстанции. В данной части постановление суда апелляционной инстанции не обжалуется.
По мнению суда кассационной инстанции, частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 Закона ООО руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
В пункте 1 статьи 44 Закона об ООО установлено, что единоличный исполнительный орган общества при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
В силу статьи 50 Закона об ООО общество обязано хранить документы, перечень которых указан в пункте 1 названной нормы, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Согласно части 3 статьи 6, части 1 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, а также инструкцию по применению этих перечней.
Перечень типовых управленческих архивных документов, определяющий сроки хранения документов, образующихся в деятельности организаций независимо от формы собственности, утвержден приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень).
Перечень включает типовые управленческие архивные документы (далее - документы), образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (далее - организаций) при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения (пункт 1.2 Перечня).
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона N 402-ФЗ при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Из материалов дела и пункта 17.4 Устава ООО "Имперские сладости" следует, что Будаев А.М., являясь в спорный период (с 05.10.2013 по 02.03.2016) единоличным исполнительным органом ООО "Имперские сладости" и осуществляя текущее руководство деятельностью данной организации, был обязан осуществлять хранение внутренних, финансовых, бухгалтерских, кадровых и иных документов. Однако, порядок передачи документов бухгалтерского учета обществом не определен.
Суды, установив отсутствие документов, определяющих порядок и сроки передачи, как документов бухгалтерского учета, так и иных документов, образующихся в процессе деятельности общества, указали, что данная документация подлежит передаче новому директору в разумный срок - не более 30 дней с момента, когда предыдущий директор узнал, или должен был узнать, об отстранении его от должности, однако, доказательств, подтверждающих передачу документации в той или иной части Будаевым А.М. новому директору Седову В.Ю. или другому полномочному лицу, в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе письма N 12932399023221 от 29.06.2016 и N 12932306073288 от 08.12.2016 с требованием о предоставлении документов, направленные по адресу регистрации ответчика; копии почтовых квитанций N 02322 от 29.06.2016 и N 07328 от 08.12.2016, описи вложения в ценные письма ф. 107, соотносимые друг с другом и подтверждающие факт надлежащего направления в адрес Будаева А.М. писем от 29.06.2016 и от 07.12.2016, руководствуясь пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ, пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суды пришли к обоснованному выводу, что письма (требования), доставленные по указанному адресу (г. Нальчик), считаются полученными Будаевым А.М. 04.08.2016 и 16.01.2017 (дата возврата почтовой корреспонденции отправителю, информация, размещена на официальном сайте ФГУП "Почта России"), в связи с чем действуя добросовестно, разумно и исполняя надлежащим образом обязанности единоличного исполнительного органа, бывший генеральный директор ООО "Имперские сладости" Будаев А.М. обязан был организовать процесс и обеспечить передачу документов данному обществу в лице нового генерального директора в разумный срок - в рассматриваемом случае не позднее 05.09.2016, зафиксировав данный факт соответствующими доказательствами.
Вместе с тем, на момент окончания разумного срока для передачи Будаевым А.М. документации новому единоличному исполнительному органу ООО "Имперские сладости" документы переданы не были, доказательств наличия препятствий для представления испрашиваемой документации ответчиком в нарушение статьи 9 и 65 АПК не представлено, суды частично удовлетворили требования общества.
При этом, суды исходили из отсутствия оснований возложения на ответчика обязанности по предоставлению документов, в частности, книг продаж с 05.11.2013 по 30.09.2014 (пункт 1.2.32); налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год (пункт 1.1.15); платежных поручений по входящим платежам по расчетному счету N 40702.810.8.00000119637 в ОАО АКБ "Пробизнесбанк" N 341 от 25.09.2014, N 225 от 20.11.2014, N 344, 547, 548 от 10.12.2014, N 171 от 11.12.2014, N 134 от 12.12.2014, N 616, 807 от 15.12.2014, N 434 от 30.12.2014, N 159, 609 от 30.01.2015, N 614 от 03.02.2015 (пункт 1.2.5); платежных поручений по входящим платежам по расчетному счету N 40702810635000001546 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк за период с 17.09.2015 по 11.02.2016 N 2669, 503, 537, 302, 776449, 754, 5361 (пункт 1.2.9).
Суды правильно указали, что одним из важнейших критериев, которым должен соответствовать принимаемый судебный акт, возлагающий на сторону обязанность по совершению определенных действий, является его исполнимость (статья 174 АПК РФ).
Так, суды установили, что в ходе проведения доследственной проверки N 301 по заявлению генерального директора ООО "Имперские сладости" Седова В.Ю. сотрудниками ОД ОМВД России по г. Ельцу 16.03.2016 был осуществлен осмотр двухэтажного здания, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Городская, д. 186 "Б", и согласно составленному акту, в ходе осмотра 16.03.2016 сотрудниками полиции было произведено изъятие бухгалтерско-финансовых документов, которые были упакованы в коробки прямоугольной формы, мешок и пакеты белого цвета, заверенные подписью дознавателя и опечатанные печатью N 45 ОМВД России по г. Ельцу. При этом, документы, изъятые в рамках указанной доследственной проверки N 301, были возвращены ООО "Имперские сладости", о чем составлен соответствующий акт приема-передачи от 28.07.2017, согласно которого сотрудниками полиции были возвращены обществу, в частности, книги продаж за период с 01.10.2013 по 30.09.2014.
Довод заявителя жалобы о том, что не удостоверенные подписью Будаева А.М. бумажные носители с наименованием "книги продаж" с 05.11.2013 по 30.09.2014 не являются документом, так как не содержат обязательных реквизитов, был предметом рассмотрения судов и обосновано отклонен, поскольку обществом не представлено доказательств наличия у ответчика указанных документов в ином виде.
