Рентные отношения в недропользовании
Применительно к вопросу рентных отношений в сфере недропользования основными категориями будут выступать следующие понятия: рента, недра, ресурсы недр, природные ресурсы, рентные платежи.
Термин "рента" имеет корни в латинском языке: reddo - "возвращаю", "уплачиваю" и rendita - "возвращенное", "уплаченное" (букв. "возвращенное назад"). В немецком языке рента - Rente, во французском - unte, в итальянском - rendita означает вид дохода, не требующий от ее получателя предпринимательской деятельности и затрат труда.
В своих трудах рентные отношения рассматривали Ф. Бастиа, Г. Джордж, Ф. Кенэ, К. Маркс, А. Маршалл, К. Менгер, Д.С. Миль, У. Петти, Д. Рикардо, А. Смит, А. Тюрго, Н.Г. Чернышевский, С. Фишер и др. Проблемы дифференциальной ренты в горнодобывающей промышленности решали отечественные ученые А.С. Астахов, В.Н. Богачев, М.М. Гурен, З.К. Каргажанов, М.К. Клубничкин, В.С. Немчинов, В. Пахомов, Э.Ю. Черкесова, В.К. Шкатов, а также правоведы в области гражданского, предпринимательского и природоресурсного права, как: Г.С. Башмакова, А.Н. Вылегжанина, Венедиктова А.В., Б.В. Ерофеева, Ю.Г. Жарикова, Л.А. Заславской, М.И. Клеандрова, Б.Д. Клюкина, А.А. Конопляника, Е.Г. Краюшкиной, М. Махлиной, Р.Н. Миргазизовой, П.Б. Мухитдинова, Н.Н. Осокина, М.Е. Певзнера, А.И. Перчика, Ю.В. Разовского, А.Ф. Стругова, Н.А. Сыродоева, О.М. Теплова, Ю.К. Толстого и др.
Представления науки о ренте прошли значительную эволюцию вслед за развитием общества и мирового хозяйства: от земельной дифференциальной, абсолютной ренты до квазиренты и осмысления ее проявлений в различных видах деятельности, в частности, не связанных с использованием природных ресурсов. Наиболее полно и основательно историческая эволюция представлений науки о ренте показана в книге Ш. Жида, Ш. Риста "История экономических учений".*(1)
Любой доход, будь то процент на капитал, прибыль или даже часть зарплаты, в современном понимании ученых считается рентой, если его уровень значительно превышает соответствующую текущую норму процента, нормальную прибыль или среднюю зарплату.
Основы теории рентных платежей и ренты вообще заложены классиками политической экономии А. Смитом, Д. Рикардо, а также К. Марксом. Созданная ими теория ренты затрагивала главным образом отношения землевладения и землепользования, хотя исторически рента связана прежде всего с ростовщичеством.
Выдающийся ученый экономист А. Смит считал, что земельная рента - это элемент монополии частной собственности на землю. Он отмечал, что участки земли различаются как по плодородию, так и по местоположению и эти различия являются причиной возникновения дифференциальной ренты. Он определял ренту как излишек стоимости над заработной платой рабочих и средней прибылью фермера, как произведение природы, которое остается за вычетом всего, что является произведением человека*(2).
