г.Калуга |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А83-7223/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от Совета министров Республики Крым: Тихончук С.Г. по доверенности от 09.11.2015 N 1/01-48/5305,
от общества с ограниченной ответственностью "Инвестио": не явились, извещены надлежаще,
от временной администрации общества с ограниченной ответственностью "Инвестио": не явились, извещены надлежаще,
от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Инвестио" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.09.2017 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А83-7223/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестио" (далее - общество, ООО "Инвестио", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Совету министров Республики Крым о признании недействительным распоряжения "О выкупе имущества для нужд Республики Крым" N 211-р/дсп от 03.03.2017 в части имущества, принадлежащего обществу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Солнечная Таврика" и временная администрация ООО "Инвестио".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Совета Министров Республики Крым поддержал позицию, изложенную в ранее направленном отзыве, в котором просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым также представил письменный мотивированный отзыв, в котором просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Одновременно ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, 03.03.2017 Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 211-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым", в соответствии с пунктом 1.2 которого выкупу при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости подлежит имущество, принадлежащее ООО "Инвестио": земельные участки, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Парковое, N 17, N 18, N 19 с кадастровыми номерами 90:25:070401:68, 90:25:070401:69, 90:25:070401:70 соответственно, площадью 600 кв. м каждый, объект незавершенного строительства оздоровительного комплекса, основное здание строение А (декларация о готовности объекта к эксплуатации от 20.01.2016 N РК 14316005114), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, пгт. Паркове, Парковое шоссе, 12.
Пунктом 2 названного распоряжения для обеспечения стабильного функционирования организации до завершения процедуры выкупа имущества принято решение применить процедуру назначения временной администрации по управлению ООО "Инвестио" в отношении вышеуказанного имущества.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым поручено осуществить необходимые мероприятия, связанные с: выкупом для нужд Республики Крым, имущества указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым; определением порядка работы временной администрации и ее персонального состава совместно с Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Солнечная Таврика"; уведомлением собственника имущества о принятии решения о выкупе имущества, проведением иных мероприятий, направленных на обеспечение стабильного функционирования организаций совместно с ГУП РК "Солнечная Таврика".
Указанное распоряжение принято в отношении недвижимого имущества двух обществ - ООО Компания "Старвиста Лимитед" и ООО "Инвестио".
Исходя из вступительной части данного ненормативного акта, распоряжение принято во исполнение Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 47-ЗРК).
Судами установлено, что основанием для принятия данного распоряжения стало предложение Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым, направленное Совету министров Республики Крым в целях сохранения объектов культурного наследия комплекса "Дача Я.Е. Жуковского "Новый Кучук-Кой" (дом дачный Я.Е. Жуковского (1905 г.), дом садовника, парк (первая половина ХХ в.), который был внесен в государственный реестр недвижимых памятников Украины приказом Министерства и туризма Украины от 13.12.2007 N 1669/0/16-07, как памятник истории, монументального искусства и садово-паркового искусства местного значения. Впоследствии Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 N 627 данный комплекс включен в Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым.
Не согласившись с принятым распоряжением в части имущества, принадлежащего обществу, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие указанных норм 08.08.2014 был принят Закон Республики Крым "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым" N 47-ЗРК, распространяющий свое действие на общественные отношения, связанные с выкупом имущества для нужд Республики Крым, и определяющий принципы и механизм данного выкупа.
Так, в соответствии со статьей 1 Закона N 47-ЗРК выкуп имущества для нужд Республики Крым осуществляется в случаях, связанных с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым, обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности, эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств, использования этого имущества в качестве объекта, имеющего особую социальную, культурную и историческую ценность.
Выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества. Перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым (статья 3 Закона N 47-ЗРК).
Предложения о выкупе имущества направляются в Совет министров Республики Крым исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных организаций (статья 4 Закона N 47-ЗРК).
Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией.
В свою очередь, назначение временной администрации на предприятии (в организации, учреждении) происходит на основании решения уполномоченного органа о назначении временной администрации, в котором указывается основание принятия такого решения, утверждается состав временной администрации: руководитель, его заместитель (при необходимости) и члены временной администрации. Порядок (процедура) назначения временной администрации и регламент ее деятельности должны определяться отдельными нормативными актами.
Кассатор, как и прежде, воспроизводит довод о том, что Закон N 47-ЗРК не был согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, а потому не подлежал применению.
