г.Калуга |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А84-2129/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" (ОГРН 1149204047321, ИНН 9102048128, ул.Пугачева, 28, г.Севастополь, 299003) - Половковой В.В. (дов. от 09.01.2018), Прохватилиной М.Н. (дов. от 09.01.2018),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (ОГРН 1149204005125, ИНН 9204002683, ул.Ленина, д.2, г.Севастополь, 295006) - Ющенко Н.В. (дов. от 23.05.2018 N 43),
от Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (ул. Балаклавская, д.9, г.Севастополь, 299011) - Полякова А.Э. (дов. от 01.06.2018 N 74-15-23),
от Департамента здравоохранения города Севастополя (ОГРН 1149204005136, ИНН 9204002690, ул.Карантинная, 45, г.Севастополь, 299008) - Богорадновой Г.В. (дов. от 01.03.2018 N 21),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Омельченко В.А) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.09.2017 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А84-2129/2017,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" (далее - ГБУЗС "ЦЭМПиМК", лечебное учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее - ТФОМС, Фонд) от 17.04.2017 осуществить возврат в бюджет территориального фонда 27347206,29 руб. и уплатить штраф в сумме 2734720,63 руб.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального казначейства по г. Севастополю, Департамент здравоохранения города Севастополя (далее - Департамент здравоохранения).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.09.2017 требование ТФОМС г.Севастополя от 17.04.2017 признано незаконным. С ТФОМС по городу Севастополю в пользу заявителя взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.09.2017 отменено частично, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя, изложенное в требовании от 17.04.2017 по результатам проведенной проверки к акту от 07.04.2017 N 5 плановой, комплексной проверки в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" в части возложения на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" обязанности осуществить возврат в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя средств в размере 26 411 599,64 руб. и уплатить штраф в сумме 54 065,16 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказать. Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу в арбитражный суд заявления 3000 руб.".
Также в постановлении суда апелляционной инстанции разрешен вопрос о возврате ТФОМС города Севастополя из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1500 руб., излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе ГБУЗС "ЦЭМПиМК" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 30.01.2018 в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным требования ТФОМС от 17.04.2017 о возврате в бюджет Фонда 3616262,12 руб. и уплатить штраф в размере 2680655,47 руб., указывая на неподтвержденность выводов суда апелляционной инстанции в отношении факта нецелевого использования денежных средств, поскольку лечебное учреждение считает, что в отсутствие финансирования из федерального бюджета оказания скорой медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, а также из бюджета субъекта Российской Федерации обеспечения скорой медицинской помощи при проведении массовых мероприятий заявитель был вынужден заимствовать денежные средства между источниками финансирования на оказание названной медицинской помощи, в связи с чем, отсутствует нецелевое использование денежных средств. Также, учреждение не согласно с выводами судебной коллегии о доказанности органом контроля факта нецелевого использования средств фонда по поводу приобретения укладок эпидемиологических, поскольку в соответствии с положениями пунктов 2.22, 3.30, 4.22, 5.35, 6.32 стандарта оснащения автомобиля скорой медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", автомобиль скорой медицинской помощи любого класса и назначения оснащается указанной укладкой, при этом приобретение данного медицинского изделия по цене превышающей 100000 рублей не является не целевым использованием бюджетных средств. В отношении эпизода нецелевого расходования бюджетных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в связи со списанием дизельного топлива, выводы суда апелляционной инстанции не основаны на материалах дела, так как судом не учтено, что списание дизельного топлива в сумме 155001,65 руб. произведено на основании актов о списании материальных запасов, предусмотренных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, и приказов лечебного учреждения от 07.10.20185 N 280 и от 19.08.2016 N 321 "О работе автомобиля в осенне-зимний период", согласно которым разрешен прогрев салона автомобиля в режиме ожидания, а кроме того, судом не принято во внимание, что отопители установлены в машинах скорой помощи заводом-изготовителем, являются автономными, работают независимо от автомобильного двигателя.
Территориальный ФОМС г.Севастополя не согласился с решением и постановлением судов в части признания незаконным требования от 17.04.2017 о возврате в бюджет ФОМС 24517704 руб. и 1353243,30 руб., в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление, поскольку судами неправильно истолкованы и применены нормы материального права; выводы судов об отсутствии у лечебного учреждения обязанности возвратить указанные бюджетные средства в бюджет ФОМС противоречат положениям части 9 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", так как использованные не по целевому назначению бюджетные средства необходимо вернуть в Фонд, а восстановление на лицевом счете учреждения соответствующих денежных средств не является возвратом в бюджет.
