г.Калуга |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А54-394/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Радиус" (197110, г.Санкт-Петербург, Константиновский проспект, д.18, лит.А; почтовый адрес: г.Санкт-Петербург, Константиновский проспект, д.18, лит.А, пом. 11-Н, ОГРН 1034700554151, ИНН 4703063450) - не явились;
от ответчиков: государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области" (390030, г.Рязань, ул.Ленинского комсомола, д.7, ОГРН 1146234012825, ИНН 6234137770) - Щевьева Е.Б. (дов. от 28.09.2017 N 2208/05);
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (103132, г.Москва, ул.Ильинка, д.21, ОГРН 1127746460885) - не явились;
Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области (390000, г.Рязань, ул.Почтовая, д.51, ОГРН 1026201265090) - не явились;
от третьих лиц:
министерства социальной защиты населения Рязанской области (390005, г.Рязань, ул.Ленинского Комсомола, д.7, ОГРН 1046209009461) - не явились;
государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (390000, г.Рязань, ул.Свободы, д.53, ОГРН 1026201254980) - Бачурина Д.Ф. (дов. от 09.01.2018 N 4);
Министерства финансов Российской Федерации (109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9, стр.1) в лице управления Федерального казначейства по Рязанской области (390000, г.Рязань, ул.Петрова, д.3, ОГРН 1026201262394) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2017 (судья Медведева О.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 (судьи Токарева М.В., Бычкова Т.В., Грошев И.П.) по делу N А54-394/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Радиус" (далее - ООО "Радиус") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области" (далее - казенное учреждение) о признании недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта N 01592000001215000032-0665556-02 от 04.03.2015 на выполнение работ по изготовлению корсетов для инвалидов и отдельных категорий ветеранов с последующей поставкой и гарантийным обслуживанием, оформленной решением от 31.12.2015, о взыскании 177 744,50 руб. задолженности за просрочку платежа, 259 922 руб., перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта, 81 440,50 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя (уточненные требования).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство социальной защиты населения Рязанской области (далее - минсоцзащиты Рязанской области), министерство финансов Рязанской области (далее - минфин Рязанской области), государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Рязанское отделение Фонда соцстраха), Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области (далее - УФК по Рязанской области), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд РФ).
Определениями суда от 16.02.2017 и от 16.05.2017 минфин Рязанской области и Минтруд РФ привлечены в качестве соответчиков.
В ходе рассмотрения дела истец заявил отказ от исковых требований в части взыскания 259 922 руб., переданных в качестве обеспечения исполнения контракта. Отказ принят судом.
Решением суда от 08.08.2017 односторонняя сделка по расторжению государственного контракта, оформленная решением казенного учреждения от 31.12.2015, признана недействительной. С казенного учреждения в пользу общества взыскано 40 720,25 руб. расходов на оплату услуг представителя и 6000 руб. расходов по государственной пошлине. Производство по требованию о взыскании 259 922 руб., переданных в качестве обеспечения исполнения контракта, прекращено. С Минтруда РФ за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 177 744,50 руб. задолженности по контракту, 40 720,25 руб. расходов на оплату услуг представителя, 6332 руб. расходов по государственной пошлины. В удовлетворении требований к минфину Рязанской области отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минтруд РФ просит состоявшиеся судебные решения отменить в части взыскания сумм с Минтруда РФ и во взыскании сумм с Минтруда РФ отказать, ссылаясь на то что требования возникли из контракта, а Минтруд РФ стороной контракта не является; кроме того, в период с 01.01.2010 по 31.12.2015 обеспечение инвалидов, проживающих в Рязанской области, осуществлялось минсоцзащиты Рязанской области в силу заключенного между Минтруд РФ и правительством Рязанской области соглашения о передаче правительству Рязанской области части полномочий по предоставлению мер соцзащиты инвалидам и под это соглашение в 2015 году финансирование было доведено до минсоцзащиты Рязанской области в полном объеме.
В отзывах на кассационную жалобу минфин Рязанской области, минсоцзащиты Рязанской области, Рязанское отделение Фонда соцстраха, казенное учреждение и общество просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы. В отзыве на кассационную жалобу УФК по Рязанской области просило судебные акты отменить, в удовлетворении требований к Минтруд РФ отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители казенного учреждения и Рязанского отделения Фонда соцстраха просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что все неизрасходованные средства были возвращены в начале 2016 года в Минтруд РФ.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Минтруд РФ и УФК по Рязанской области ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. Доводы жалобы направлены на то, что Минтруд РФ не несет ответственность по неисполненному иным лицом обязательству по договору.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между казенным учреждением (заказчик) и обществом (исполнитель) 04.03.2015 был заключен государственный контракт N 0159200001215000032-0665556-02 на выполнение работ по изготовлению корсетов для инвалидов и отдельных категорий ветеранов с последующей поставкой и гарантийным обслуживанием. Период действия контракта - с даты его подписания и до 31.12.2015. Цена контракта - 1 048 350 руб.
В спецификации (Приложении N 1 к контракту) сторонами согласованы наименование, технические характеристики товара, его количество, цена и стоимость: корсет мягкой фиксации - 25 штук, цена за ед. в руб. - 1 900 руб., общая сумма - 47 500 руб.; корсет полужесткой фиксации - 200 штук, цена за ед. в руб. - 5 004,25 руб., общая сумма - 1 000 850 руб.