Изучению категории земельной ренты были посвящены труды известного ученого Давида Рикардо, который считается отцом теории ренты, автора книги "Принципы политической экономии и налогообложения" (1817). Разработанная им теория ренты была построена на трех основных положениях*(3):земельные участки различаются по плодородию и местоположению; площади земель, лучших по плодородию и местоположению, ограниченны; земельные участки - частная собственность. Д. Рикардо полагал, что в сельскохозяйственный оборот вовлекаются земли худшего качества, в связи с чем издержки производства растут и общество вынуждено переплачивать за хлеб, так как без добавочного хлеба оно обойтись не может. Производители на землях первого сорта получают кроме обычной прибыли добавочную прибыль. Собственник земли, учитывая, что предприниматель обычно получает среднюю прибыль, считает, что всякая добавочная стоимость может быть им присвоена без нарушения основ производства. Эта добавочная прибыль составляет доход собственника земли, или земельную ренту. По мере роста потребности в продукции сельского хозяйства, общество вынуждено переходить от второго сорта земли к худшему, третьему и пр. при этом рента повышается с первого участка, появляется на втором и т.д. Последний сорт земли, по мнению Д. Рикардо, дифференциальную ренту не платит, так как он регулирует цену продукта, которая основывается на издержках производства плюс средняя прибыль. Он также считал, что равные капиталы не дают одинаковые результаты, если они вкладываются в производство постепенно, один за другим. "Рента, - писал Д. Рикардо, - всегда будет равняться разности между количествами продукта, полученными при помощи одинакового капитала с одной и той же земли или с земли различного качества".
Некоторые ученые (например, Кэри и Бастиа) в своих работах опровергали теорию ренты Рикардо. Но поскольку она имела очевидное практическое подтверждение (значительный рост цен на землю в крупных городах), постольку противники теории ренты имели немного последователей. Впоследствии ученые стали распространять теорию ренты не только на природные ресурсы, но и на физический капитал - недвижимость, фабрики, а также заработную плату рабочих.
Дифференциальная рента рассматривалась и К. Марксом в его труде "Капитал" на примере земельной ренты в сельском хозяйстве.
К. Маркс затрагивал также вопросы дифференциальной ренты в горной промышленности и строительстве. Дифференциальная рента, утверждал он, имеет свою качественную и количественную определенность. Качественная определенность ренты в том, что она есть экономическая форма реализации собственности на землю (недра), а количественная ее определенность в том, что она есть добавочная прибыль. К. Маркс отмечал: "...земельная рента возникает.. вследствие относительно большей производительности определенных отдельных капиталов, вложенных в известную сферу производства, по сравнению с теми капиталами, которые не могут воспользоваться такими исключительными создаваемыми природой благоприятными условиями повышения производительной силы"*(4).
В зависимости от того, что является причиной - различия в плодородии и местоположении участков недр или различия в производительности дополнительных вложений капитала в один и тот же участок - К. Маркс разделял ренту на дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II, нов то же время противоречиво утверждал, что дифференциальная рента II "является лишь другим выражением дифференциальной ренты I, а по существу совпадает с ней".*(5)
К. Маркс считал, что абсолютная рента возникает вследствие монополии частной собственности на землю. Сущность абсолютной ренты он объяснял следующим образом. Вследствие отсталости в сельском хозяйстве доля переменного капитала выше в общем составе капитала по сравнению с промышленностью Поэтому в сельском хозяйстве создается относительно больше прибавочной стоимости. Монополия частной собственности на землю препятствует свободному приливу капитала, благодаря чему цены поднимаются до уровня стоимости, т.е. выше их общей цены производства. Разница между стоимостью и ценой производства, присваевымая землевладельцем, и составляет абсолютную земельную ренту.
В современный период для нефтедобычи используют понятие экономической ренты - разницы между стоимостью продукции и расходами на ее добычу. При этом в состав расходов включаются издержки на добычу, геологоразведку и освоение месторождения, а также так называемая среднеотраслевая норма прибыли.*(6) Таким образом, в этом случае рента - синоним избыточной прибыли или сверхдоходов. В теории, как известно, выделяют та называемую дифференциальную ренту, о чем упоминалось выше, - дополнительный доход, который возникает на месторождениях с относительно небольшими издержками по сравнению с так называемыми замыкающими месторождениями. Замыкающим месторождением называют месторождение с самыми высокими издержками производства, эксплуатация которого необходима по каким-то неэкономическим причинам, например, для обеспечения спроса на нефть данного региона.*(7)
В дифференциальной ренте выделяют горную ренту, ренту положения, ренту качества и межотраслевую ренту. Горная рента отражает разницу в затратах на этапе добычи, рента положения - в затратах на транспортировку и связана с географическими различиями по отношению к рынкам сбыта. Рента качества обусловлена различием в цене нефтей с различными физико-химическими свойствами. Межотраслевая рента отражает разницу в затратах на взаимозаменяемые, с точки зрения потребителя, ресурсы.*(8)
С точки зрения инвестора, принимающего решение о вложении собственных средств в разработку конкретного месторождения, значение имеет ожидаемая отдача на вложенный капитал и риски проекта, а не наличие какого-то замыкающего месторождения. В этой связи, в настоящее время в странах с рыночной экономикой распространение получило именно понятие экономической, а не дифференциальной ренты.