В отзыве на жалобу ГБУЗС "ЦЭМПиМК" Фонд указывает на несостоятельность доводов лечебного учреждения, поскольку суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об использовании учреждением, полученных из ФОМС денежных средств, не по целевому назначению.
Департамент здравоохранения в отзывах на жалобы не согласен с кассационной жалобой ТФОМС г.Севастополя, так как отсутствие финансирования оказания скорой медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства и произведенное в связи с этим заимствование средств ФОМС, впоследствии при получении в последующий период денежных средств произведено соответствующее восстановление на лицевом счете, не является нецелевым использованием средств ОМС, не повлияло на порядок и сроки оказания медицинской помощи застрахованным лицам. Также, Департамент согласен с доводом лечебного учреждения об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств при приобретении укладок противоэпидемических и расходовании дизельного топлива, так как в соответствии с примерным перечнем оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации", машины скорой помощи должны оснащаться специальным укладками, в том числе эпидемиологической, а приобретение ГСМ входит в структуру тарифа медицинской помощи по ОМС.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационных жалоб и возражений на них.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в отзывах на жалобы, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, на основании приказов от 17.02.2017 N 30, от 28.03.2017 N 48 в соответствии с планом работы Территориального фонда обязательного медицинского страхования г. Севастополя по проведению проверок на 2017 год Фондом проведена плановая комплексная проверка по вопросу использования ГБУЗС "ЦЭМПиМК" средств обязательного медицинского страхования за период 2015, 2016 гг., январь 2017 г., результаты которой отражены в акте плановой, комплексной проверки от 07.04.2017 N 5 (далее - акт N 5).
Согласно акту N 5 ТФОМС выявлены нарушения использования средств, полученных из бюджета ФОМС, допущенные учреждением при осуществлении деятельности за период 2015, 2016 гг., январь 2017 г., которые заключаются в следующем.
1. В соответствии с ч. 5 ст.15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) ГБУЗС "ЦЭМПиМК" осуществляет деятельность в сфере ОМС на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных со страховыми медицинскими организациями. Для выполнения плановых объемов медицинской помощи по программе ОМС из бюджета ФОМС лечебному учреждению на соответствующие лицевые счета, открытые в УФК г.Севастополя, поступали денежные средства. При анализе информации о перечислении средств с лицевого счета N 21746щ83670 на лицевой счет N 22746щ83670 органом контроля установлено, что за 2015 г. на лицевом счете N 22746щ83670 были восстановлены кассовые расходы в размере 8897651 руб. и за 2016 г.- 16973297 руб. (всего 25870948 руб.) в связи с получением лечебным учреждением субсидий на компенсацию расходов, связанных с оказанием в 2014-2015 гг. медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (код субсидии 8060023), связанных с оказанием в 2014-2015 гг. медицинскими организациями медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства (код субсидии 8066008), связанных с иными целями - медицинское обеспечение массовых городских мероприятий (код субсидии 8066003).
Фондом установлено, что 24517704 руб. - целевая субсидия, поступившая из федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1134 "Об оказании в 2014-2016 годах медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - постановление Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134), постановления Правительства Севастополя от 07.12.2015 N 1165-ПП "Об утверждении Порядка расходования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджету города Севастополя на компенсацию расходов, связанных с оказанием в 2015 году медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - постановление Правительства Севастополя N 1165-ПП), постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 705 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам города Севастополя медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - постановление N 705); 1353243,60 руб. - целевая субсидия местного бюджета, поступившая на основании постановления Правительства Севастополя от 04.08.2016 N 767-ПП "Об утверждении Порядка расходования в 2016 году средств бюджета города Севастополя на медицинское обеспечение массовых городских мероприятий в рамках Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 N 434-ПП"" (далее - постановление N 767-ПП).
Фонд пришел к выводу, что в нарушение ст.ст. 4, 10, п.5 ст.20, п.6 ст. 36 Закона N 326-ФЗ, пункта 2.6.3 Тарифного соглашения от 01.02.2016, по причине оказания за счет средств ОМС медицинской помощи в 2015 г. 14337 незастрахованным лицам и оплате дежурств бригад скорой медицинской помощи при проведении массовых мероприятий в 2016 г. лечебным учреждением допущено нецелевое расходование средств ОМС в размере 25870948 руб.; восстановление данных средств на лицевом счете не свидетельствует об их целевом расходовании.