Ссылаясь на то что за изготовленные 38 корсетов общей стоимостью 177 744,50 руб., переданных по актам приема-передачи товара, а также занесенных в реестр от 30.12.2015 N 5 на выданные изделия, оплата казенным учреждением не произведена, казенное учреждение 31.12.2015 безосновательно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, претензия общества от 25.01.2016 казенным учреждением не удовлетворена, общество обратилось с названным заявлением в арбитражный суд.
Взыскивая с Минтруда РФ за счет казны Российской Федерации как с главного распорядителя средств федерального бюджета по обеспечению инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации в пользу общества 177744,50 руб. убытков за изготовление корсетов для инвалидов и 47052,25 руб. судебных расходов, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что полномочия по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями инвалидов и отдельных категорий ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, оплата обществу за изготовленные 38 корсетов в 2015 году казенным учреждением произведена не была, неизрасходованные средства федерального бюджета на эти нужды были возвращены в федеральный бюджет, соглашение между Минтрудом РФ и правительством Рязанской области о передаче правительству Рязанской области части полномочий по предоставлению мер соцзащиты инвалидам с 01.01.2016 расторгнуто и с 2016 года Рязанская область не исполняет полномочия по обеспечению инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о соцзащите инвалидов) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) предусмотрено обеспечение протезно-ортопедическими изделиями отдельных категорий ветеранов.
В соответствии с положениями преамбулы Закона о соцзащите инвалидов и статьи 10 Закона о ветеранах полномочия по обеспечению техническими средствами, протезно-ортопедическими изделиями инвалидов и отдельных категорий ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 11.1 Закона о соцзащите инвалидов финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели. В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий.
Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Минтруда РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2014 N 2529-р утверждено Соглашение между Минтруда РФ и правительством Рязанской области о передаче правительству Рязанской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Распоряжением правительства Рязанской области от 09.10.2014 N 468-р создано государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области" (казенное учреждение), подведомственное минсоцзащиты Рязанской области, в целях предоставления государственных услуг в сфере социальной поддержки на территории Рязанской области.
Государственные контракты на территории Рязанской области в рамках исполнения обязанности Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной услуги "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации" в 2015 году заключались казенным учреждением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1137 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в соответствии с заключенными между Минтрудом РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями.
Пунктами 2, 4, 6 названных Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Перечисление субвенций осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Не использованный на 1 января текущего года остаток субвенций подлежит возврату в федеральный бюджет.
В силу пункта 3 Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного Приказом Минфина России от 06.06.2008 N 56н, получатели средств федерального бюджета (администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета) обеспечивают представление в органы Федерального казначейства по месту обслуживания платежных и иных документов, необходимых для подтверждения в установленном порядке принятых ими денежных обязательств и последующего осуществления кассовых выплат из федерального бюджета, не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года, а для осуществления операций по выплатам за счет наличных денег - не позднее, чем за два рабочих дня до окончания текущего финансового года.
Судами установлено, что в 2015 году казенное учреждение не оплатило обществу стоимость изготовленных 38 корсетов, ссылаясь на получение от общества оригиналов документов на изготовленные корсеты только 13.01.2016. Субвенции из федерального бюджета на оплату 38 корсетов были возвращены в федеральный бюджет.
С 01.01.2016 расторгнуто Соглашение между Минтруда РФ и правительством Рязанской области. Постановлением правительства Рязанской области от 17.11.2015 N 283 признано утратившим силу с 01.01.2016 постановление правительства Рязанской области от 31.12.2009 N 383 "Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями". Субъект РФ - Рязанская область с 2016 года не исполняла полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в силу чего средства федерального бюджета на эти цели субъекту РФ - Рязанской области не перечислялись.
С 01.01.2016 обеспечение инвалидов Рязанской области техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями осуществляется Фондом социального страхования РФ в лице территориального органа - государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
В возражениях на кассационную жалобу Рязанское отделение Фонда соцстраха РФ указало, что перечисление в 2016 году межбюджетных трансфертов Фонду соцстраха РФ в пределах бюджетных ассигнований основывалось на информации о потребности в технических средствах реабилитации инвалидам с 01.01.2016 по 31.12.2016 и не включало неисполненные казенным учреждением обязательства в 2015 году.
Исходя из изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что общество вправе взыскать стоимость изготовленных корсетов как убытки в порядке статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации с распорядителя бюджетных средств на эти цели.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, Минтруд РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты ветеранов, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов.
Пунктом 5.6.1 названного Положения установлено, что Минтруд РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
При таких обстоятельствах суд по праву взыскал с Минтруда РФ как с распорядителя и получателя средств федерального бюджета за счет казны РФ 177744,50 руб. убытков и частично судебные расходы в пользу общества.
Доводы кассационной жалобы о том, что коль обязанность по уплате задолженности возникла из государственного контракта, то оплату должна произвести сторона договора или Фонд соцстраха РФ в лице его территориального органа, так как с января 2016 года и до настоящего времени бюджетные ассигнования на указанные цели предоставляются Фонду, были предметом исследования судов двух инстанций и судами по праву отклонены как несостоятельные.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 по делу N А54-394/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.