Понятие дифференциальной ренты и выделение в ней подвидов помогает понять, за счет чего различается рента на различных месторождениях, однако с точки зрения количественной оценки важен итоговый экономический эффект. Обобщая проведенный анализ, можно сделать вывод о том, что эволюция представлений о ренте позволила науке подойти к пониманию как дифференциального, так и абсолютного характера ренты (си. Разовский Ю.В. горная рента. М., 2000). Абсолютная рента, возникающая в худших условиях, формируется и в лучших условиях, являясь началом дифференциации доходов от использования природных ресурсов, включая ресурсы недр или основного капитала, т.е. по сути может рассматриваться как разновидность дифференциальной ренты. С развитием общественных отношений природные ресурсы становятся все более редкими, поэтому при при их использовании абсолютный характер ренты проявляется в наибольшей степени. Даже когда нет монополии частной собственности на недра и ресурсы недр (землю), все большая абсолютная ограниченность ресурсов недр и их высокая ценность обусловливают возникновение абсолютной ренты.
Далее перейдем к понятию "недра". В преамбуле Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 года (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ и 02.01.00 N 20-ФЗ) определено, что недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения*(9). Некоторые ученые советского периода, занимавшиеся вопросами теоретического изучения недр, также пытались дать определение недр. В частности, одни считали, что нельзя ставить знак равенства между недрами и полезными ископаемыми, ибо последние являются лишь составной частью недр. Отсюда они делали вывод, что для квалификации недр как объекта права собственности неважно, есть в них полезные ископаемые или нет. Однако противники этой точки зрения считали, что понятие недр равнозначно понятию полезных ископаемых.*(10) Н.А. Сыродоев отрицал необходимость приравнивания понятия "недр" к понятию полезных ископаемых, так как, по его мнению, полезные ископаемые - это составные части недр, которые могут добываться с промышленной целью, путем извлечения или отделения их, независимо от того, находятся они в глубине или выходят на поверхность.*(11) Тем не менее и в ныне действующем законе РФ о недрах ничего не говорится о выходящих на поверхность ископаемых.
Понятие "недра земли" возникло в связи с тем, что полезность для человека поверхности земли - обычно почвы - не совпадает с той пользой, которую таят подпочвенные слои. Если поверхность земли служит человеку в основном как среда, из которой он получает биологические продукты, то недра земли он ценит за то, что они содержат полезные ископаемые. Но если все-таки полезные ископаемые выходят на поверхность? Охвачены ли они понятием собственности на недра? Если обратиться к более детальному изучению закона РФ "О недрах", то его нормы дают основание полагать, что ответ должен быть положительным. Это видно, например, из ст. 33 закона, которая говорит об "охране участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность", к этим участкам ст. 33 относит также редкие геологические обнажения, которые явно выходят на поверхность. Ст. 11 закона "Лицензия на пользование недрами" упоминает о праве недропользователя на отходы горнодобывающего и связанного с ним производств. Как известно, эти отходы располагаются в основном на поверхности земли или под слоем воды в хвостохранилищах. Считать ли выходящие на поверхность полезные ископаемые недрами или землей? Авторы комментария Закона РФ "О недрах" считают, что ответ на этот вопрос зависит от экономических обстоятельств, влияющих на понятие "собственность"*(12). Если полезное ископаемое - более ценное, чем земля, то его следует относить к недрам, в противном случае его надо будет признавать землей. Именно такой подход был присущ в свое время Горному закону РСФСР 1927 г., и Горному положению - закону СССР 1927 г.*(13)
Выход на поверхность полезного ископаемого означает, что к нему надо применять нормы двух отраслей права - горного и земельного. Тогда возникает вопрос, какие нормы должны иметь приоритет. На этот вопрос можно ответить так. Если ценность полезного ископаемого превосходит ценность земли (без ископаемого), то ведущая роль в регулировании его использования и охраны должна принадлежать законодательству о недрах. И лишь в той части, в какой возникающие вопросы не находят разрешения в законодательстве о недрах, следует руководствоваться законами о земле. При обратном соотношении их экономической ценности на первый план должно ставиться земельное законодательство, а законы о недрах должны применяться в качестве дополнительных, что, представляется нецелесообразным.