2. Фондом установлено, что в нарушение ст.ст. 91,350 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников", п. 3.3 коллективного договора водителям скорой медицинской помощи в период июль-декабрь 2016, январь 2017 г. выплачивалась заработная плата из расчета нормы продолжительности рабочей недели 39 часов, что привело к излишнему начислению заработной платы и нецелевому расходованию средств ОМС на сумму 540651,64 руб.
3. Проверкой установлено, что учреждением проведена закупка укладок универсальных (укладка эпидемиологическая) в количестве 7 штук для выполнения требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и методических указаний 3.4.2552-09 "Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения", приказа Департамента здравоохранения г.Севастополя от 23.07.2016 N 973 "О внедрении в практику работы МУ 3.4.2552-09". Данные расходы в соответствии со статьей 2 Федерального закона N52-ФЗ являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, 780605 руб. израсходованы лечебным учреждением не по целевому назначению, так как данные расходы не включены в тариф на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
4. В ходе выборочной проверки соответствия применяемых норм при расходовании лечебным учреждением топлива установлено завышение норм расхода топлива, что привело к нецелевому использованию средств ФОМС в размере 155001,65 руб.
По результатам проверки в адрес ГБУЗС "ЦЭМПиМК" органом контроля направлено требование от 17.04.2017, в соответствии с которым лечебное учреждение в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в срок в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования обязано осуществить возврат в бюджет ТФОМС денежных средств, в том числе в размере 27347206,29 руб., использованных не по целевому назначению, а также уплатить штраф в сумме 2734720,63 руб. за нецелевое использование указанных средств.
Не согласившись с требованием Фонда от 17.04.2017, ГБУЗС "ЦЭМПиМК" оспорило его в судебном порядке.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения Федерального закона N 326-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1134, постановлений Правительства Севастополя N 1165-ПП, N 705, 767-ПП, а также подтверждение Фондом фактов оказания лечебным учреждением медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, прибывшим на территорию Российской Федерации в 2015 г., осуществления медицинского обеспечения массовых городских мероприятий в 2016 г., исходя из того, что отвлеченные на указанные цели средства, полученные из ФОМС, были восстановлены учреждением при получении соответствующих субсидий из федерального бюджета и бюджета субъекта, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя признаков нецелевого использования бюджетных средств ОМС.
Кроме того, суд первой инстанции не согласился с выводами ТФОМС о том, что расходы по приобретению укладок эпидемиологических являются нецелевым использованием средств, обосновав свой вывод необходимостью приобретения таких укладок в соответствии с методическими указаниями МУ 3.4.2552-089 от 17.09.2009, которыми медицинское изделие отнесено к основным средствам, а в соответствии с пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в тарифе на оплату медицинской помощи по ОМС предусмотрены расходы на приобретение основных средств.
В части выводов ТФОМС о нецелевом расходовании денежных средств в связи с завышением норм расхода топлива, подлежащих списанию, суд указал, что Фондом при проведении проверки не дана полная оценка представленным лечебным учреждениям документам в обоснование списания спорной суммы расходов по дизельному топливу, в связи с чем признал их не соответствующими обстоятельствам дела.
В отношении нецелевого использования денежных средств, израсходованных в связи с выплатой заработной платы водителям, суд указал, что нарушение трудового законодательства не подтверждает факт нецелевого использования денежных средств ФОМС и не соответствует понятию нецелевого использования бюджетных средств, установленному статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, осуществив в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 268 АПК РФ, проверку имеющихся в деле доказательств, частично не согласившись с решением суда первой инстанции, пришел к выводу, что расходы заявителя, связанные с оказанием неотложной медицинской помощи лицам без гражданства и гражданам Украины, не могут осуществляться за счет средств ОМС, в связи с чем, признал факт нецелевого использования средств Фонда в сумме 24517704,40 руб. на оказание медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства и в сумме 1353243,60 руб. на оплату видов медицинской помощи на массовых городских мероприятиях доказанным.
С выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возврата в бюджет ФОМС указанных денежных средств, поскольку лечебным учреждением фактически восстановлены на счете ОМС денежные средства, использованные не по целевому назначению, а оснований для повторного их возмещения не имеется, согласился суд апелляционной инстанции. При этом судебная коллегия отметила, что требование органа контроля о перечислении в бюджет территориального фонда указанных средств фактически будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинскому учреждению, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством, одновременно согласившись с требованием Фонда уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 2451770,44 руб. и 135324,36 руб., что соответствует положениям, предусмотренным частью 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании.
