Вовлечение в совершение преступлений террористического характера
За последние годы во всем мире участились случаи проявления терроризма. К сожалению, преступления этого вида были совершены и в нашей стране. В связи с этим был принят ряд новых законов. В частности, в 2002 г. в УК РФ была введена ст. 205.1, предусмотревшая ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению.
Рассматриваемые преступления посягают на общественную безопасность, которая определяется как совокупность общественных отношений, включающих охрану жизни и здоровья граждан, защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, функционирования общества как системы и нормальной деятельности учреждений и организаций.
Деяние же, предусмотренное в ч. 2 ст. 205.1 УК РФ, имеет своими объектами еще и государственную власть, интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления и службы в коммерческих и иных организациях, т.е. подстрекательство и пособничество террористической деятельности создает угрозу многим правоохраняемым объектам - личности, собственности, государственной власти, порядку управления и т.д.
Объективная сторона рассматриваемых преступлений состоит из нескольких альтернативных действий, связанных с участием в акте терроризма или террористической деятельности: а) вовлечение лица в совершение преступления, предусмотренного ст.ст. 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК РФ; б) склонение лица к участию в деятельности террористической организации; в) вооружение лица в целях совершения указанных преступлений; г) обучение лица в целях совершения указанных преступлений; д) финансирование акта терроризма либо террористической организации.
Под вовлечением лица в совершение преступления, предусмотренного ст.ст. 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК РФ, понимаются действия, направленные на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений, таких как терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
Способ вовлечения может быть любым: подкуп, угроза, обещание, обман, насилие, идеологическая обработка путем взывания к чувству патриотизма, национальной солидарности, религиозного единства и т.д.
Данный вариант совершения рассматриваемого деяния является специальным случаем соучастия в форме подстрекательства. Преступление считается оконченным с момента возникновения у вовлекаемого умысла на участие в преступлении террористического характера.
В случае неудачного подстрекательства, когда у лица не возникло желание совершить преступление, действия вовлекающего следует признать покушением на рассматриваемое преступление.
Склонение лица к участию в деятельности террористической организации в отличие от вышерассмотренного варианта представляет собой возбуждение у лица желания участия не в конкретном преступлении террористического характера, а в деятельности в составе террористической организации в роли организатора, исполнителя или пособника.
В соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ под террористической понимается организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации.
Участие в деятельности террористической организации может выражаться в подготовке и совершении вышеназванных преступных деяний террористического характера. В рамках этого осуществляются: разработка планов, способов, приемов совершения преступлений, подбор жертв и их выслеживание, приобретение и изготовление оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовление и подделка документов, установление коррупционных контактов с представителями власти, дача взяток за создание условий для преступной деятельности и ее прикрытия, вербовка и подготовка участников преступного формирования, их тренировка и обучение, покупка и аренда жилья и другой недвижимости (гаражей, мастерских, складских помещений), бытовое обслуживание преступной организации и т.д.
Каждого из названных действий по букве закона в принципе достаточно для признания участия в деятельности террористической организации. К сожалению, уголовный закон не содержит определенных критериев для разграничения преступной и непреступной деятельности лиц, оказывающих те или иные услуги такой организации и ее членам.
Вооружение предполагает как возмездное, так и безвозмездное снабжение лица любыми видами оружия, указанного в Федеральном законе "Об оружии", боевыми видами вооружения, не перечисленными названным Законом, а также оружием массового уничтожения.
Такое толкование вооружения позволяет дать постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" от 12 марта 2002 г. N 5. В нем рекомендовано понимать под оружием устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (п. 2). Вышеназванное постановление расширяет уголовно-правовое понятие оружия за счет боевого вооружения и сужает его за счет пневматического, сигнального и других видов оружия, не предназначенного для поражения живой или иной цели. Сравнивая нормы Федерального Закона "Об оружии" и УК РФ, Пленум разъясняет, что "данный Закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и на которые действие Федерального закона "Об оружии" не распространяется" (п. 1).
Обучение лица в целях совершения указанных преступлений означает ознакомление с тактикой преступных действий, привитие навыков владения оружием, обращения с взрывными устройствами, иными орудиями совершения преступлений, отдельных акций терроризма, идеологическую подготовку, психологический тренинг, ведение занятий по боевой и физической подготовке, рукопашному бою и другим видам единоборств и т.п.