Поскольку понятие "недра" тесно связано с полезными ископаемыми, оно может иметь в некоторых случаях специфическое значение. Это касается не только выхода полезных ископаемых на поверхность земли в целом. Преамбула закона о недрах относит к недрам фактически и запасы подземных вод, а также рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. К недрам относятся и запасы сапропелей на дне озер, а также торфяные залежи.
Понятие рентных платежей непосредственно связано с той или иной разновидностью платежей, которые платят субъекты -нефтегазодобывающие предприятия, инофирмы и пр. Условно их можно разбить на четыре группы: разовые платежи - бонусы, арендная плата - ренталз, платежи с добычи - роялти, платежи с дохода - налоги. Бонусы, являясь разовым платежом, не служат значительным (по сравнению с платежами с дохода и добычи) источником финансовых поступлений для принимающей страны и поэтому рассматриваются в качестве дополнительной статьи увеличения государственных доходов. Но они являются хронологически первым, хотя и несистематическим, видом платежа. Бонусы могут быть составной частью соглашения любого типа (как концессионного, так и иной разновидности контракта) и приурочены к различным этапам его реализации. Выплата бонусов в ряде стран закреплена в законодательном порядке, но чаще и количество, и размер разовых платежей являются предметом переговоров. На стадии поисково-разведочных работ бонусы рассматриваются принимающей страной прежде всего как своеобразный аванс, свидетельствующий о серьезности намерений субъекта. В значительном числе соглашений вплоть до недавнего времени предусматривалось возмещение бонусов - обычно в виде ежегодных платежей инофирме равными частями в течение 10-15 лет после начала коммерческой добычи. В этом случае бонусы по существу являлись частью капиталовложений фирмы, а порядок их погашения соответствовал ускоренной амортизации. В последние годы пункты о возмещении бонусов во многих соглашениях ликвидируются. В результате вместо присущей разовым возмещаемым платежам функции перераспределения расходов разовые невозмещаемые платежи начинают играть роль ограничителя прибылей компании и становятся дополнительным каналом увеличения государственных доходов. Если в результате неудачных поисково-разведочных работ соглашение по их истечении будет аннулировано, система невозмещаемых бонусов все же обеспечит принимающей стране некоторые дополнительные финансовые поступления. Арендная плата (ренталз) является вторым видом платежей инофирмы, не зависящим от наличия добычи или прибыльности реализации добытой нефти, т.е. дающим принимающей стране возможность получать систематический в отличие от бонусов доход с момента заключения соглашения. Размер арендной платы может быть установлен как за всю законтрактованную территорию, так и из расчета платы за единицу этой площади. В целях побуждения к скорейшему освоению территории принимающая страна может устанавливать прогрессивные ставки арендной платы, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа. В целях стимулирования быстрейшего начала добычи или экспорта нефти арендная плата может быть установлена в соглашении на ограниченный период. Основными видами платежей в случае успешной эксплуатации месторождения, основными для государства источниками финансовых поступлений являются платежи с добычи (роялти) и с дохода (налоги).
