г.Калуга |
|
9 июля 2018 г. |
Дело N А48-4492/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания": Ефимова С.П. по доверенности от 09.01.2018 N ОГ-05/2018,
от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: Гнеушев С.В. по доверенности от 20.02.2018 N 145, Пряжникова О.Н. по доверенности от 22.06.2018 N 161,
от Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области: не явились, извещены надлежаще,
от Администрации города Орла: не явились, извещены надлежаще,
от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.12.2017 (судья Клименко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А48-4492/2017,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" (далее - ПАО "Квадра", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - ответчик, Управление) N 272 от 22.03.2017.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы. Просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
От Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, а также ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся кратковременный перерыв в течение дня.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, 10.03.2017 в Управление поступило обращение гр. Давыдовой С.В. от 10.03.2017 N 1465-Д, содержащее сведения о нарушениях обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по адресу: г. Орел, ул. Новикова, д. 6.
Мотивированным представлением N 368 должностного лица органа государственного контроля (надзор) - начальника отдела надзора за начислением платежей Ивановой Н.В. от 22.03.2017 определено провести внеплановою документарную проверку в отношении ресурсоснабжающей организации ПАО "Квадра" - "Орловская генерация".
Приказом Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 22.03.2017 N 0490 в отношении ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" назначена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен Акт от 22.03.2017 N 515.
Из Акта проверки следует, что ПАО "Квадра"-"Орловская генерация" осуществляет начисление размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам (нанимателям) жилых помещений N 15, 21 МКД N 6 по ул. Новикова в г. Орле в соответствии с формулой 4(1), указанной в Правилах от 06.05.2011 N 354, что является нарушением п. 42 Правил от 06.05.2011 N 354.
31.03.2017 Управлением в адрес филиал ПАО "Квадра - "Орловская генерация" выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 272, согласно которого общество обязано в срок до 26.04.2017 произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений N 15,21 многоквартирного дома N 6 по ул. Новикова в г. Орле размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с января 2017 года в соответствии с формулой 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354, а также производить с расчетного периода "апрель 2017" начисления размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с формулой 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила).
В приложении N 2 к вышеназванным Правилам содержатся формулы для расчета платы за различные виды коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение в зависимости от вида жилого дома, жилого помещения и иных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду необходимо руководствоваться именно формулой 23(1) как это установлено в п. 42 Правил N 354.
Судами было правомерно учтено, что согласно Приказу Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2016 N 1737-т: определены ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в городе Орле долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, на 2017-2019 годы согласно приложению 1; установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в городе Орле с использованием имущества, субарендованного у ОАО "Орелгортеплоэнерго", с применением метода индексации для всех категорий потребителей с календарной разбивкой в соответствии с приложением 2. Указанный приказ вступил в силу с 1 января 2017 года.
Применяя совокупность приведенных норм, суды пришли к обоснованному выводу о законном и обоснованном указании Управлением в оспариваемом предписании на применение при определении расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению формулы 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354.
Как и прежде, Общество ссылается на неисполнимость предписания по причине невозможности применения данной формулы ввиду того, что не установлен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Действительно, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В данном случае само предписание органа содержит четкую информацию о тех мероприятиях, которые должны быть проведены обществом в целях устранения выявленного нарушения в двух помещениях N 15,21 многоквартирного дома N 6 по ул. Новикова в г. Орле, т.е. указано на необходимость произвести перерасчет с указанием конкретной формулы, содержащейся в Правилах N 354.
Суть спорной ситуации сводится исключительно к арифметическому расчету по формуле, где один из ее показателей не установлен.
В ходе судебного разбирательства, суды первой и апелляционной инстанции, проверяя довод заявителя о неисполнимости предписания, учли следующее.
Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 23.12.2016 N 518 "О поэтапном переходе к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Орловской области" установлен на срок до 31 декабря 2019 года период поэтапного перехода к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Орловской области.
При этом, в настоящее время норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в Орловской области не утвержден.
Тем не менее, правовая неопределенность в данном вопросе, а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, не должна приводить к нарушению прав конечных потребителей, осуществляющих расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии (Гкал/куб. м), которая необходима для приготовления 1 кубического метра горячей воды. А именно на защиту прав конечных потребителей и направлено оспариваемое предписание.
Кроме того, общество не лишено возможности защиты нарушенного, по его мнению, прав бездействием по не установлению норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными законом способами.
Определение экономически обоснованной цены услуг (тарифа), в том числе заложенных в тариф отдельных показателей, производится по установленным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в действующем периоде регулирования.
Судами принято во внимание, что 20.12.2016 года Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области принят Приказ N 1736-Т от 20.12.2016 "Об утверждении производственной программы ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в городе Орле в сфере горячего водоснабжения", согласно приложения к которому рассчитано удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, равное 0,059 Гкал/куб. м для ПАО "Квадра"-"Орловская генерация".
Суд апелляционной инстанции посчитал возможным ее использование ПАО "Квадра - Генерирующая компания" для расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителям в период до утверждения в установленном порядке норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения. Одновременно данный вывод обоснован ссылкой на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации исх. N 38051-00/04 от 20.10.2017, уполномоченного в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
По мнению заявителя, применение данных разъяснений противоречит Постановлению Правительства от 23.05.2006 N 306 в части возможности использования некой величины, не являющейся нормативом.
В силу положений статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не наделан полномочиями по переоценке выводов судов, сделанных на основе объективной и всесторонней оценки представленных в материалы дела доказательств.
В данном случае, приводя данный показатель, как возможный к применению при перерасчете собственникам (нанимателям) помещений N 15,21 многоквартирного дома N 6 по ул. Новикова в г. Орле размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с формулой 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354, суды исходили из его сопоставимости с расчетом, осуществленным с применением Правил N 306.
Учитывая изложенное, установив, что общество при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению жителям указанного выше многоквартирного жилого дома не использовало формулу 23(1) (приложение N 2 к Правилам), хотя обязано было ее применять, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о законности выданного обществу предписания.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.12.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 по делу N А48-4492/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.