Финансирование акта терроризма либо террористической организации подразумевает умышленное снабжение террористов материальными средствами как прямо, так и завуалированно, как налично, так и безналично (например, путем выдачи денег под видом кредитов для легальных нужд). Для состава рассматриваемого преступления не имеет значения, предоставляются ли средства на конкретную акцию или на обеспечение функционирования террористической организации (систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, материальная поддержка членов организации, покупка недвижимости для ее деятельности, предоставление денег на снабжение автотранспортом, оружием, документами, финансирование взяток и т.д.).
Названные деяния, направленные на подстрекательство или пособничество конкретному террористическому преступлению, представляют собой частные случаи соучастия в террористических преступлениях (ст.ст. 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК РФ). Нормы ст. 205.1 УК РФ являются специальными по отношению к нормам указанных статей, поэтому дополнительной квалификации по ним не требуется.
В тех случаях, когда подстрекательские или пособнические действия относятся не к конкретному деянию, а к террористической деятельности в целом, необходима дополнительная квалификация, связанная с совершением этих преступлений. Возможно также одновременное привлечение к ответственности за бандитизм (ст. 209 УК РФ), организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ), деяния в сфере незаконного оборота оружия (ст.ст. 222, 223, 226 УК РФ) и другие преступления при наличии признаков их составов в деятельности виновных.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями оно подстрекает гражданина к совершению террористического преступления, участию в деятельности террористической организации либо путем вооружения, обучения или финансирования способствует совершению такого преступления или функционированию такой организации и желает этого.
При этом, вооружая или обучая террориста, виновный преследует специальную цель - обеспечение им совершения указанных преступлений.
Под использованием своего служебного положения как отягчающим обстоятельством понимается использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды, служебного оружия, предоставление служебной информации, лоббирование принятия решений, например, предоставление денежных средств через банковские учреждения, иные коррупционные действия. При этом не имеет значения, является ли виновный должностным лицом.
В примечании к ст. 2051 УК РФ содержатся условия освобождения от уголовной ответственности виновного в совершении комментируемого преступления в случае совершения действий, направленных на предотвращение осуществления акта терроризма либо пресечение преступления террористического характера в результате предупреждения о нем виновным органов власти либо путем совершения им других действий. Иной способ предотвращения (пресечения) преступления предполагает разминирование взрывного устройства, помощь заложнику в его освобождении, разоружение незаконного вооруженного формирования, обеспечение отказа захвативших самолет от его удержания или угона, недопущение убийства государственного или общественного деятеля, представителя иностранного государства или международной организации и т.д. При этом не имеет значения, каким образом достигнут результат - путем уговоров, угроз, шантажа, насилия или иным способом.
Закон требует, чтобы действия виновного были добровольными и своевременными. Добровольность означает, что сообщение делается лицом, совершившим преступление, по собственной воле при сознании того обстоятельства, что органам власти об этом не известно и что преступление может быть доведено до конца. Сообщение будет признано добровольным и в том случае, если виновный рассчитывает получить обещанное правоохранительными или иными органами вознаграждение (например, в случае захвата заложника), так как условие бескорыстия законом не выдвинуто.
Своевременность сообщения о преступлении предполагает наличие возможности соответствующих органов предотвратить наступление его наиболее опасных последствий: взрыва, гибели людей, уничтожения имущества. Освобождение виновного от ответственности должно последовать даже в том случае, если органы власти не предотвратили наступление последствий при наличии такой возможности.
Последним условием освобождения от ответственности виновного является отсутствие в его действиях иного состава преступления. При этом закон не уточняет, будет виновный нести ответственность за всю совокупность деяний или может быть освобожден от ответственности по ст. 205.1 УК РФ, но привлечен по другим статьям. Из этого следует, что при соблюдении всех условий (добровольности, своевременности сообщения о преступлении и отсутствии в деянии иного состава преступления) лицо должно быть освобождено от ответственности, а при наличии состава иного преступления решение об освобождении зависит от усмотрения правоприменительного органа.
В.А. Казакова,
кандидат юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин
Московского государственного лингвистического университета
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вовлечение в совершение преступлений террористического характера
Автор
В.А. Казакова - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского государственного лингвистического университета
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 4