Величина роялти колеблется от 0 до 40%,но в большинстве стран равна 12-20% стоимости добытой нефти. Несмотря на то, что заведомо большую часть доходов принимающей страны обеспечивают налоги, а не роялти, по нашему мнению, базисным видом систематического платежа для принимающей страны является все же платеж с добычи, а не с дохода.
Во-первых, роялти обеспечивают более ранее начало систематических финансовых поступлений государству, чем система налогообложения. Во-вторых, в отличие от налогов, роялти не зависят от уровня рентабельности добычи нефти на месторождении. В-третьих, на роялти не распространяется система налоговых льгот и скидок. Следовательно, любое не предусмотренное изменение условий разработки или коньюнктуры на рынке нефти и газа может повлечь за собой изменение рентабельности добычи и ,вследствие системы налоговых льгот, отодвинуть начало налоговых поступлений на еще более позднюю дату с момента разработки месторождения. Срок же начала поступлений роялти в любом случае остается неизменным. В-четвертых, роялти гарантируют государству определенный предельный минимум доходов от эксплуатации месторождений, ниже которого они упасть не могут, чего не обеспечивает система налогообложения: если минимальная величина платежа роялти всегда больше ноля, то налоговые отчисления в течение нескольких первых лет эксплуатации месторождения могут вообще не поступать. В традиционных концессиях роялти имели форму фиксированной платы с единицы объема добытой нефти независимо от ее рыночной стоимости. В модернизированных концессиях и контрактах роялти стали рассчитываться как процент от стоимости добытой нефти. Манипулируя величиной ставки роялти, государство тем самым создает финансовые стимулы для инофирмам для работы в нужном для принимающей страны направлении. Введение вначале нескольких фиксированных ставок роялти, а затем переход к их расчету по скользящей шкале служат целям экономически обоснованного изъятия у инофирмы той части валового дохода (превращающегося впоследствии в сверхприбыль), которая по праву принадлежит принимающей стране, поскольку источником ее образования является дифференциальная рента. Выплата роялти может осуществляться как в денежной форме, так и произведенной продукцией. Возможны выплаты роялти смешанного типа, когда одна их часть, оговоренная в соглашении, выплачивается в денежной форме, а другая - нефтью. Во второй половине 7-начале 80-х годов в период укрепляющейся конъюнктуры рынка и растущих цен на нефть принимающие страны предпочитали получать роялти наличным товаром и тенденция расширялась. В настоящее время в связи с резким падением цен на нефть и сохранением на рынке избытка предложения следует ожидать возврата большинства принимающих государств к взиманию роялти непосредственно в денежной форме.
Основной канал изъятия прибылей у иностранных фирм - платежи с доходов (налоги). Различают три вида подоходного налога: обычный (традиционный) - на прибыль корпораций; специальный - на прибыль нефтяных корпораций и дополнительный - как правило, на сверхприбыли или так называемые "непредвиденные" доходы нефтегазовых корпораций. Ставки обычного налога колеблются до 70%, ставки специального налога на прибыли от 50 до 85% в большинстве стран ОПЕК. Разрыв в уровнях налогообложения между обычным и специальным подоходным налогом отражает сложившиеся различия в уровне прибыльности нефтяного и иных видов бизнеса. Введение системы дополнительных налогов предназначено для выравнивания средней нормы прибыли внутри самой отрасли страны путем изъятия как дифференцированной ренты, так и непредвиденных доходов (например, при продаже части добытой нефти по цене, превышающей рыночную или оговоренную в соглашении). Таким образом, специальный подоходный налог призван не столько заменить, сколько устранить механизм межотраслевой конкуренции, а дополнительный - внутриотраслевой, ибо если межотраслевая конкуренция способствует выравниванию отраслевых норм прибыли в интересах монополий, то введение повышенных ставок специального подоходного налога решает ту же задачу в интересах принимающего государства.