Судом апелляционной инстанции в целях проверки указанного довода направлен запрос в Министерство экономического развития Российской Федерации, в ответе на который сообщено об урегулировании имевших место разногласий по согласованию Закона N 47-ЗРК и отсутствии препятствий для его согласования.
Более того, проверка порядка принятия нормативных правовых актов, их соответствия актам, имеющим высшую юридическую силу, Конституции Российской Федерации, осуществляется в рамках судебного контроля судами общей юрисдикции и Конституционным Судом Российской Федерации.
На дату рассмотрения судами заявленного требования данных об обжаловании соответствующих положений Закон N 47-ЗРК либо его проверке на соответствие Конституции Российской Федерации сторонами не представлено.
Проверяя полномочия органа на издание оспариваемого ненормативного акта, суды верно отметили следующее.
Полномочия Совета министров Республики Крым по управлению и распоряжению собственностью Республики Крым определены Конституцией Республики Крым (часть 1 статьи 83).
Применив данные положения в совокупности с положениями Закона N 47-ЗРК, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 03.03.2017 N 211-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым" в оспариваемой части, принято в пределах полномочий и соответствующей компетенции.
При этом судами дана надлежащая оценка доводам заявителя об отсутствии предусмотренных статьей 1 Закона N 47-ЗРК оснований для принятия соответствующего распоряжения.
В частности, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что основанием для принятия распоряжения в оспариваемой части явилось поступившее Совету министров Республики Крым предложение Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым о необходимости выкупа имущества в целях сохранения и восстановления объекта культурного наследия, имеющего особую культурную и историческую ценность.
Рассмотрение соответствующего предложения и принятие по его итогам распоряжения признаны судами соответствующими абзацу 6 статьи 1, статье 4 Закона N 47-ЗРК.
Одновременно, суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание положения статей 3, 3.1., 6, 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", учли, что бывшая дача А.Я. Жуковского создана вначале 20 столетия и представляет собой комплекс объектов на парковой территории.
Постановлением Совета министров Крыма от 14.02.1994 N 33 памятник истории и культуры "Новый Кучук-Кой", расположенный на территории бывшей усадьбы Я.Е. Жуковского поставлен на государственный учет. Согласно приложениям к названному постановлению парк усадьбы "Новый Кучук-Кой" имеет охранную зону 5,7 га, границы которой отображены на карте-схеме расположения объекта культурного наследия.
Представитель ООО "Инвестио" в судебном заседании при обозрении карты-схемы расположения парка памятника не отрицал нахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу, в верхней части парка, пересекаемого дорогой общего пользования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение принято Советом министров Республики Крым в соответствии с Законом N 47-ЗРК, предусматривающим возможность выкупа имущества, в том числе земельных участков, имеющих историческую и культурную ценность, и соответствует целям государственной охраны объектов культурного наследия в понимании Федерального закона об объектах культурного наследия.
Кроме того, суды исследовали вопрос о фактической реализации распоряжения через призму нарушенного права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В частности, применив буквальное толкование оспариваемого ненормативного акта, предусматривающего отчуждение имущества путем его выкупа исключительно при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества, суды заключили, что для решения вопроса о выкупе имущества у ООО "Инвестио" требовалось принятие уполномоченным органом и других ненормативных правовых актов, связанных с оценкой выкупаемого имущества, созданием и назначением временной администрации предприятия, у которого выкупается имущество.
Тем не менее, на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суды установили, что исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым уполномоченным органом не осуществлялось, каких-либо действий и решений, направленных на выкуп данного имущества, не принималось.
Оснований для переоценки данных выводов судов у суда округа в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.
Следовательно, оспариваемое распоряжение носит лишь организационно-распорядительный характер, не возлагающий каких-либо обязанностей на заявителя, а также оно не создает каких-либо реальных препятствий во владении и пользовании имуществом. При этом суд округа учитывает тот факт, что предмет заявленного требования охватывает исключительно распоряжение от 03.03.2017 N 211-р/дсп.
При таких обстоятельствах спора, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Совета министров Республики Крым от 03.03.2017 N 211-р/дсп "О выкупе имущества для нужд Республики Крым" не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя, учитывая, что указанный акт в установленном порядке не исполнялся, отчуждение имущества не произведено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебном акте.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.09.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу N А83-7223/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.