Апелляционный суд, сославшись на пункт 4.22 Стандарта оснащения станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники, являющегося приложением N 5 к Порядку оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2013 N 388н (далее - Стандарт), раздел V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам города Севастополя, согласился с выводом Фонда о необходимости закупки укладок универсальных (эпидемиологических) за счет средств бюджета города Севастополя, а не за счет средств ОМС и пришел к выводу нецелевом использовании 780605 руб. (приобретение 7 комплектов укладок эпидемиологических).
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и в части эпизода возврата денежных средств ОМС в размере 155001,65 руб., ввиду того, что материалами дела подтверждено, что при списании дизельного топлива применялись завышенные нормы расхода топлива, а также списание дизельного топлива с августа 2015 года по пройденному километражу в объеме 3799 литров произведено без подтверждающих первичных документов (по актам списания без учета пробега автомобиля и установленных норм расхода топлива). Судебная коллегия отклонила доводы заявителя об отсутствии нарушений расходования средств ОМС, так как Фондом не были учтены особенности обогрева машин скрой помощи, указав, что нормы расходования дизельного топлива установлены учреждением с завышенными коэффициентами уже с учетом необходимых затрат на обогрев салона машины.
В части эпизода о возврате денежных средств ОМС в размере 428066,87 руб., израсходованных в июле - декабре 2016 и в размере 112584,77 руб., израсходованных в январе 2017 г., на оплату заработной платы водителям из расчета нормы продолжительности рабочей недели - 39 часов, суды первой и апелляционной инстанции установили отсутствие нецелевого использования денежных средств, так как изменение условий оплаты труда в соответствии с положениями статьи 72 Трудового кодекса РФ допускается только по соглашению сторон, а процедура согласования с работниками изменений условий трудового договора завершена в июле 2017 года заключением дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Суд округа, проверив материалы дела, учитывая доводы кассационных жалоб, не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о нецелевом использовании лечебным учреждением средств ОМС.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 131-О указано: "Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; при этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации)".
В соответствии со статьей 8 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985), иностранцы, проживающие на законном основании на территории государства, пользуются правом на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание при условии, что они выполняют требования согласно соответствующим правилам и что это не возлагает на ресурсы государства чрезмерного бремени. В целях защиты прав иностранцев, занимающихся законной оплачиваемой деятельностью в стране, в которой они находятся, такие права могут быть определены соответствующими правительствами в многосторонних или двусторонних конвенциях.
Согласно законодательству Российской Федерации право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
При этом, нормативными правовыми актами, которые предоставляют право на медицинскую помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства, могут устанавливаться особые случаи оказания медицинской помощи отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства.
В частности, постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134 предусмотрено оказание в 2014 - 2016 годах медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им в 2014 - 2016 годах медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Судами установлено, подтверждено Фондом, что соответствующее средства федерального бюджета в 2015 г. в адрес лечебного учреждения на вышеназванные цели не поступили, однако, руководствуясь вышеназванными принципами обязательности оказания медицинской помощи данной категории иностранных граждан и лиц без гражданства, заявитель оказывал неотложную медицинскую помощь, что нашло отражение в акте проверки N 5.
Поскольку, отсутствовало финансирование, а учреждение оказало медицинскую помощь гражданам Украины и лицам без гражданства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134, израсходованные на эти цели денежные средства ФОМС не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.
Получив соответствующую субсидию из федерального бюджета, ГБУЗС "ЦЭМПиМК" восстановил соответствующие суммы на лицевом счете учета средств, поступивших из ФОМС.
При этом, ни УФК по г.Севастополю, ни Департамент здравоохранения г.Севастополя не усматривали нарушений бюджетной дисциплины в действиях лечебного учреждения.
Постановлением Правительства г.Севастополя от 04.08.2016 N 767-ПП утвержден Порядок расходования в 2016 году средств бюджета города Севастополя на медицинское обеспечение массовых городских мероприятий в рамках Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 N 434-ПП", в соответствии с пунктом 2 которого Департамент здравоохранения города Севастополя является главным распорядителем средств бюджета города Севастополя, предусмотренных в бюджете города Севастополя на медицинское обеспечение массовых городских мероприятий в рамках Программы.
Согласно пункту 3 Порядка финансирование массовых городских мероприятий, проводимых на территории города Севастополя, осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Севастополя в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных Департаменту здравоохранения города Севастополя.
Однако, предусмотренное постановлением N 767-ПП финансирование за счет бюджета субъекта РФ оказания медицинской помощи при проведении в 2016 году массовых мероприятий лечебному учреждение не доведено, а такую помощь заявитель оказал, суд первой инстанции обоснованно указал об отсутствии нецелевого использования денежных средств.