В соглашениях о разделе продукции возможны два варианта взимания подоходного налога: путем непосредственного или косвенного налогообложения. Первый осуществляется как при традиционном для контрактов этого типа разделе добычи (выделение инофирме на погашение издержек не облагаемой налогом "компенсационной" нефти и раздел оставшейся "распределяемой" нефти между компанией и государством), так и при прямом двухступенчатом разделе добычи. При традиционном разделе принадлежащая инофирме доля "распределяемой" нефти облагается, как правило, обычным подоходным налогом. Роль специального налога с его повышенными ставками может выполнять сама процедура раздела добычи, при которой изъятие сверхприбылей осуществляется не повышением ставки налогообложения, а увеличением доли "распределяемой" продукции, отчисляемой в пользу государства. Аналогично происходит налогообложение при прямом двухступенчатом разделе. Второй вариант - прямой одноступенчатый раздел всей добычи (а не "распределяемой" ее части) без налогообложения доли, выделенной инофирме.
При косвенном налогообложении в соглашениях о разделе продукции (т.е. при прямом ее разделе) взимание платежа с дохода по существу заменяется повышенным платежом с добычи, которому передаются функции изъятия не только дифференциальной, но и абсолютной ренты, и, следовательно, все плюсы, присущие роялти.
Рассмотрим понятие "природные ресурсы". В действующем законодательстве, в частности, в статье 4 Федерального закона "О континентальном шельфе РФ", статьях 128, 129 ГК РФ "природные ресурсы" упоминаются в одном ряду с "землей" и определяются как объекты гражданских прав, оборот которых возможен в пределах, допускаемых специальным законодательством. Также в указанных нормах дается понятие природных ресурсов континентального шельфа и раскрывается содержание понятия "федеральные природные ресурсы".
Однако в законе не дается понятия природных ресурсов. В учебнике "Экологическое право России" В.В. Петрова природный ресурс - источник экономического потребления человеком природы. Автор определяет основные виды природных ресурсов - земельные, лесные, водные, минеральные, фаунистические, солнечные и т.д.*(14) Природные ресурсы - это компоненты природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления*(15).
Все же природные ресурсы - одно из наиболее часто употребляемых понятий. В краткой географической энциклопедии под таким термином обозначаются "...элементы природы, используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода, благоприятные климатические условия, энергия ветра" (т. 3, с. 299). В юридической литературе мы можем все-таки встретить толкование понятия "природные ресурсы".*(16) Так, О.М. Теплов, Б.Д. Клюкин относят к природным ресурсам землю и ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы на территории РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РФ". Некоторыми авторами подчеркивается необходимость разработки и принятия специального закона о природных ресурсах, в котором должно содержаться общее понятие о природных ресурсах, а также должны быть определены понятия отдельных видов природных ресурсов - минеральных, земельных и других.*(17)
Думается, в целях дальнейшего правового регулирования необходимо систематизировать отдельные виды природных ресурсов и четко определить их характеристики, признаки. Также представляется необходимой дальнейшая систематизация и инкорпорация норм, регулирующих рентные платежи в нефтегазовой отрасли, объединение их в единый нормативный акт федерального уровня. Разработка общей правовой концепции рентных платежей в нефтегазовой отрасли, на наш взгляд, позволила бы однозначно отграничить вышеописанные конструкции, уяснив общее и специфическое, свойственное каждому понятию.
В России плата, которая взимается с горнодобывающих предприятий, называется налогом, а именно: налогом на добычу полезных ископаемых, а ранее называлась акцизом. Оба эти термина представляются юридически некорректными и весьма спорными.
Налог, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это платеж в пользу государства, за который плательщик не получает какого-либо эквивалента в прямом виде. Но в случае использования недр такой эквивалент присутствует, причем в весомой материальной форме - в виде добываемого сырья, включая углеводородное, или топлива. Здесь уместно говорить не о налоговых отношениях, а о хозяйственной сделке между собственником недр - государством и их разработчиком - хозяйствующим субъектом (горнодобывающим предприятием). Этот тип сделок еще в древнеримском праве определялся формулой do ut des ("даю, чтобы ты дал"). Никакого отношения к налогам он не имеет.