Отклоняя заявленные требования в части пунктов 1.2.5, 1.2.9, с учетом "Положения о правилах осуществления перевода денежных средств", утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, правомерно исходили из того, что передача платежных поручений контрагентов ООО "Имперские сладости" самому обществу не предполагается, а наличие в документах общества-получателя денежных средств платежных поручений третьих лиц не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
В части требований общества о предоставлении налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2014 год, суды правомерно исходили из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии у ООО "Имперские сладости" в спорный период какого-либо недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения (статьи 9 и 65 АПК РФ).
Вопреки доводам заявителя жалобы, указанная декларация не передавалась по запросу суда МИФНС N 7 по Липецкой области, что следует из письма налогового органа (т. 2, л.д. 118), а напротив, налоговый орган указал, что налоговые расчеты по налогу на имущество организаций за 2013-2014 годы в налоговую инспекцию обществом по состоянию на 03.03.2017 не представлены. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Истцом также заявлены требования о взыскании судебной неустойки за ожидание исполнения решения суда в следующем размере: за первую неделю неисполнения решения - 1000 руб., за вторую неделю - 2000 руб., за третью - 4000 руб., за четвертую - 8000 руб., начиная с пятой недели - по 16 000 руб. за каждую полную неделю просрочки исполнения решения.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Должник обязан исполнить судебный акт независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения. Исполнение судебных актов должно быть добровольным и своевременным.
Возможность взыскания неустойки за неисполнение судебного акта (астрент) предусмотрена пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ, согласно которому в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В пунктах 28 и 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).
Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).
Как следует из пункта 32 Постановления N 7, удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Таким образом, действующее законодательство позволяет взыскателю требовать компенсации за ожидание исполнения судебного акта, при этом, ее размер и/или порядок определяет суд с учетом названных принципов.
Следовательно, денежные средства, присуждаемые истцу на случай неисполнения судебного акта, определяются судом в твердой денежной сумме, взыскиваемой единовременно, либо денежной сумме, начисляемой периодически, также возможно установление прогрессивной шкалы. Вместе с тем, подлежит определению судом момент, с которого соответствующие денежные средства подлежат начислению.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь указанными положениями и разъяснениями, с учетом принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, пришли к выводу, что заявленный истцом размер судебной неустойки является чрезмерным.
При этом суды исходя из принципа разумности и сохранения баланса интересов сторон, учитывая конкретные обстоятельства дела, установили пятнадцатидневный срок для устранения нарушений прав истца и представления документации по месту нахождения ООО "Имперские сладости" с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу как достаточный для совершения указанных действий.
С учетом изложенного, суды, установили наличие оснований для взыскания судебной неустойки в следующем размере: за первую неделю неисполнения решения суда - 1000 руб., за вторую неделю неисполнения решения суда - 2000 руб., за третью неделю неисполнения решения суда - 4000 руб., за четвертую неделю неисполнения решения суда - 8000 руб., начиная с пятой недели - по 15 000 руб. за каждую полную неделю просрочки исполнения решения суда, но не более 105 000 руб. в общей сумме.
Таким образом, суд определил размер судебной неустойки и срок, по истечении которого с ответчика надлежит ее взыскать, то есть с момента вступления решения в законную силу и по истечении определенного судом срока, который необходим для добровольного исполнения судебного акта. Данное требование истца судом рассмотрено на основе принципов, установленных в пункте 4 статьи 1 ГК РФ.
Доказательств того, что в результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта, определенной судом первой инстанции, окажется для ответчика явно менее выгодным, чем его неисполнение, нарушает баланс интересов сторон, истцом в материалы дела не представлено.
Довод истца о том, что применение судебной неустойки, определенной судом, не повлечет более быстрое неисполнение судебного акта ответчиком, носит предположительный характер, при этом суд кассационной инстанции учитывает, что уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (глава 25 ГК РФ), от применения мер ответственности в рамках исполнительного производства, и не является препятствием к взысканию убытков истца, понесенных в связи с восстановлением утраченных ответчиком документов.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений Арбитражным судом Липецкой области и Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.10.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А36-13492/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь указанными положениями и разъяснениями, с учетом принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, пришли к выводу, что заявленный истцом размер судебной неустойки является чрезмерным.
При этом суды исходя из принципа разумности и сохранения баланса интересов сторон, учитывая конкретные обстоятельства дела, установили пятнадцатидневный срок для устранения нарушений прав истца и представления документации по месту нахождения ООО "Имперские сладости" с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу как достаточный для совершения указанных действий.
С учетом изложенного, суды, установили наличие оснований для взыскания судебной неустойки в следующем размере: за первую неделю неисполнения решения суда - 1000 руб., за вторую неделю неисполнения решения суда - 2000 руб., за третью неделю неисполнения решения суда - 4000 руб., за четвертую неделю неисполнения решения суда - 8000 руб., начиная с пятой недели - по 15 000 руб. за каждую полную неделю просрочки исполнения решения суда, но не более 105 000 руб. в общей сумме.
Таким образом, суд определил размер судебной неустойки и срок, по истечении которого с ответчика надлежит ее взыскать, то есть с момента вступления решения в законную силу и по истечении определенного судом срока, который необходим для добровольного исполнения судебного акта. Данное требование истца судом рассмотрено на основе принципов, установленных в пункте 4 статьи 1 ГК РФ.
...
Довод истца о том, что применение судебной неустойки, определенной судом, не повлечет более быстрое неисполнение судебного акта ответчиком, носит предположительный характер, при этом суд кассационной инстанции учитывает, что уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (глава 25 ГК РФ), от применения мер ответственности в рамках исполнительного производства, и не является препятствием к взысканию убытков истца, понесенных в связи с восстановлением утраченных ответчиком документов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2018 г. N Ф10-1525/18 по делу N А36-13492/2016