Таким образом, суд округа считает, что у суда апелляционной инстанции, исходя из особенностей обстоятельств, связанных с обязанностью лечебного учреждения оказывать необходимую медицинскую помощь гражданам Украины и лицам без гражданства, пребывающим на территории Российской Федерации, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1134, а также при проведении массовых городских мероприятий, не было оснований не согласиться с выводами Арбитражного суда города Севастополя об отсутствии признаков нецелевого использования средств в размере 2451770,44 руб. и 135324,36 руб. (соответственно).
Суд округа считает необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о нецелевом использовании средств ФОМС, израсходованных на приобретение 7 укладок эпидемиологических.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяя правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, одновременно закрепляет объективные критерии, с которыми связывается обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
К таковым критериям федеральный законодатель относит, в том числе, применение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (статья 10 Закона N 323-ФЗ).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, относится к видам медицинской помощи (пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ). Согласно статье 35 данного Закона скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, и включает в себя медицинскую эвакуацию.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В целях соблюдения требований действующего законодательства для оказания квалифицированной специализированной скорой медицинской помощи автомобили скорой медицинской помощи в обязательном порядке должны быть оснащены оборудованием по перечню, указанному в приложении N 5 (Стандарт оснащения станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи) к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N388н.
Согласно пунктам 2.19, 3.26, 4.22, 5.31 названного Стандарта автомобиль скорой медицинской помощи должен быть укомплектован, в том числе, укладкой общепрофильной для оказания скорой медицинской помощи или комплектом противоэпидемическим выездной бригады скорой помощи, в зависимости от класса помощи ("А" или "В") и категории выездной бригады скорой медицинской помощи.
Финансирование станций и отделений скорой медпомощи осуществляется в соответствии с типовыми программами государственных гарантий, которые формируются с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе ее стандартов, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения РФ, основанных на данных медицинской статистики.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 г. и на плановый период 2016 г. и 2017 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N1273, предусмотрено, что финансовое обеспечение Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств ОМС в рамках базовой программ ОМС оказываются первичная медико-санитарная, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита, психических расстройств и расстройств поведения.
Судом апелляционной инстанции указано, что поскольку укладками противоэпидемиологическими оснащаются в соответствии с названным Стандартом только машины скорой медицинской помощи класса "В" для специализированной психиатрической выездной бригады СМП, а медицинская помощь при психических расстройствах не осуществляется за счет средств ОМС, то денежные средства в размере 780605 руб. использованы с нарушением порядка.
Вместе с тем, органом контроля в акте проверки N 5 не приведены доказательства, что приобретенные укладки используются лечебным учреждением только на автомобилях специализированной помощи, и эти укладки не отвечают требованиям, предъявляемым к укладкам общепрофильным, и не могут быть использованы в качестве таковых.
Таким образом, в данной части требование Фонда не является обоснованным.
В части признания требования Фонда о возврате в бюджет ФОМС 155001,65 руб. - завышение норм списания дизельного топлива, суд округа считает, доводы лечебного учреждения обоснованными, поскольку материалами дела подтверждено, что списание дизельного топлива производилось с учетом работы автономного отопления в автомобилях скорой помощи на основании актов о списании материальных ценностей.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку судом первой инстанции нормы права применены в соответствии с фактическими обстоятельствам дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, постановление от 30.01.2018 подлежит отмене, а решение суда от 12.09.2017 - оставлению в силе.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
Поскольку кассационная жалоба подлежит удовлетворению, понесенные ГБУЗС "ЦЭМПиМК" судебные расходы на уплату государственной пошлины в размер 1500 рублей за ее рассмотрение относятся на ТФОМС г.Севастополя, а 1500 рублей подлежат возврату заявителю как излишне уплаченная госпошлина.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов, в связи с чем государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату фонду.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу N А84-2129/2017 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.09.2017 по настоящему делу.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" (ОГРН 1149204047321, ИНН 9102048128, ул.Пугачева, 28, г.Севастополь, 299003) излишне перечисленную по платежному поручению от 20.03.2018 N 419336 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Севастополя (ОГРН 1149204005125, ИНН 9204002683, ул.Ленина, д.2, г.Севастополь, 295006) государственную пошлину в сумме 1500 рублей перечисленную по платежному поручению от 05.03.2018 N 397818 за рассмотрение кассационной жалобы.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (ОГРН 1149204005125, ИНН 9204002683, ул.Ленина, д.2, г.Севастополь, 295006) в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" (ОГРН 1149204047321, ИНН 9102048128, ул.Пугачева, 28, г.Севастополь, 299003) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.