Еще меньше оснований при разработке месторождений углеводородного сырья говорить о налоговых отношениях типа акцизов, замененных ныне действующим НДПИ (налогом на добычу полезных ископаемых). Как следует из теории налоговых платежей и практики налогообложения, акцизы представляют собой более или менее произвольные наложения на цены товаров, которые (наложения) поступают в пользу государства. Обычно это касается предметов потребления, считающихся нежелательными для здоровья человека (алкоголь, табак), или же товаров, предназначенных для богатых. Ни то, ни другое обычно не присутствует при добыче полезных ископаемых. Плата же, взимаемая за разработку месторождений, вообще не относится к налогам. Ее правильная экономическая природа - это рента, точнее, горная рента.
Из сказанного вытекает тот практический результат, что налоговые органы в лице Министерства РФ по налогам и сборам и соответствующими территориальными и структурными подразделениями не должны иметь никакого отношения к разработке месторождений полезных ископаемых, если не считать обложения прибылей самих хозяйствующих субъектов - горнодобывающих предприятий (объединений), а также хозяйственных организаций, занимающихся поисками месторождений полезных ископаемых и разведкой недр. Рента, как плата (не налог!) за разработку недр должна распределяться в соответствии с нуждами и задачами Российского государства через собственника недр в лице соответствующего органа (ведомства), которое ими управляет. соответствующих правовых норм.
Вместе с тем, правовая специфика предпринимательства в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья во всяком случае в значительной части сводит на нет фискальные подходы к налогообложению в сфере недропользования, которые и ныне господствуют в налоговой политике российского законодателя.
В этой связи представляется целесообразной дальнейшая работа отечественного законодателя в направлении разработки специального льготного для инвесторов режима изъятия рентных платежей в сфере недропользования (будь то концессионные соглашения, аренда, соглашения о разделе продукции или лицензионно-разрешительная система), где изъятие ренты является не актом реализации фискальной политики государства, а своего рода встречным удовлетворением, противостоящим конкретному обязательству хозяйствующего субъекта - недропользователя произвести определенные в договоре действия.
Л.М. Алланина,
аспирант ТГИМЭУиП
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 5, июль-август 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.,1995.
*(2) Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
*(3) Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. Том 1. М., 1989.
*(4) Маркс К. Капитал: критика политэкономии. Т. 3.Книга 3. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Часть вторая. Под ред. В. Энгельса. М., 1978. С. 842-843.
*(5) См. там же указ соч. стр. 847.
*(6) Джонстон Д. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции. М., 2000.
*(7) Выгон Г.В. проблемы оценки нефтяной ренты и механизмы налогообложения нефтедобычи // Нефть, газ и право. 2004. N 2. С. 32.
*(8) См. там же. С. 33.
*(9) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 16. Ст.834.
*(10) Коган М.Е. О кодификации горного законодательства // Сов .государство и право. 1957. N 6. С.99. Мухитдинов П.Б. Объекты права государственной собственности на недра // Сов. государство и право. 1971. N 5. С.25.
*(11) Сыродоев Н.А. Научные основы кодификации горного законодательства // Сов. государство и право. 1969. N 4. С.36.
*(12) Законодательство и экономика. 1999. N 4. С. 23.
*(13) СЗ СССР. N 68. Ст. 687, 688.
*(14) Петров В.В. Экологическое право России. М., С. 108.
*(15) Большой энциклопедический словарь. М., 1991. Т. 2. С. с. 28, 203.
*(16) Теплов О.М., Клюкин Б.Д. Недра и право. Условия предоставления недр в пользование (для геологоразведки, добычи, промышленной эксплуатации) на территории Российской Федерации (включая свободные экономические зоны). С. 6.
*(17) Миргазизова Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации (на примере нефти и газа). Новосибирск, 2000. С. 16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рентные отношения в недропользовании
Автор
Л.М. Алланина - аспирант ТГИМЭУиП
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа" 2004, N 5